«Организация внеурочной деятельности
в рамках ФГОС второго поколения»
Выступление учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 6»
Никоновой Ольги Викторовны
«Организация проектной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление»
Кто такие
проектанты?
Может это
экскурсанты?
Может просто
дипломанты,
А быть может
фигуранты
И редчайшие
таланты?
Тех, кто любит
умный труд,
Проектантами
зовут!
Обучение младших
школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных
общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети
младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им
свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием
принимают участие в таких видах деятельности, которые предполагают выполнение
поисковых и экспериментальных заданий.
Главный
вопрос…
Готовы
ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности? Развиты ли у них
необходимые для этого качества и умения? Ответ: конечно же нет. Но это не
значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения
показывают, что ученики, не обладая достаточными умениями и навыками, вовлекаются
в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивают необходимые для
выполнения этой деятельности умения и качества.
Условия
успешной работы
Для успешных
занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
§
желание
самого ребенка;
§
благоприятная
среда;
§
доброжелательный
руководитель;
§
заинтересованный
родитель.
Без этого
деятельность ученика будет формальной, неинтересной и неплодотворной.
Участники
проекта
Действия
учителя:
§
помогает
ученикам определить цель деятельности;
§
рекомендует
источники получения информации;
§
раскрывает
возможные формы деятельности;
§
содействует
прогнозированию результатов выполняемого проекта;
§
создает
условия для активности школьника;
§
является
партнером;
§
помогает
в выборе формы защиты проекта и т. д.
Действия
ученика:
- определяет
цель своей деятельности;
- открывает
новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает
пути решения возникающих проблем;
- несет
ответственность за свою деятельность.
Следует
признать, что каждый у ч е н и к и
м е е т п р а в о:
– не участвовать ни в одном из текущих проектов;
– участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
– в любой момент начать новый проект
Действия
родителей:
- проявить
заинтересованность работой ребенка;
- включиться
в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;
- быть
консультантом;
- служить
источником информации;
Начиная работать
над проектом, взрослые не должны навязывать тему. У ребят должна быть
возможность выбора. Возникает ряд вопросов: а как научить их работать над
проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию,
доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать
любознательность, устойчивый интерес. Ответы
на вопросы нашлись в ходе работы.
Я
предложила детям принять участие в проекте «Лес – наше богатство». Возникли проблемные
вопросы учебной темы: Почему мы дружим с лесом? Для чего он нужен людям?
Как нужно вести себя в природе?
В
результате обсуждения мы поставили следующие цели: узнать новые сведения о
лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в
сохранении лесов на Земле. Во внимание брались все детские предложения. Все
объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет
всесторонним, будет полезна любая информация.
Нам
предстояло узнать: «Виды леса»
.
«Обитатели леса».
«Правила поведения в лесу».
«Что полезно, а что вредно?».
«Красная книга».
С
каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули
разные сферы жизни. Собирали пословицы, поговорки, загадки, стихи, читали
сказки, лепили фигуры животных, рисовали, использовали материал разного вида
энциклопедий. На занятиях я использовала презентации: «Какие бывают деревья?»,
«Будь природе другом!», «В царстве грибов». Интересно прошла игра «Найди пару»
с использованием интерактивной доски.
На обобщающем
занятии помогла ребятам распределиться на творческие группы по интересам.
Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться
сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов,
положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.
Проекты
получились как индивидуальные, так и групповые.
В роли единомышленников выступили и
родители, которым я объясняла, как правильно помогать, отбирать материал,
ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой. Совместно с
родителями Морозов Петр подготовил презентацию «Животные Красной книги» и
рассказал, почему страницы имеют разный цвет.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных
проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся
особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными
подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик,
участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в
соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и
постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный
проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т. д. Своим
ученикам я предложила оценить работу своих одноклассников и нарисовать подарок
проектанту-победителю.
Учащийся оценивает «чужой» продукт. В то
же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой
деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и
других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому
из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание,
недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.).
Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое
значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач,
неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для
дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку)
окружающего мира и себя.
В чем заключается
педагогическая значимость проектной деятельности?
ü
Формирует
и активизирует познавательную деятельность учащихся.
ü
Развивает
творческие способности.
ü
Способствует
выработке самостоятельности и потребности в самореализации.
ü
Выводит
учебный процесс из стен школы в окружающий мир.
ü
Обогащает
жизненный опыт.
ü
Реализует
принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
ü
И,
наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное
в работе каждого учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.