Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОрганизация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Скачать материал

Организация внеурочной деятельности  по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Портнова О.Н.-учитель высшей квалификационной  категории НС(К)ОШ №87               

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время в образовательном процессе.Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети проявляют себя эмоционально, развиваются в интеллектуальном плане. Внеклассная работа в форме проведения разнообразных викторин и конкурсов, праздников, экскурсий,  творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.Задачи: Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;Улучшить условия для развития ребенка;Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.На сегодняшний день актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.Ребёнок всё воспринимает с любовью, душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В теории и практике экологического образования в начальной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, грибах,  которые их окружают. Большая часть экологического образования приходится на  внеурочную деятельность.Во время внеурочной деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.Внеурочная деятельность по экологии направлена на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем;
  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний;
  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации экологического образования используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися:

познавательные (классные часы на экологическую тематику)

  • обучающие семинары и практические работы;
  • игровые (игры, викторины, олимпиады, спектакли)
  • конкурсные (конкурсы рисунков, плакатов «Природа в опасности!»; конкурс «Нетрадиционной моды» - демонстрация костюмов из бросового материала; конкурс поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей»);
  • продуктивные (выпуск экологических газет,  посадка деревьев на территории школьного двора,  операция «БУМ» - большая уборка мусора:
    уборка территории лесов лесопарковой зоны, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора)
  • экскурсии (важную роль в системе экологического образования играет посещение особо охраняемых природных территорий), экологические акции и праздники;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
  • участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике.
  • Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Техническими средствами обучения выступают: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, проекционный экран.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества. Формирование экологической культуры нацелено на решение экологических проблем в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет возможность  реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Список литературы:

1.     Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

2.     Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1080
    • DOCX 20.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Портнова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Портнова Ольга Николаевна
    Портнова Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 132208
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 436 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе