Организация работы с педагогами по профилактике
социально - негативных явлений.
Конструктивное взаимодействие: «Учитель - ученик».
В настоящее время педагогам все сложнее и сложнее находить общий язык с
детьми «группы риска», а особенно, если в школе есть «трудный класс». Как
работать? Как взаимодействовать? Как
наладить «партнерские отношения с этими агрессивными, озлобленными, ленивыми,
равнодушными ко всему, кроме весьма сомнительных удовольствий, подростками,
куда деть их пьющих родителей и ужасную наследственность?..» Непонятно, КАК это
сделать! Данные разработки, как раз про все эти КАК.
Из опыта работы
предоставляю педагогические разработки: «Как наладить контакт с любым
подростком на уроке» , «Неуправляемый
и немотивированный класс».
1.«Как
наладить контакт с любым подростком на уроке?»
Цель: создание
условий для формирования у педагогов конструктивного взаимодействия с «трудным
ребенком».
Форма занятия: «круглый
стол» с чаепитием.
Место и срок проведения:
2012-2013 год, кабинет социально-психологической службы.
Продолжительность: 1 час.
Оборудование: презентация,
бумага для записи, ручки, доска.
Введение (2-3 минуты)
Подросток… Мы произносим это слово, и сразу возникает такая гамма
чувств, переживаний, острых ситуаций, нерешенных проблем; предстает некий
собирательный образ или лица конкретных ребят, взаимоотношения с которыми
как-то не складываются. Ершистые, недоверчивые, агрессивные, равнодушные,
срывающие уроки, безразличные к нравственным нормам, не желающие принимать
участие в каких-то мероприятиях. Порой опускаются руки в бессилии что-либо
изменить, как-то повлиять на ситуацию. Но давайте посмотрим, что мы,
собственно, делаем, как пытаемся изменить что-то не устраивающее нас (ведущий
выписывает на доске возникающие проблемы на уроке, которые перечисляют
педагоги, затем обсуждаются, как они борются с ними) (5-10 минут)
Давайте рассмотрим основные законы школьной жизни, на которых строится
поведение учеников. (5-7 минут)
1 закон. Ученики
выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2 закон. Любое
поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной
жизни.
3 закон. Нарушая
дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не
осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4 целей: привлечение внимания,
власть, месть, избегание неудач.
Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают плохое поведение,
чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре
внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.
Власть. Некоторые ученики плохо ведут себя, потому что
для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем,
над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведение: «Ты мне ничего не
сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть. Для некоторых
учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или
вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребятам или всему
классу.
Избегание неудачи. Некоторые
ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не
делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей
или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают,
чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и
«непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Каждый из вас сейчас узнал «своего ученика», который вечно мешает и
портит дисциплину в классе.
Давайте теперь подробнее рассмотрим, в чем причина такого поведения.
«Плохое поведение»: основные мотивы, характеристики и конструктивные
действия учителя.
Часто причиной плохого поведения учеников бывает потребность в особом
внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании, не желаем чувствовать себя
пустым местом. Но есть дети, которые никогда не удовлетворены оказываемым им
вниманием. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется
недостаточно. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные
выходки, суть которых - демонстративность.
Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С
помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Их тактики различны, но, как
правило, они не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они
провоцируют нас перед классом, и мы чувствуем, что если проиграем эту схватку,
то в глазах всего класса и даже школы до конца года останемся с ярлыком
«проигравший». Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных
ситуаций. Это вызывает тревогу и напряжение. Дети, которые демонстрируют
поведение, направленное на привлечение внимания и даже властолюбивые дети
иногда могут быть нормальными, обаятельными и симпатичными людьми. Учеников,
выходки которых продиктованы местью, такими не назовешь. Они выглядят злыми,
угрюмыми даже когда бездействуют. Этих учеников можно распознать даже по речи,
которая полна таких эпитетов по отношению к другому: злобный, подлый, гадкий и
т.д. Ученик мстит за нанесенные ему обиды - реальные или вымышленные. Такое
поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый
(сильный) ответил применением силы. Зерна обиды прорастают мстительностью,
выходка может последовать через 2 минуты, 2 недели, 2 года, но обязательно
последует.... Опознать избегание неудачи как скрытую цель нарушения поведения
непросто. Это «тихие саботажники». Они доставляют меньше беспокойства, чем выше
описанные. Они не нарушают школьных правил и требований. Проблема лишь в том, что
они редко вступают в контакт с учителем и одноклассниками. Они обычно в
стороне, в изоляции.
Какие меры реагирования мы можем использовать в этих случаях. (40 - 45
минут)
(рассматриваем стратегии и на примерах отрабатываем технику в практике)
1.Привлечение
внимания: меры экстренного педагогического реагирования
Стратегии
|
Техники
|
1.Минимизация
внимания
Происходит
парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью
которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительные
подкрепления в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они
начинают чувствовать себя частью учебного процесса, чувствовать
принадлежность к группе только когда получают много замечаний, а наши гневные
проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания. Зачем же
поддерживать с помощью внимания такое поведение? Стратегии минимизации
внимания содержат много приемов, призванных уменьшить демонстративное
поведение, т.к. оно будет оставаться незамеченным.
|
- Игнорируйте
демонстративное поведение (задайте себе вопрос: «Что будет, если я совсем
проигнорирую его?» Если ответите, что ничего особенного не случиться, то...)
- «Делайте глаза» (Пристальный взгляд без осуждения - «хватит» - это все
внимание.)
- Становитесь рядом
(без контакта глазами, без слов) - Вставляйте имя ученика в текст объяснения
(это позволяет дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение
и предлагает ученику присоединиться к тому, что вы объясняете) - Посылайте секретный
знак» («Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята с другими
детьми?») - Посылайте письменные замечания (заготовьте стопку записок
одинакового содержания: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас
делаешь») - Используйте «Я-высказывания» (В ситуациях, когда нервы не
выдерживают и хочется крикнуть, чтобы немедленно прекратить выходку).
Я-высказывание состоит из 4 частей: 1 - содержит объективное описание плохого
поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Катя, когда ты шепчешься с
соседкой во время объяснения...»; 2 - называет чувства учителя в этот
момент: «... я чувствую сильное раздражение...» ; 3 - описывает эффект от
плохого поведения: «...потому что я теряю мысль...»; 4 - содержит просьбу:
«...пожалуйста, перестань». Я-высказывание сообщает ученику только то, что вы
чувствуете. В случае с поведение ПВ вы в такой форме не даете подкрепления.
Если есть искренность в словах и в интонации - возможность подействовать на
многих учеников
|
2.Разрешающее
поведение
Запретный плод всегда
сладок - это свойство человеческой натуры (Адам и Ева). Стратегия заключается
не в том, чтобы запретить съесть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю
прелесть содеянного, объявив яблоко разрешенным.
|
- Стройте урок на
основе вопиющего поведения (Ученики 4 класса помешались на плевках. Учитель
математики: тему по статистике дал исключительно на плевках, методика
усвоена, но дети не хотели слышать о плевках; тема «Сленг» работа с
ругательствами).
- Доводите до предела
демонстративную выходку (500 раз плюнуть, записать аудиокассету неприличными
звуками...) - Весь класс присоединяется к выходке (Ира стучит. Учитель: «Все
взяли ручки и начали стучать») - Использование разрешенной квоты (Рудольф
Дрейкурс - нарушение поведения разрешается, но только в том объеме, который
оговорен заранее и с каждым днем он сокращается - икание - заметка на доске -
на сегодня все! А если продолжится и после: «На сегодня - все»? Оставить
технику и воспользоваться другой, проанализировать поведение с точки зрения
цели - м.б. она определена неправильно (власть). Техника разрешенной квоты
работает только при привлечении внимания, т.к. здесь особые отношения между
вами и учеником: улыбки, взгляды - особые знаки внимания. Они не хотят
свергать авторитеты, они хотят не чувствовать себя пустым местом.
|
3. Делайте
неожиданности Когда мы
что-то неожиданно выкидываем, мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь,
но не собираюсь играть в твою игру». Юмор.
|
- Выключите свет
(Если кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым. Нет необходимости
читать лекцию и объяснять им, что они плохо ведут себя, они и так знают) -
Издайте музыкальный звук - Начните говорить тихим голосом (Соц. опрос: что
вам больше всего не нравится в школе? - Учителя, которые орут. Крики не
уменьшают уже существующий беспорядок, но сильно снижают самоуважение и
внутреннюю свободу обеих сторон. Хорошо. Если вы скажете что-то такое, что
вызовет смех, интерес тех, кто сидит ближе к вам...) - Измените голос
(необычная манера говорить, произношение, акценты, тон, тембр, темп, высоту)
- Говорите со стеной
(5-7 классы: « Уважаемая стена! Ты не поверишь, что происходит в моем классе:
одни выкрикивают, другие....Стена, не стой» - Временно прекратите урок (Дайте
мне знать, когда вы будете готовы продолжить урок).
|
4. Отвлеките
ученика Никто не может
делать долго 2 дела одновременно. Можно отвлечь его, сфокусировав его
внимание на чем-то другом.
|
- Задавайте прямые
вопросы (Миша, как читается это слово? Какое задание ты сейчас выполняешь? +
Стратегия 1) - Попросите об одолжении (Собери, пожалуйста, сочинения. Отнеси
в учительскую тетради. Этот прием нельзя использовать часто, т.к. ученики с
МПВ будут воспринимать это как награду) - Измените деятельность (Несколько
учеников бесятся - попросите их освободить парты для нового задания, вынуть
другие книги...)
|
5. Обращайте
внимание класса на примеры
хорошего поведения. Один бесится, другой выполняет задание. Обратите внимание
на 2. Так вы подчеркнете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает
внимание учителя и его уважение.
|
-Благодарите учеников
(Спасибо, Оля, ты нашла стр. 25 и внимательно читаешь текст. Такие
высказывания, обращенные к приятелю или соседу нарушителя содержат точное
описание того, что вы ждете от шалуна. Неэффективны: ты всегда такая добрая
или делаешь то, что я ожидал...) - Пишите имена отличившихся учеников на
доске (Этим подкрепляется хорошее поведение и посылается красноречивый сигнал
нарушителям остановиться).
|
6. Пересаживайте
учеников Ученики, которые
нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Когда вы
отсаживаете их от зрителей, вы лишаете их главной награды, это заставляет их
успокоиться.
|
- Меняйте учеников
местами (Пересядь, пожалуйста, на ... и пока он пересаживается - продолжать
вести урок. Он не почувствует желаемого внимания, а м.б. такой вид внимания
будет вполне достаточным)
- Используйте стул
размышлений (он не должен находиться в поле зрения учеников, он должен
отличаться от остальных. Это место, где может подумать над тем, как он будет
вести себя, вернувшись на место. Если вы сталкиваетесь с неподчинением или
продолжением выходки после возвращения, значит цель ученика - другая власть.
|
2,3.Власть
и месть: меры экстренного педагогического реагирования
Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый
тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для
всех участников. Для нас, педагогов, поиск эффективных действий - дело чести.
Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться выходить самим
и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Среди проблем дисциплины
самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и
властного типа. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика
«пожирают» нашу энергию, время и ... уверенность в своих педагогических
способностях. Конфликт на безе поведения мстительного и властного типа
развивается, проходя те же стадии, что и вулкан:
Сначала слышны глухие
раскаты и подземные толчки.
|
Ученики с помощью
гримас, бормотания, мелких неприятных выходок донимают учителя, втягивают его
в конфликт.
|
Они нарастают и,
наконец, происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг.
|
Наконец, они
«достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Извержение - неуважительные,
оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей.
|
Наступает затишье,
все заканчивается, и мы посчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от
дальнейших разрушений.
|
Рано или поздно -
стадия разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся
вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.
|
2.Семинар для педагогов
Актуальность. «Это очень трудный класс, с ним
невозможно работать! Эту фразу можно услышать в каждой школе. «Трудные классы»
- это головная боль классных руководителей. Учителей – предметников, некоторых
родителей и конечно, школьных психологов. Именно от них ждут маленького чуда,
надеются на то, что за пару часов они смогут превратить «трудный класс» в
образцово – показательный.
Практика работы показывает, что «трудным» классам
можно эффективно помогать. Рассматривая их «трудность» как симптом нарушений в
процессе школьной адаптации, обращаясь к классу как единому, целостному
организму. И с помощью просвещения педагогов об этих проблемных зон можно
помочь как в учебном процессе, так и в воспитательном. Предлагаем вам
разработанный семинар, который формирует эффективность работы с «трудным
классом».
Тема:
«Неуправляемый» и «Немотивированный класс»
Цель
семинара: создание
условий для формирования у учителей мотивации эффективно работать с «трудным
классом».
Задачи
семинара:
1.
Нормализация
чувств, связанных с работой в «трудном классе».
2.
Анализ
особенностей «трудного класса».
3.
Постановка
педагогических задач в работе с «трудным классом».
Участниками
семинара являются педагоги.
Продолжительность
семинара – 2
часа.
Форма
организации занятия: «спор - стол».
Материалы: бумага для записи, ручки.
Место и срок
проведения: 2012-2013 год,
кабинет социально-психологической службы.
План семинара:
1.
Вступительное
слово ведущего
(5 минут).
«Это очень трудный класс, с ним невозможно работать!
Эту фразу можно услышать в каждой школе. «Трудные классы» - это головная боль
классных руководителей. Добрый день, уважаемые педагоги, вы наверно догадались,
по моей фразе, о чем пойдет речь. Тема нашей с встречи звучит так: «Неуправляемый»
и «Немотивированный класс».
(даются определения педагогами, а затем ведущим: «немотивированный»
«неуправляемый» класс)
2.
Определение
специфических особенностей данного класса (10 – 15 минут)
в кругу обсуждается вопрос «В чем сложность работы с
данным классом?» целесообразно предложить педагогам высказаться по очереди.
Сформулированные трудности фиксируется ведущим на доске. Важно формулировать их
как можно более четко. Например, высказывания типа «их не возможно учить» не
несут в себе конкретной информации и требует наводящего вопроса: «В чем это
проявляется?» в том. Что они усваивают материал слишком медленно? Или в том.
Что, их трудно чем – то заинтересовать? Или в том, что постоянно нарушается
учебная дисциплина?
3. информирование о результатах психодиагностического
обследования класса (10-15 минут)
Ведущий рассказывает педагогам о результатах
психодиагностики класса; по результатам сообщения уточняется или дополняется
представленный список на доске список трудностей.
4. Проектирование изменений в работе с данным классом (40-
50 минут)
Организуется групповая дискуссия. В процессе которой
анализируется список трудностей, возникающих в работе с данным классом.
Необходимо разделить трудности на две группы: «те которые нужно принять как
данность, потому что изменить это невозможно» и «те, с которыми можно что-то
сделать».
Таким образом, формулируется конкретные педагогические
задачи в работе с «трудным классом» (в нашем случае они оказались вполне
предсказуемо связанными с формированием учебной мотивации: педагоги пришли к
выводу, что именно ее отсутствие лежит в основе остальных бед).
Следующим шагом является работа по планированию
конкретных шагов для решения поставленных задач. Она организуется в случайным
образом созданных малых группах по классической схеме «мечтатели – скептики -
реалисты». На первом этапе каждая группа получает лист с заголовками
«Мечтатели», на котором предлагает все возможные пути достижения желаемого
результата (в нашем случае – пробуждения интереса к учебе). Важно четко
объяснить. Что на этапе «мечтаний» право на то, чтобы быть зафиксированной,
имеет любая, даже самая безумная идея. Работа ограничивается по времени 5-7
минутами, после представления группами результатов своей деятельности на доске
появляются обобщенный список идей, например:
§Экскурсии (в Зоологический
музей, Музей артиллерии, Пушкинские Горы и т.д.);
§КВН по различным предметам;
§Подготовка и проведение
уроков или других мероприятий в младшей школе;
§Организация уроков –
инсценировок;
§Выставка – демонстрация
«Физика и цирк».
Второй этап – «скептический» - предназначен для
критики идей по принципу: «это не реально, потому что…» (нет средств, времени у
педагогов, требует слишком большой подготовки и т.д.) в нашем случае критика
осуществлялась в общем кругу.
Третий «реалистичный» этап проводится в малых группах,
сформированных по принципу «предметной близости». Она не задается ведущим, а
возникает сама на предварительных этапах работы. К этому моменту педагоги уже
видят, с кем из своих коллег они могли объединить усилия (в нашем случае
рабочую группу создали учителя математики и русского языка). Каждая группа
планирует конкретные мероприятия, определяет сроки их проведения. На
завершающем этапе создается общий план работы, происходит «стыковка» сроков
запланированных мероприятий. Он может выходить за рамки учебной четверти и даже
одного учебного года.
Оформленный план работы предоставляется администрации
школы, которая контролирует его выполнение.
5. Подведение итогов (10 -15 минут) кроме классического шерринга,
подведение итогов включает в себя информирование педагогов о запланированной
психологической работе с классом, сроки проведения, целях и задачах следующего семинара
для педагогов, времени и месте проведения индивидуальных консультаций для
педагогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.