Организация учебно-воспитательного процесса
в адаптационный период.
Янковская О.В., учитель 1 А класса
Для успешного обучения первоклассников
необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к
школьной жизни.
Первый год обучения особенно труден для ребёнка:
меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более сложно
адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что
социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная
часть детей (обычно 50-60%) адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения.
Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих
одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию,
преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать
школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше
времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого
полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют
требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными
методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются
трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у
которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности
болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются
негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием
учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить,
сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе,
задираются, мешают проводить урок и пр.
Каждый учитель, работающий в первом классе, должен
помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяются целым рядом
факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой,
адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям
первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни
пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных
детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение
управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно
(особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не
одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях
ученика.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен
учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со
взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей,
испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как
гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся
классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие, поэтому
впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют
различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным, мягким.
Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя
пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребёнка, взять
за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает
ребёнка, но и вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к
нему относится. Необходимо обратить особое внимание на эти приёмы, так как для
первоклассника существенно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое
не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Требования к выполнению школьных норм поведения должны
вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны
учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо
и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.
Учитывая особенности первоклассников, целесообразно
строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В
уроке целесообразно представить два структурных элемента: оргмоменты и основную
часть.
Оргмоменты следует использовать для обучения детей
умению организовывать рабочее место (достать учебник, расположить правильно и
удобно рабочую тетрадь, карандаши и т.д.). Здесь требуется терпеливая и
длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя,
подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать приём
проговаривания, последовательности действий.
Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять
доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и
пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», т.е. состоять из
нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например,
недопустимо, чтобы дети весь урок непрерывно писали или читали, так как и та и
другая деятельность очень трудна для ребёнка, и утомление наступает весьма
быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв,
выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и т.п.
Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, прослушиванием музыки,
рассказом учителя или детей.
Хорошо, если отдельным структурным элементом является
игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций
хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради – с
коллективной беседой.
При построении учебного процесса необходимо учитывать,
что ребёнку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, т.е. умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира
и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление
ребёнок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель
должен на уроках предоставить детям возможность для деятельности на
наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы.
Такое обучение создаёт важнейший фундамент для формирования логического
мышления.
Одновременно с обучением письму необходимо проводить
специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки (раскрашивание,
рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев и пр.) Важно помнить о
систематичности проведения таких приёмов.
Нецелесообразно злоупотреблять наглядностью и теми её
средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения.
Например, урок ведёт не учитель, а Незнайка, Буратино или другой сказочный
персонаж; стены класса увешаны картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют
отношения к сегодняшнему уроку или изучаемой теме. Нередко всё это приводит к
отрицательному эффекту: ребёнок перестаёт реагировать на наглядные средства
обучения, привыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но
не всегда существенные, особенности объекта изучения. Или он начинает играть с
героем, отвлекается от урока, становится невнимательным. Поэтому нужно быть
очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в
первом классе: необходимо соблюдать меру, средства наглядности должны отражать
изучаемую тему и вовремя заменяться другими.
Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения
школьников, предлагается на последних уроках использовать не классно-урочную, а
иные формы организации учебного процесса: уроки в форме игр, театрализаций,
экскурсий, импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими,
то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется
программный материал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.