Организация
внеурочной деятельности в школе
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы
знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических
и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности
за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе
непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть
начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе
школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений
с природой и обществом. В сфере экологического образования школьников на первый
план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление
экологического мышления.
На
базе нашей школы в данном учебном году реализовывался региональный прокт «Школа
добрых дел» во 2 «А», 3 «Б» и 9 «А» классах.
Перед руководителями кружка и обучающимися
были поставлены следующие цели и задачи: Развитие
личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре
сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании,
экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу
планеты.
Данная цель достигается решением
следующих задач:
·
воспитание
у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
·
становление
и развитие у детей целостного мировосприятия;
·
активное
присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между
природой и обществом;
·
формирование
у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа
жизни.
Руководителями
групп была разработана программа, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей классов. Программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности
обучающихся, способствует развитию их личностных, познавательных,
коммуникативных и социальных качеств.
В
процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева
О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа
добрых дел». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное
пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2013.
48 с
В процессе занятий
использовались различные формы: традиционные,
комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы,
соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и
усваивают готовую информацию;
- репродуктивный
– учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый
– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом;
- исследовательский
– самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
-
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный
– чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой
– организация работы в группах;
- индивидуальный
– индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Организуя
работу в кружке, я использовала различные педагогические технологии:
технология развивающего обучения;
технология проблемного
обучения; игровая
технология;
здоровьесберегающие
технологии;
проектная технология;
информационные технологии.
№
|
|
|
|
Тема
занятий
|
Содержание
|
Планируемые
результаты
|
1
|
Что нас
окружает?. Природа живая и неживая.
|
Разнообразие
природы. Природа живая и неживая. Включенность в мир природы.
|
Различать живую
и неживую природу.
|
2
|
О школе.
Знакомство с экологической АЗБУКОЙ.
|
Взаимодействие с
природным объектом. Ощущение своей включенности в мир природы.
|
Иметь позитивное
отношение к ценностям нашего общества.
|
3
|
Правила
поведения в школе. Экологическая Азбука.
|
Ощущение своей
включенности в мир природы. О правилах поведения в школе.
|
Понимание
школьником социальной реальности и повседневной жизни.
|
4
|
Правила
поведения в школе. Путешествие в Экоград.
|
Что такое
Экоград? Расширение опыта восприятия природы. Беседа о правилах поведения в
школе.
|
Приобретение
экологических знаний. Уметь строить свои высказывания, убеждать сверстников.
|
5
|
Игра «Бывает –
не бывает». Жизнь камней.
|
Связь человека с
неживой природой.
|
Приобретение
экологических знаний. Позитивное отношение к школе, товарищам, уважительное
отношение к учителям.
|
6
|
Игра-драматизация
« Сказка о пропавшей школе»
|
Школа в моей
жизни. Значение школы. Наблюдение, исследование .
|
Приобретение
необходимых знаний о школе. Проявление интереса к школе.
|
7
|
Знакомство с
историей. Когда появились первые школы.
|
Первая школа в
России. Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение,
исследование .
|
Приобретение
исторических знаний о школах. Уметь выполнять учебную задачу.
|
8
|
Какие дела можно
назвать добрыми?
|
Добрые дела в
моей жизни. Добрые поступки, друзья. Наблюдение, исследование .
|
Уметь выполнять
наблюдения и коррек-тировать.
|
9
|
«Школа будущего
– будущее школы»
|
Представление
школы будущего в индивидуальном проекте. Рассказ о друге.
|
Уметь выполнять
наблюдения и коррек-тировать.
|
10
|
Игра – спектакль
«Кто самый важный?». Беседа с доктором Айболитом.
|
Превращение
кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный?
|
Уметь
сопереживать, сочувствовать живым существам. Уметь работать в группах
|
11
|
В природе всё
взаимосвязано.
|
Явления природы.
Презентация.
|
Приобретение
экологических знаний.
|
12
|
Виртуальный
проект «Школа будущего»
|
Умение работать
над проектом, проявление творчества.
|
Умение
высказывать личное мнение и умение работать в группах .
|
13
|
Виртуальный
проект «Школа будущего»
|
Творческое
задание. Умение работать над проектом.
|
Умение
высказывать личное мнение и умение работать в группах .
|
14
|
Виртуальный
проект «Школа будущего»
|
Творческое
задание: рисунки. Умение высказывать личное мнение.
|
Приобретение
опыта в ходе практических действий. Умение высказывать личное мнение и умение
работать в группах .
|
15
|
Что такое
экологические проекты?
|
Получать знания
об экологических проектах .
|
Получать опыт
работы в группах, уметь высказывать своё мнение.
|
Результатом работы кружка участие во всероссийском сетевом проекте «Если ты
природе друг!» на сайте http://www.nachalka.com/ecology .
Помните
Маленького принца А де Сент-Экзюпери? У него есть твёрдое правило: "Встал
поутру, умылся, привёл себя в порядок, - сразу же приведи в порядок свою
планету!" Этапы проекта «Если ты природе друг!»:
Шаг
1. SOS опрос:
Наш
класс очень рад участию в этом проекте. Проводить опрос было очень интересно,
словно мы корреспонденты. Опросили 7 взрослых и 7 ребят. Стало интересно,
совпадают ли ответы взрослых и детей? Все сошлись во мнении, что мусор -
основной враг нашего города. Мусор делает больно природе. Вызвал затруднение
вопрос : каковы пути решения экологических проблем? Ответ простой - чисто не
там, где убирают, а там, где не мусорят! Каждый человек может помочь матушке -
природе если будет убирать за собой. А еще взрослых волнует вопрос плохих
дорог. А мы, дети, хотим, чтобы скверы нашего города стали чище. И еще мы
мечтаем, чтобы было меньше выхлопных газов. Вот бы изобрести такой автомобиль!
Мы решили с нашим классом начать с малого, но очень важного. Мы будем приводить
в порядок нашу пришкольную территорию. Сейчас сходит снег, самое время наводить
чистоту. Если мы друзья природе, даже при плохой погоде, другу нужно помогать :
НЕ СОРИТЬ И НЕ КИДАТЬ!!!
Шаг
2. SOS фоторепортаж:
Для
фоторепортажа мы выбрали газон около школы. Мусор и грязь очень портят внешний
вид пришкольного участка. Мы решили навести порядок на этом маленьком кусочке
нашего родного школьного дома.
Шаг
3. Мастерская "Фантазия":
На
нашей выставке в школе "Ненужное в полезное" было много интересных
работ, выполненных ребятами, из бросового материала: украшения из старых
дисков, кормушки для птиц из коробок от молока, красивые цветочки и гусеничка
из картонных ячеек от яиц и многое другое. Все работы получились яркими, с
весенним настроением. А для мастер-класса мы взяли Черепашку из бросового
материала для газона. Идею мы взяли с сайта http://stranamasterov.ru/ Очень
полезный сайт для любителей работать руками.
Шаг
4. Экологическая акция "С любовью к природе! и Шаг 5. Выпуск газеты.
Провели
экологическую акцию "С любовью к природе!" и выпустили стенгазету на
сайте http://ru.padlet.com/wall/rr0fh6bx71pr
Вот
и завершился интересный и полезный проект "Если ты природе друг". Мы
научились проводить SOS опрос и делать выводы. Главный из них: Природа
нуждается в нашей защите и помощи! Научились работать в новых
интернет-сервисах. А главное: работа помогла сдружить ребят.
Таким образом, занятия кружка позволяют детям узнать дополнительные сведения по
экологии: знакомство с природой родного края, с различными проблемами экологии
родного города и района. Дети анализируют, фантазируют, выражают свое
мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению своей работы, занимаются
творчеством и общественно-полезным трудом.
Занятия кружка развивают творческие способности – процесс,
который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу
и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.