Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА»
2 слайд
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л. Н.Толстой
Скажи мне – я забуду. Покажи мне- я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это и это станет моим навсегда
П. П. Болонский
3 слайд
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально
предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся
достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе)действий.
4 слайд
Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.
При организации самостоятельной работы особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).
При построении системы заданий я ориентируюсь на самостоятельное выполнение учащимися заданий. Это формирует способности принятия решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.
5 слайд
Функции самостоятельной работы:
1. образовательная(систематизация и закрепление знаний обучающихся);
2. развивающая(развитие познавательных интересов обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи);
3. воспитательная (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
6 слайд
Актуальность
Формирование умений учиться самому
Формирование высококультурной личности
Формирование умений применять знания
7 слайд
Основные принципы :
1.Система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
2. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и
содержанию.
3. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является
одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее
предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится
планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
4. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения,
основными принципами дидактики :доступность и систематичность, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
8 слайд
Формы и виды самостоятельной работы
по дидактическим целям:
обучающие;
тренировочные;
закрепляющие;
повторительные;
развивающие;
творческие.
по степени индивидуальности:
общеклассные;
групповые ;
индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома);
решение и составление задач;
лабораторные и практические работы;
подготовка докладов, рефератов.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные);
реконструктивные, вариативные;
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские.
по месту выполнения:
классные;
домашние.
по форме выполнения:
устные;
письменные;
тесты.
9 слайд
.
Необходимо
Четко ставить задачу
Готовить обучающихся к выполнению работы
Формировать навыки самостоятельной работы
Предлагать задания, которые требуют применения знаний в новой ситуации
Осуществлять дифференцированный подход
Планомерно и систематически включать самостоятельные работы в учебный процесс
10 слайд
Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности обучающихся
Способствует получению более глубоких и прочных знаний
Способствует развитию познавательных и творческих способностей
Способствует развитию мышления
Формирует умения и навыки практического характера
Вырабатывает устойчивые навыки самостоятельной работы
11 слайд
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные.
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
12 слайд
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Приучает детей к обязательному выполнению всех заданий;
Поддерживает на должном уровне активность;
Формирует самостоятельность и ответственность.
13 слайд
Виды самостоятельных работ
По дидактическим
целям
По уровню
самостоятельности
По степени
индивидуальности
По источнику и
методу приобретения
знаний
По форме
выполнения
По месту
выполнения
Обучающие, тренировочные, закрепляющие,
развивающие, творческие, контролирующие
Репродуктивные, эвристические,
Исследовательские, реконструктивно-
вариативные
Фронтальные, групповые,
индивидуальные
Работа с книгой, решение и составление
задач, лабораторные и практические работы,
подготовка докладов, рефератов
Устные, письменные, тесты
Классные, домашние
14 слайд
Формы контроля
По способу
предъявления
По числу
проверяемых
По месту
проведения
По степени
дифференцируемости
оценки
По объёму
контролируемого
материала
По характеру
предъявляемых
заданий
Письменный, устный
Индивидуальный, групповой,
фронтальный
В классе или дома
Дифференцируемый или
не дифференцируемый
Итоговый или промежуточный
Вопросы, схемы, таблицы, работа с
печатными средствами, работа над
ошибками
15 слайд
Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно.
А для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе.
Под самостоятельной работой я понимаю такой вид мыслительной деятельности, в процессе которой дети учатся *наблюдать, *сравнивать, *сопоставлять, *анализировать, *обобщать, *рассуждать, *овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов.
16 слайд
Моя задача как учителя заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно
*работать с книгой,
*правильно выражать свои мысли в устнойи письменной форме,
*выделять существенные признаки того или иного явления,
*сопоставлять и группировать факты, *делать выводы и обобщения,
*применять их на практике.
17 слайд
Главное на уроке – работа учащихся.
Основная моя задача –
обеспечить полную нагрузку каждому из обучаемых в течение всего урока,
дать возможность более рационально использовать учебное время как для ученика, так и для учителя.
18 слайд
*На уроках информатики я использую различные виды самостоятельной работы.
*Вот только некоторые из них.
19 слайд
Лото, домино
Карточки, тесты;
Составление синквейна, кластера
конкурсы «Лучший буклет», «Лучшее письмо другу», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету
составление вопросников;
проект - создание учащимися готового программного продукта.
Электронные учебники
Онлайн тестирования
20 слайд
Групповая работа.
Изучение новой темы, создание кластера на заданную тему, его объяснение (защита.)
Практическая работа.
Различные дифференцированные задания по определенным темам.
21 слайд
Работа в парах.
Изучение новой темы, § делиться между 2 учениками, изучение его, затем пересказ друг другу (взаимообучение)
Индивидуальные виды работ.
Каждый ученик выполняет определенное задание, которое выбрал сам. (дифференцированные задания по степени сложности)
22 слайд
«лото»
«домино»
23 слайд
«Собери компьютер»
«Отгадай слово»
24 слайд
«Тестовые задания
на различные темы»
25 слайд
«Кроссворды»
«Карточки с контрольными
работами»
26 слайд
*Используя метод индивидуальных заданий, предлагаю ученикам для выполнения разноуровневые карточки. В них разные по степени трудности задания.
*При объяснении нового материала даю учащимся задания: составить опорный конспект, схему, таблицу по изучаемой теме. Затем определяем лучших составителей ОК.
27 слайд
Ребусы,
Карточки «Найди соотношение»
Карточки с заданиями на различные темы
28 слайд
Задания для практической работы на ПК
29 слайд
Задания
30 слайд
Проектная работа
позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.
Ученики выполняют проектные работы по темам: текстовой редактор, электронные таблицы, презентации, база данных, программирование на Visual Basic
31 слайд
Защита
проектов
32 слайд
Анкетирование учащихся
«Какие виды проверки знаний на уроке вам нравятся?»
33 слайд
*Выполнение теста за компьютером, когда оценку ученику ставит машина.
*В конце изучения темы провожу аукцион знаний. Заранее объявляю тему аукциона. К защите своих знаний дети готовятся самостоятельно. План своих действий (стратегию и тактики) они разрабатывают в микрогруппах.
34 слайд
Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем
самостоятельно приобретать знания, помогают им глубже, прочнее усваивать материал, приучают их к наблюдательности, пробуждают творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.
35 слайд
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
36 слайд
ВЫВОДЫ:
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения является умело организованная система самостоятельных работ.
2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
4. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.
37 слайд
Подготовила: учитель информатики Приреченской СШ
Айзель С.С.
Спасибо
за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я могу запомнить.
Позволь мне сделать самому это
и это станет моим навсегда».
П.П. Блонский
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий. Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, является формирование умений самостоятельной работы учащихся.
Основной целью изучения информатики в школе является привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий в своей учебной деятельности, формирование творческой личности, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, мотива, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Для достижения этих целей необходимо использовать новые педагогические технологии, разнообразить формы урока. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного. Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности. Приведу примеры на каждый тип самостоятельных работ, которые использую в своей работе.
В современном мире ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся общеучебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.
В педагогике учебно-информационными умениями и навыками называют такие умения и навыки, которые включают в себя: умение работать с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками; умение осуществлять наблюдения; умение составлять план, конспект, тезисы; умение готовить доклад (выступление) с помощью средств ИКТ.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально
предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся
достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе)действий.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке является очень важным и необходимым элементом учебно-воспитательного процесса. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Особенно актуально это в условиях перехода на новые стандарты обучения в школе. Без систематической организации самостоятельной деятельности школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Большое значение самостоятельная работа обучающихся имеют при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу ─ это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.
При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).
При построении системы заданий я ориентируюсь на самостоятельное выполнение учащимися заданий. Это формирует способности принятия решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.
Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения. Если ребята еще в школьном возрасте привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе. И, главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло не по принуждению, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.
Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.
В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий.
Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной деятельности.
Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.
Функции самостоятельной работы:
1. образовательная(систематизация и закрепление знаний обучающихся);
2. развивающая(развитие познавательных интересов обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи);
3. воспитательная (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
В процессе самостоятельного обучения информатики у у чеников формируются умения:
- умение осуществлять поиск необходимой информации;
- умение анализировать источники информации;
- умение составлять план, конспект, тезисы;
- умение задавать уточняющие вопросы;
- умение оценивать результаты деятельности;
- умение доказывать свою точку зрения и т.д.
Основные принципы :
1.Система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
2. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию.
3. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является
одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
4. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения,
основными принципами дидактики :доступность и систематичность, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
При организации самостоятельной деятельности необходимо соблюдать соответствующие требования:
1.Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
2.Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
3.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
4.Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
5.Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
6.Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
7.Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.
Формы и виды самостоятельной работы
по дидактическим целям:
• обучающие;
• тренировочные;
• закрепляющие;
• повторительные;
• развивающие;
• творческие.
по степени индивидуальности:
общеклассные;
групповые ;
индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома);
решение и составление задач;
лабораторные и практические работы;
подготовка докладов, рефератов.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные);
реконструктивные, вариативные;
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские.
по месту выполнения:
классные;
домашние.
по форме выполнения:
• устные;
• письменные;
• тесты.
6 663 291 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Айзель Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.