Организация работы по закреплению и обобщению знаний.
Знания
и умения учащихся, полученные на уроке необходимо закрепить, чтобы добиться
осмысления связей между ранее усвоенными понятиями и вновь приобретенными,
обеспечить возможность использовать их для получения новых, для решения
различных вопросов, возникающих в учебной практике.
Трудности
в организации работы по закреплению знаний заключаются в том, что для учащихся
теряется эффект новизны. Поэтому важно продумывать и подбирать такие способы,
которые стимулируют активную деятельность учащихся на уроке.
Задания
для закрепления знаний, умений и навыков я строю также в порядке возрастания
сложности. Первые задания очень простые, решить которые может практически любой
ученик, используя алгоритмы справочника или записи в рабочих тетрадях.
Заключительные задания требуют более высокого уровня логического мышления.
Однако, в отличие от работ по изучению нового материала каждое из данных
заданий имеет оценочный балл, сумма которых определяет итоговую оценку. Ученик
может выбрать путь своей работы: большее число простых заданий, или сразу выход
на более сложные, но имеющие более высокую «стоимость». Такие работы очень
удобно проводить при отработке умений решать задачи различных типов, составлять
уравнения реакций, расставлять коэффициенты в них методом электронного баланса
и т.д. Приведу пример подобного задания используемого на первом этапе обучения
решению задач.
Практикум по решению задач. 8 класс
Вариант 1.
Задача 1. Какое количество алюминия образуется при взаимодействии 10 моль
алюминия с кислородом по уравнению реакции: 4Аl + 3О2
= Аl2О3?
Оценка: 0,5 балл.
Задача 2. Какая масса калия потребуется для получения потребуется для
получения 1 моль оксида калия по уравнению реакции: 4К + О2 = 2К2О?
Оценка: 1балл.
Задача 3. Какая масса оксида серебра образуется
при взаимодействии 214 г. серебра с
кислородом?
Оценка: 1,5 балла.
Задача 4. Хлорид алюминия массой 133,5 г. взаимодействует магнием. Определите
массу образовавшегося в результате реакции
металла. Оценка: 2 балла.
Задача 5. Какая масса цинка может провзаимодействовать с 196 г. 10% серной
кислоты
Оценка:
3 балла.
В
данном задании ученик должен набрать 3 балла, чтобы получить удовлетворительную
оценку, 4 балла для оценки «хорошо» и 5 для получения высшего балла. Таким
образом, слабый ученик решает простейшие задачи в соответствии с алгоритмами
справочника, более сильный, минуя примитивные задания, действует в соответствии
со своими возможностями и потребностями.
Самой
сложной, на мой взгляд, является организация работы по обобщению и повторению
учебного материала. Организовать на должном уровне самостоятельную работу
подобного плана можно в старших классах, когда у учащихся уже сформированы
навыки работы с литературой и в достаточной мере развито логическое мышление.
В качестве примера организации подобной работы
предлагаю задания для повторения и обобщения темы «Теория химического строения
органических соединений А.М.Бутлерова». Эта работа осуществляется учащимися с
использованием учебников десятого и одиннадцатого классов, а также справочного
пособия. Каждое положение теории химического строения раскрывается и
доказывается путем выполнения соответствующих заданий.
Задания для самостоятельной работы при
повторении и обобщении темы:
ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ
А. М. БУТЛЕРОВА. ИЗОМЕРИЯ.
Используя учебники по химии 10-го и 11-го
классов, справочник учащегося по химии,
Отработайте информацию по каждому положению
теории в соответствии с предложенными заданиями.
1.Все атомы, образующие молекулы
органических веществ, связаны в определенной последовательности, согласно их
валентности.
Задание 1.Напишите
структурные формулы веществ С Н , С Н , С Н , С Н О . Назовите вещества.
2. По свойствам данного вещества можно
определить его строение, а по строению предвидеть его свойства.
Задание 2.
Напишите структурную формулу вещества С Н О , если известно ,что данное
вещество не реагирует с натрием с выделением водорода. С каким веществом
возможна данная реакция? Назовите вещества.
3. Атомы и группы атомов в молекулах
оказывают взаимное влияние друг на друга.
Задание 3.
Вспомните химические свойства анилина. Объясните, почему анилин проявляет основные
свойства слабее, чем амины? Почему реакции замещения в бензольном ядре возможны
в трех положениях, а не в одном, как в молекуле бензола?
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Задание 4.Сравните
по силе основных свойств аммиак, анилин, диметиламин. Ответ обоснуйте.
4. Свойства веществ зависят не только от
того, какие атомы и в каком количестве входят в состав молекул, но и от порядка
соединения атомов в молекулы.
Задание 5. Какие
вещества называются изомерами?
Задание 6. Приведите
примеры, иллюстрирующие следующие виды изомерии:
А) изомерия углеродного скелета;
Б) изомерия положения кратной
связи;
В) изомерия положения
функциональной группы;
Г) пространственная изомерия;
Д) изомерия между классами
органических соединений.
Задание 7. Выведите
формулы изомеров для вещества С Н Дайте им названия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.