Организация устного счета на уроках математики
Умственная нагрузка
на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у
обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего
урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся
зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело
будет построен урок. Необходимо, чтобы каждый ребёнок работал активно и
увлеченно на уроке, т.к. это способствует развитию его умственных способностей,
творческой активности и самостоятельности.
Не секрет, что у
ребят с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.
Чтобы обучающиеся быстро считали, выполняли алгебраические преобразования,
необходимо время для их отработки. Поэтому учителю математики надо обращать
внимание на устный счет с того момента, когда обучающиеся приходят к нему из
начальной школы. Именно в среднем звене мы закладываем основы обучения
математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Хорошо
развитые у обучающихся навыки устного счета – одно из условий их успешного
обучения в старших классах.
Важность и
необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и
в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств
ученика. “Создание определённой системы повторения ранее изученного материала
дает обучающимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в
методической связи с основной темой и носить проблемный характер” [2].
Однако устный счет
как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6
классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с
введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить
обучающихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня
(части А и некоторые задачи части В) При этом необыкновенно возрастает роль
устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается
использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные
операции, которые мы обычно записываем в ходе подробного решения задачи, в
рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить обучающихся выполнять
простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется
организовать отработку такого навыка до автоматизма. Решение устных упражнений
– наиболее приемлемый способ для решения этой задачи.
“Устные упражнения
активизируют мыслительную деятельность обучающихся, требуют осознанного
усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,
внимание, быстрота реакции”[3].
Устная работа
является одним из важнейших этапов урока. Она имеет важное значение как для
учителя, так и для обучающихся. И это понятно почему:
- во время устной работы можно выяснить,
хорошо ли усвоен материал;
- соответствующий подбор заданий позволяет
подготовить к восприятию нового;
- это одна из удобных форм организации
повторения;
- во время устной работы можно задействовать
большое количество ребят, что позволяет значительно оживить урок, сделать
его более динамичным и эмоциональным;
- в зависимости от формы организации устной
работы мы можем отследить, как хорошо обучающиеся владеют определенными
навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
- упражнения устного счета с игровыми
элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление
одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;
- упражнения устного счета позволяют
обучающимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при
выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность
нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.
Из всего
вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на
этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает
его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного
материала. “Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и
помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо
установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов
вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить
трудно” [3].
Для проведения устного счёта на
уроках каждому пятикласснику выдаётся раздаточный материал: набор цифр, знаков
действий, больше, меньше, равно. Устный счёт провожу, применяя различные формы
и методы. Здесь приведу некоторые из них.
“МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АНАГРАММА”
Анаграммой
называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв в сравнении
с исходным словом. Решить анаграмму – означает определить исходное слово. Математические
анаграммы могут быть с успехом использованы в процессе усвоения математической
терминологии. На уроке могут быть предложены задания следующего типа.
Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
мапряя, чул, резоток, лпоащьд
“ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ”
Эти логические тесты формируют навыки и умения
сложения (вычитания) , деления (умножения) любых чисел.
Вставьте недостающее число:
276 (15) 4140
28 (?) 1064
Вставьте пропущенное число:
0,25 (5) 0,05
(?) 2 4,2
Учитель показывает
карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Обучающиеся устно
выполняют действия и сообщают свои ответы. Для более четкого контроля работы
каждого школьника ответы могут записываться на ранее заготовленных карточках и
остаются у обучающегося. Таким образом можно проверить работу ребят на устном
счете в любой удобный момент урока.
“РАВНЫЙ СЧЕТ”
На доске записано
упражнение с ответом. Дети придумывают свои примеры с тем же ответом. Их
примеры на доске не записываются. Ребята на слух должны воспринимать название
числа и определять, верно ли составлен пример.
54,9 : 9 = 6,1 (пример учителя)
……. = 6,1
Это задание помогает не только повторению, но
и отработке правил действия над числами.
“МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА”
На доске заранее
написаны примеры в три столбика. Школьники делятся на три команды (по
количеству рядов в классе, но кол-во обучающихся на каждом ряду должно быть
равным). Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске,
решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места,
отдав мел второму члену команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без
ошибок выполнит свои задания.
“УМНАЯ ЛЕСЕНКА”
На каждой ступеньке
записано задание в одно действие. Одновременно пять ребят решают у доски каждый
свой пример. И записывают ответ на своей “ступеньке”. Шестой складывает
ответы. Результат записывает в треугольник.
1,5 : 5
6,1-2,6
5,6:0,2
3 : 0,5
1,5+2,3
“ВЫРУЧАЙ”
Обучающиеся каждого
ряда получают по карточке. У первого школьника в ряду задание записано
полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит звёздочка. Что
скрывается за звёздочкой, следующий узнает только тогда, когда его товарищ,
сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет
недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны,
поскольку ошибка одного участника зачеркивает работу всех. Ниже приведено
содержание одного из вариантов:
5,6 + 3,2 = 8,8
* : 0,4 = 22
0,1 · * = 2,2
* – 1,14 = 1,06
“УГАДАЙ-КА”
На
плакатах круг, квадрат, ромб, трапеция. Вне каждой из них располагаются четыре
числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из
“внешних” чисел. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки
арифметических действий, стоящих рядом с “внутренними” числами.
4
2,6 2,5 6
1,8 0,5
1 0,05 1,2 15 3,9
6,18
8,2 6,5
0,024 5,07
“В МИРЕ ЖИВОТНЫХ”
Задача 1.В нашей стране водится много бобров.
Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам,
сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6
метров. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный
квадрат:
5,9
|
6,3
|
3,6
|
2,3
|
2,7
|
0
|
3,7
|
4,1
|
1,4
|
Из первой строки выберите наименьшее число
[3,6].
Из второй строки выберите наибольшее число
[2,7].
Из третьей строки выберите не наименьшее и не
наибольшее число [3,7].
Найдите сумму выбранных чисел – и вы получите
ответ на вопрос [10].
Задача 2. Самое крупное наземное животное –
африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
высоту длину массу
-60 ×100
4
+25 5 +60
-2000 -5000
-
+ +
см
см кг
Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Задача3. На Земном шаре обитают птицы –
безошибочные составители прогноза погоды на лето. Они из песка строят гнезда в
форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые
откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или
дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их
не могла затопить вода, если засушливым – то более низкими. Название этих птиц
зашифровано примерами.
26 : 0,13; 81,81 : 0,9; 7,5 : 0,3;
12,1 : 1,1; 4,5 : 0,45; 1: 0,5; 0,36: 0,9; 0 : 37,5
15 35
Найдите частные. Заменив частные буквами, вы
прочтете названия птицы метеоролога:
Задача 4. На островах Тихого океана живут
черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на
панцире. Черепаха прекрасно плавает, её конечности превратились в ласты. Из
панциря черепахи делают украшения, а яйца и мясо идут в пищу.
Узнать название самой крупной в мире черепахи
поможет нам следующее задание:
7/30
|
1/3
|
1/5
|
5/7
|
3/8
|
1/10
|
5/11
|
7/20
|
3/4
|
1/2
|
1/4
|
2/3
|
6/11
|
5/8
|
4/5
|
13/20
|
23/30
|
1/2
|
9/10
|
2/7
|
и
е е о р л
д с х м
(Ответ: дермохелис) .
“САМЫЙ БЫСТРЫЙ”
В таблице приведены числа от 1 до 50(числа
можно менять местами). Кто быстрее всех по времени найдет цифры в порядке
возрастания (убывания).
1 20 27 28 15 30 45 33 12 4
6 48 31 43 35 24 49 42 17 21
11 23 18 40 2 9 37 7 39 14
29 3 47 32 50 36 41 34 46 25
26 8 16 22 13 44 5 10 38 19
“ЖИВАЯ НУМЕРАЦИЯ”
Трое ребят выходят к доске, каждый получает
набор цифр. Первый показывает число сотен, второй – десятков, третий – число
единиц. Учитель называет число, ребята должны показать это число (варианты
таких заданий могут быть различные).
“НАЙДИ ЛИШНЕЕ”
Вычисли и найди лишнее выражение:
18·4 = 16·4 =
6·12 = 2·32 =
13·7 = 12·5 =
«найди ошибку»
15,4:100=0,154
0,25:0,01=0,025 3,6∙0,1=36 0,017∙10=1,7
“ПОЕЗД”
Работать можно по
рядам. Каждому ряду даете карточки с одинаковым заданием. В карточке записаны
числа, но нет знаков. Обучающиеся по одному примеру выполняют задания.
72….8….3=27 (: ,·)
7….5…..25=60 (· ,+)
72….22…5=10 ( -,:)
99…19…20=100 (-, +)
17…23…5=8 (+,:)
5…9…25=70 (·,+)
В
5 классе при изучении темы «Десятичные дроби» для закрепления и проверки знаний
обучающихся по данному материалу в начале урока можно провести игру «Лото».
В конверте обучающимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем
ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Школьник достает из
конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки
накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то
обратные стороны наложенных карточек составляют картинку. Пример карточек и
большой карты.
Можно предложить
карточки, в которых ответы закрываются сгибом пустого столбика. Карточки
предполагают работу в парах.
Реши и проверь
|
2,54
|
2,1+0,44
|
|
0,2+3,25
|
3,45
|
|
|
10,2
|
10+0,2
|
|
15+1,4
|
16,4
|
|
|
2,4
|
3-0,6
|
|
4-0,7
|
3,3
|
|
|
1,8
|
2,5-0,7
|
|
3,2-0,8
|
2,4
|
|
|
2,6
|
1,3∙2
|
|
2,4∙2
|
4,8
|
|
|
1,46
|
14,6:10
|
|
25,3:10
|
2,53
|
|
|
1,02
|
10,2∙0,1
|
|
30,1∙0,1
|
3,01
|
|
|
4
|
0,8∙5
|
|
0,6∙5
|
3
|
|
|
0,28
|
1,4∙0,2
|
|
2,3∙0,2
|
0,46
|
|
|
125
|
1,25∙100
|
|
4,15∙100
|
415
|
|
В 6 классе при
изучении тем «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» можно использовать
карточку 1, а также можно её применять впоследствии на этапе повторения.
карточка 1
2-5
|
7-13
|
6-10
|
4-14
|
8-18
|
17-22
|
1-10
|
3-109
|
72-82
|
5· (-2)
|
6· (-3)
|
5· (-13)
|
10· (-2)
|
4· (-6)
|
12· (-1)
|
7· (-11)
|
41· (-2)
|
32· (-2)
|
-8· 5
|
-12· 7
|
-7· 10
|
-37· 2
|
-9· 9
|
-1· 91
|
-15 · 4
|
-4· 9
|
-10· 5
|
-8+3
|
-19+7
|
-11+1
|
-45+15
|
-25+12
|
-83+2
|
-17+5
|
-27+7
|
-10+5
|
-9· 0
|
-63· 0
|
-26· 0
|
-45· 0
|
-51· 0
|
-29· 0
|
-38· 0
|
-94 ·1
|
15· 1
|
5-(-3)
|
6-(-4)
|
2-(-11)
|
1-(-5)
|
17-(-7)
|
29-(-11)
|
16-(-6)
|
19-(-4)
|
16-(-14)
|
26:(-1)
|
31:(-31)
|
-35:5
|
54:(-9)
|
48:(-6)
|
30:(-6)
|
24:(-6)
|
51:(-3)
|
100:(-2)
|
-25 (-4)
|
-8 (-7)
|
-5 (-16)
|
-6 (-12)
|
-8 (-8)
|
-9 (-11)
|
-8 (-5)
|
-7 (-1)
|
-42 (7)
|
-42:(-7)
|
-95:(-5)
|
-16:(-4)
|
-75:(-3)
|
-24:(-6)
|
-51:(-3)
|
-10:(-5)
|
-9:(-9)
|
-18:(-9)
|
3+(-6)
|
12+(-8)
|
9+(-5)
|
27+(-13)
|
50+(-25)
|
16+(-16)
|
26+(-29)
|
14+(-16)
|
17+(-13)
|
-5+(-4)
|
-3+(-9)
|
-14+(-4)
|
-12+(-2)
|
-8+(-22)
|
-8+(-6)
|
-50+(-1)
|
-17+(-7)
|
-44+(-5)
|
0-25
|
0-34
|
0-(-21)
|
0+(-29)
|
0-(-88)
|
0-19
|
0+(-71)
|
0-(-43)
|
0+(-62)
|
-2-3
|
-27-8
|
-17-17
|
-34-35
|
-18-12
|
-28-4
|
-1-26
|
-25-50
|
-10-10
|
При изучении темы
«Свойства степени с натуральным показателем» в 7 классе использую карточку 2.
карточка 2
х 5x7
|
y 4y8
|
yy11
|
bb15
|
m3m8
|
c 7c12
|
bb2
|
(c4)6
|
(b3)5
|
(k7)5
|
(m4)8
|
(p9)8
|
(a4)3
|
(b4)4
|
m m4 m
|
a a a
|
k k5 k7
|
b4 b b4
|
d10d6d
|
x3x7x2
|
c c c9
|
56 : 54
|
1020: 1018
|
117: 115
|
24: 23
|
37: 35
|
129: 127
|
980: 978
|
xn x4
|
a8am
|
b4bn
|
y15yk
|
dmdn
|
p15pc
|
c3cn
|
y3(y2)3
|
b5( b6)3
|
a2(a2)4
|
(x3)2x7
|
(c3)2c5
|
(p8)0p
|
a(a6)0
|
3,5·2n
|
5 · 6a
|
3a · 4b
|
x · 50y
|
3m· n
|
5x · 7
|
8k · 8
|
(2x2)2
|
(3b5)3
|
(2c6)3
|
(k6)3
|
(a2)8
|
(m5)4
|
(10x2)2
|
(x2)3(x3)2
|
(a6)0(a4)4
|
(b4)2(b3)3
|
(c5)5(c6)0
|
(y3)5(y2)3
|
(p0)8(p2)4
|
(m7)2(m2)9
|
(3abc)2
|
(2xyz)3
|
(4a2b3)2
|
(xy3)4
|
(bc)5
|
(5a2b)2
|
(4dp2)3
|
2a3b·4ab5
|
-4a4y·5a
|
xy2·24x5y6
|
-4m2n·6n8
|
-5p3r5·4pr
|
7ab·(-6a7b)
|
2x4y6·4x6y
|
На этапе
закрепления темы «Формулы сокращённого умножения» 7 класс сначала предложить
карточку 3, затем более сильным ребятам, потом и всему классу, предлагается
карточка 4. В ней ученикам надо заполнить пустые клетки таблицы, используя
соответствующие формулы. А также карточка 5. Задания данных карточек необходимо
проговаривать вслух. Слабым учащимся их можно рекомендовать выполнять
письменно.
карточка 3
(x + y)2
|
(b + 3)2
|
(a + 12)2
|
(y – 8)2
|
4x2 + 12x + 9
|
25b2 + 10b + 1
|
1 – 2y + y2
|
a2 + 12a + 36
|
(x – y)(x + y)
|
(2a +3b)(2a – 3b)
|
(8b +5a)(8a – 5b)
|
(10x – 7y)(10x + 7y)
|
x2 – y2
|
b2 - 9
|
a2 - 25
|
y2 - 1
|
(9 –y)2
|
(0,3 – m)2
|
(a – 25)2
|
(0,2 + x)2
|
b2 + 4a2 – 4ab
|
8ab + b2 + 16a2
|
9b2 + a2 – 6ab
|
9x2 – 24xy + 16y2
|
25x2 – y2
|
-49a2 + 16b2
|
144c2 – b2
|
p2 – a2b2
|
(4 + y2)(4 – y2)
|
(5x2 + y3)(5x2 – y3)
|
(7 –p)(7 + p)
|
(7x – 2)(2 + 7x)
|
карточка 4
?2 – в2 = (а - ?)(а
+ ?)
|
(с + ?)2 = ?2 + 2?в +
в2
|
( а + ?)2 = ?2 +
2?в + в2
|
(? + в)2 = а2 + 2а? +
?2
|
(? + х)2 = у2 + 2у?
+ ?2
|
?2 - р2 = (а - ?)(а +
?)
|
(m - ? )2
= m2 – 20m + ?2
|
(в - ?)2 = в2 –6в + ?2
|
(5 + ?)2
= ? + ? + 81
|
(6 + ?)2 = ? + ? + 49
|
(? – 3)(? + 3) = у2 - ?
|
(? + 4)(? – 4) = х2 - ?2
|
472 – 372 = (47-?)(? +
37)
|
323 – 223= (32 - ?)(?
+ 22)
|
(ab + xy)(ab - ?) =a2b2 – x2y2
|
(cd + pr)(cd - ?) = с2d2 – p2r2
|
(? + ?)2 = 25 + 2 ? ? + 25
|
(? + ?)2 = 36 + 2 ? ? + 25
|
101 · 99 = (100 –?)(100 + ?) =
|
51 · 49 = (50 –?)(50 + ?) =
|
карточка 5
лицевая сторона
(х + у)2
|
(х – у)2
|
(2а – в)2
|
(в + 3)2
|
(2 – а)2
|
(3х + у)2
|
обратная сторона
(2а-в)2=4а2-4ав+в2
|
(х-у)2=х2-2ху+у2
|
(у+х)2=у2+2ху+х2
|
(3х+у)2=9х2+6ху+у2
|
(2-а)2=4-4а+а2
|
(в+3)2=в2+6в+в2
|
Карточки 5 (они с
дырками) используются при разложении на множители, при выполнении действий с
дробями, с положительными и отрицательными числами.
«заполни клетку»
При
отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу
математическую эстафету «Заполни клетку», каждая команда (ряд) получают
листочки, текст которых приведен ниже. Обучающиеся по очереди выполняют
действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего.
Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней
клетке.
В 10-11 классах использую карточки «Найди пару» при
решении уравнений, вычислении производной, работе с
графиками.
«найди пару»
1.
Sinx=1/2
|
2.
Ctgx=-1
|
3.
Tgx==1
|
4.
Sinx=-1/2
|
5.
Cosx=-√3/2
|
6.
Cosx=0
|
7.
π/6
|
8.
π/2
|
9. 3π/4
|
10. -
π/6
|
11. 5
π/6
|
12. π/4
|
|
|
|
|
|
|
x 3
1
|
Sinx
2
|
4x
3
|
√x
4
|
4
5
|
5x4
6
|
6x
7
|
-sinx
8
|
3x2
9
|
0
10
|
5
11
|
x-2
12
|
1/x3
13
|
a 2x
14
|
Cosx
15
|
a2
16
|
1/2√x
17
|
20x3
18
|
-2/x3
19
|
-3x-4
20
|
1
|
y = logax + 1
2
|
3
|
y = ax, a > 1
4
|
5
|
y= log0,1x
6
|
7
|
y= (1/2)x
8
|
9
|
y= x3
10
|
11
|
y=log2x
12
|
Для закрепления
нахождения области определения использую карточки типа:
log4(-x)
|
√x-1 +√6-x
|
lg/x – 2/
|
√lgx
|
1/(lgx – 1)
|
√x2 - 4
|
x2 + 9
|
a-x
|
√4x - 8
|
5/(log2x – 3)
|
√9 – x2
|
√x2 - 5x + 6
|
√log3(1 – x)
|
Lg(lgx)
|
2/(x –1)+3/(4-x)
|
Чтобы школьники
быстро считали устно, можно показать им приёмы умножения и
деления чисел на 25 и 4, умножения на 11 и
111, умножение двузначных чисел, возведение двузначных чисел в квадрат.
Практика показала,
что систематическая работа с устным счётом способствует значительному повышению
продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение
таких операций, как решение уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой
степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования
иррациональных выражений и другие.
Помимо того, что
устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных
вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и
повышении у обучающихся познавательного интереса к урокам, как одного из
важнейших мотивов учебно - познавательной деятельности, развития логического мышления,
и развития личностных качеств школьника. Вызывая интерес и прививая любовь к
предмету с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать
ребятам активно работать с учебным материалом, пробуждать у них стремление
совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные
заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения
материала при подготовке к Единому Государственному Экзамену.
Литература:
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика
преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335 с
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании
вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
Беримец В.И. “Использование различных видов
устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку
математики”.
Айзенк ”Проверь свои способности”
Жохов “Устный счёт 5 и 6 кл.”
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.