Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения»«Организация проектной деятельности. Общеинтеллектуальное направление»

«Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения»«Организация проектной деятельности. Общеинтеллектуальное направление»

«Организация внеурочной деятельности

в рамках ФГОС второго поколения»



Выступление учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 6»

Никоновой Ольги Викторовны



«Организация проектной деятельности.

Общеинтеллектуальное направление»
























Кто такие проектанты?

Может это экскурсанты?

Может просто дипломанты,

А быть может фигуранты

И редчайшие таланты?

Тех, кто любит умный труд,

Проектантами зовут!


Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в таких видах деятельности, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

Главный вопрос…

Готовы ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для этого качества и умения? Ответ: конечно же нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ученики, не обладая достаточными умениями и навыками, вовлекаются в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивают необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Условия успешной работы

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребенка;

  • благоприятная среда;

  • доброжелательный руководитель;

  • заинтересованный родитель.

Без этого деятельность ученика будет формальной, неинтересной и неплодотворной.

Участники проекта

hello_html_5cf63ded.gif


Действия учителя:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;

  • рекомендует источники получения информации;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

  • создает условия для активности школьника;

  • является партнером;

  • помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.

Действия ученика:

  • определяет цель своей деятельности;

  • открывает новые знания;

  • экспериментирует;

  • выбирает пути решения возникающих проблем;

  • несет ответственность за свою деятельность.

Следует признать, что каждый у ч е н и к и м е е т п р а в о:

не участвовать ни в одном из текущих проектов;

участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

в любой момент начать новый проект

Действия родителей:

  • проявить заинтересованность работой ребенка;

  • включиться в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;

  • быть консультантом;

  • служить источником информации;

Начиная работать над проектом, взрослые не должны навязывать тему. У ребят должна быть возможность выбора. Возникает ряд вопросов: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес. Ответы на вопросы нашлись в ходе работы.

Я предложила детям принять участие в проекте «Лес – наше богатство». Возникли проблемные вопросы учебной темы: Почему мы дружим с лесом? Для чего он нужен людям? Как нужно вести себя в природе?

В результате обсуждения мы поставили следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Во внимание брались все детские предложения. Все объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация.

Нам предстояло узнать: «Виды леса»

. «Обитатели леса».

«Правила поведения в лесу».

«Что полезно, а что вредно?».

«Красная книга».


С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Собирали пословицы, поговорки, загадки, стихи, читали сказки, лепили фигуры животных, рисовали, использовали материал разного вида энциклопедий. На занятиях я использовала презентации: «Какие бывают деревья?», «Будь природе другом!», «В царстве грибов». Интересно прошла игра «Найди пару» с использованием интерактивной доски.

На обобщающем занятии помогла ребятам распределиться на творческие группы по интересам. Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Проекты получились как индивидуальные, так и групповые.

В роли единомышленников выступили и родители, которым я объясняла, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой. Совместно с родителями Морозов Петр подготовил презентацию «Животные Красной книги» и рассказал, почему страницы имеют разный цвет.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т. д. Своим ученикам я предложила оценить работу своих одноклассников и нарисовать подарок проектанту-победителю.

Учащийся оценивает «чужой» продукт. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя.

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

  • Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.

  • Развивает творческие способности.

  • Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.

  • Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.

  • Обогащает жизненный опыт.

  • Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

  • И, наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.





















































  • Начальные классы
Описание:

Аннотация.

       С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Перед школой стоит задача внедрить в практику работы учителей новые формы, методы и способы формирования учебных действий.Неотъемлемой частью которых является внеурочная деятельность. Обучение младших  школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

         Материал может быть полезен педагогам начальной школы.

 

Скачать материал
Автор Андрицьо Ирина Валентиновна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1452
Номер материала 4042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»