Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа
д.Ямник
Демянского района
Новгородской
области
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
Выступление
на Педагогических чтениях. 2014 г
Автор:
Кононенко
Александра Николаевна
учитель биологии
2014
г
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее
острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития
цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и
сохранения здоровья. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная
медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России.
Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.
Именно поэтому от успеха обучения биологии, от её качества во многом зависит
наше будущее. В настоящее время существует огромное множество форм методов,
компьютерных технологий организации обучения.
Мне повезло, я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый
поучительный предмет, который нельзя не любить. Предмет жизненно необходимый
для всех, ведь в переводе с греческого «биология» - наука о жизни.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых
вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно
мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача
общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его
представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен
реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву
для того, чтобы эти способности были реализованные.
Сельские школы, по
сравнению со школами в городских округах и даже райцентрах, находятся в более
трудном положении. Не каждый сельский родитель может позволить выделять из
бюджета семьи средства для дополнительного образования своих детей. Плюс ко
всему, школы находятся в отдалении от музеев, выставок, больших предприятий,
посещение которых можно было бы использовать, организовывая внеурочную
деятельность. Поэтому нам приходится исходить из тех ресурсов и возможностей,
которые мы на селе можем себе позволить.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются
ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников,
которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на
уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы
в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь
наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе
организована внеурочная деятельность. Главная задача ее –
дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой
деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом
существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над
личностью ребёнка. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых
разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому,
что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства,
а стало быть, сохранить существование и самого общества.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и
совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно
раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна
из главных ступеней этого процесса.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная деятельность занимает
важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной
программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить
и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность по биологии- это и проекты, подготовленные учащимися, и
кружковая работа с заинтересованными детьми, и традиционная неделя биологии, и
участие учащихся в ШНО «Эрудит» , и, конечно, проведение предметной олимпиады.
В рамках реализации
ФГОС 2 поколения наибольшее значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов.
Проектной деятельностью учащиеся современной школы начинают заниматься с
начальных классов. В этом учебном году мне довелось работать с учащимися 4
класса на внеурочной деятельности по теме «Проектная деятельность». Моя задача -
научить ребят и нацелить их на грамотное составление проекта, начиная с самого
себя, своей семьи и заканчивая охраной окружающей среды. Надеюсь таким образом
получить в будущем учащихся, которые будут заинтересованы в посещении кружка
Юных натуралистов.
Чаще всего внеурочная
работа по биологии начинается в летнем пришкольном лагере, где учащиеся
спокойно могут выбрать тему для исследований, беспрепятственно пользоваться
кабинетом информатики для пользования сетью Интернет, да и в принципе, имеют
больше свободного времени для поиска и систематизации информации.
В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной
деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их
анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более
практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных
технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию
учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В своей практике с учащимися основной и средней школы использую несколько видов
проектов.
Это, во-первых, информационные поисковые
проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и
защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается
материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным
занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение
проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты
такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления,
способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить
творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката,
презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные,
направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым
вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, ОБЖ,
физика, экология и медицина. В основном работа над проектом длится от
нескольких дней до нескольких недель. Проект обеспечивает тесную связь между
уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных
знаний.
Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект -
субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный
участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний
школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а
ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической
деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства.
Идея проекта всегда «созревает» в головах учащихся, я только помогаю им
осознать необходимость такого вида деятельности. В результате получаю большой
эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости
работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа.
Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех
этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их
деятельности.
Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их
познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда.
Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную
личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на
качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта
создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и
опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои
лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то
активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается
ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности
привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует
повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.
В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит
непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для
оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их
индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.
Все проекты,
подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на
школьной научно-практической конференции «Ярмарка идей», которая проводится
ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.
Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть
это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его
собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации,
анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе,
он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою
гипотезу, он формирует собственные убеждения.
Не могу не сказать еще об одной из форм внеурочной деятельности учащихся - о кружковой работе.
В каждом классе есть
ребята, у которых возникает множество вопросов, требующих ответа. Именно они и
составляют основную массу, заинтересованных в этих занятиях. Кружковая работа
не регламентируется рамками урока, объединяет заинтересованных ребят, может
дать простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Успех работы
кружка в немалой степени зависит от умело организованного в нем самоуправления.
Эффективной проверкой и обобщающим смотром работы кружка будут являться
массовые формы работы – биологические вечера, олимпиады, викторины, различные
конкурсы.
В настоящее время в
нашей школе функционирует кружок «Родина» краеведческой направленности. Но
работа этого кружка направлена на изучение исторических аспектов больше, чем
биологических или вопросов экологии. Поэтому на следующий учебный год я
планирую открыть кружок именно Юных натуралистов. Для себя я задалась целью
«взрастить» юных любителей биологии из начальной школы. Те же учащиеся 4
класса, которые в этом году посещают мои занятия по проектной деятельности, я
надеюсь, будут моими «кружковцами» в основной школе.
Отечественные
психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.)
указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное
взаимодействие ученика с действительностью. Попытки "внести” в сознание
ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, -
бесполезны. В результате работы над различными видами деятельности школьники
овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное
качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с
учащимися исследовательской или проектной деятельностью, необходимо всегда
помнить о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать (или
может научиться делать) самостоятельно. Не следует стремиться к большому
количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.
Высокий уровень вовлечённости учащихся во внеурочную деятельность, умение
пользоваться ИКТ и методом проекта может служить показателем прогрессивности
развития педагога и обучающихся школы.
Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью
социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым
живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные отношения и др.
Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности,
а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.
Привлечением учащихся
во внеурочную деятельность я занимаюсь не только в рамках своего учебного
предмета. Являясь классным руководителем, я так планирую внеклассную деятельность,
чтобы как можно быстрее вовлечь ребят в познавательный процесс. Традиционными в
моей работе с классом являются походы в природу в начале и конце учебного года.
Эти походы мы проводим те только с целью сплочения классного коллектива,
развития толерантности, но также и в целях ознакомления учащихся с природой
родного края, проблемами окружающей среды нашего села и т.п. После таких
походов у ребят возникают новые идеи, которые они могут реализовать на
внеурочной деятельности.
Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое
он в нём занимает. И я надеюсь, что своей деятельностью я помогаю нашему
подрастающему поколению определиться со своим местом не только в мире живой
природе, но и в социуме, который его окружает.
Используемая литература:
1. Ганич Л.Ю.
Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания:
М.: Школа-пресс, 1998.
2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ
школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.
3. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал
«Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
– М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология
в школе. – 2003. - № 3.
6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном
обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2005.
7. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
- М.: Просвещение, 1979
9.Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Сост.
Е.С.Савинов.-М.:Просвещение,2011. Серия «Стандарты второго поколения».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.