Организация
работы классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в
среднее звено.
(материалы к педагогическому совету,
ПОДГОТОВИЛА: Мельникова Н.В.)
Переход в пятый класс - это своеобразное
испытание и не только для школьников, но и для
педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и
их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их
проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он
хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их
всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и
общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в
соответствии с этим возрастным
периодом.
С начала учебного
года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного
характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность
поведения школьников.
Одни учителя
предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают
гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают
причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с
товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно
упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что
именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают
предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами
становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком
шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных
детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их
правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель
своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для
себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и
его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными
возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на
предстоящую деятельность.
Экономя
время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших
к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на
результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому
целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Особенно в этом нуждаются дети, у
которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для
пятиклассников.
Ошибочным мнением
педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом
классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание
ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел
начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней
школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога.
Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают
оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники
обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с
учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и
проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических
классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и
так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость
этих традиций в жизни детей, стремятся
сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в
соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников
мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации
не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных
взаимоотношениях с педагогом.
5. Отсутствие
коллективных средств обучения.
Следует помнить о
том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и
родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее
значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят
взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с
удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного
состава. Кроме того, позитивные отношения к
сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое
для школьников общение.
6. Наличие
большей свободы и самостоятельности.
При всем
положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как
правильно распорядиться этими ресурсами,
цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия
свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая
детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность -
это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за
неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится
сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за
выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность
записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на
уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и
самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является
ослабление внешнего контроля за выполнением
домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают
от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание
на дом в полном объеме. Учителя же
сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя
предлагают детям домашние задания только для желающих. Но редко у кого оно
возникает самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене
- большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются
запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный
контакт с учителями.
Не следует забывать,
что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций.
Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не
наоборот. Если нравится учитель, то нравится
и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его
достижения и знания. А пока для них
важны забота и внимание со стороны учителя.
В 2007-08 уч.г. я
взяла 5 класс. Они учились у Луговой Веры Михайловны.
В начале года было
очень трудно работать. Дети были незнакомы мне. Т.к. я пришла работать в
2007-2008 уч.г. и не смогла познакомиться с детьми, когда они учились в 4
классе. Поэтому необходимо было в короткие сроки изучить их.
Я пошла к Вере
Михайловне и она мне рассказала о каждом ученике.
Для составления
данных я раздала анкеты родителям. Которые были заполнены, так появилась
информация о семьях учащихся.
Было вдвойне трудно
и детям. Меня они не знали. С учителями тоже были незнакомы. Учителей было
много, всех трудно было запомнить. Трудность еще была в том, что дети учились
во вторую смену. Им трудно было перестроиться, потому что они 4 года учились в
первую смену.
Для
преемственности в обучении между младшей школой и средним звеном по- моему
необходимо:
- Посещать уроки в
4 классе всем предметникам, которые будут работать в этом классе с начала
3 четверти. (1 урок в неделю).
- Проводить
мониторинги в 4 классе учителям- предметникам.
- Проводить
классные часы, внеклассные мероприятия с приглашением предметников.
- На последнее
родительское собрание приглашать всех учителей- предметников, которые
будут работать в этом классе на будущий год, а так же классного
руководителя. ( Для знакомства. Здесь учителя могут высказать свои
пожелания).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.