1. Ликвидация
пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе
ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости
со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения
индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь
педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен
осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям:
учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может
проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного
домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение
тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны
посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения
(анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного
внимания и контроля.
2. Борьба с
пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и
учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители
ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска
учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае
пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся
должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном
серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или
обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным
руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет
явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для
учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.
3. Организация
досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений
воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы
ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного
поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции,
объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных
конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников,
но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность
ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая
риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают
активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе
школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация
досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно
вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное,
эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с
ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых,
уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем
направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в
слабой мере.
4. Пропаганда
здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного
природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются
сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в
школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года
составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся
Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие
учащихся в ежемесячных Днях здоровья.
К программе
формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек
привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко
используется детский потенциал.
Пропаганде здорового
образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября
по декабрь месяцы:
“Что такое хорошо и что
такое плохо”
“Курить – здоровью
вредить”;
“Мифы об алкоголе”
“Школьнику о вреде
никотина”
“Кто кого или подросток в
мире вредных привычек”
“Жизнь без наркотиков”
“Мы против наркотиков”
«Дорога, транспорт и я»
«Наркомания
– социальное зло»
«ВИЧ
можно избежать»
«Наркомания
и ее последствия для человека»
«Что
со мной происходит?»
5. Правовое
воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди
несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады
профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные
руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны,
представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам
несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости;
работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по
воспитательной работе школы.
Проведение бесед на
классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные
противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды
преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной
ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои
действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и
подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в
организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия
развивают активность, формирование жизненных позиций.
Как известно,
незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2014 – 2015
учебного года (с сентября по декабрь) классные руководители провели классные
часы:
“Права и обязанности
школьника”;
“Что такое хорошо и что
такое плохо”
“Правила поведения в
общественных местах”
“Мы и улица, наши интересы”
“Конвенция ООН о правах
ребенка”
«Знай свои права, но не
забывай про обязанности»
“Права и обязанности
школьника”;
«Почему подросток совершает
преступление”
“Поговорим об
ответственности”
“Преступления и его
последствия”
“Как научится быть
ответственным за свои поступки”
“Административная и
уголовная ответственность”
6. Работа с
родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в
социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных
фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные
руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке
проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты
обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его
взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями
в этой работе являются:
ü установление доверительных
отношений между родителями и педагогом;
ü разъяснение родителям основ
межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в
поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими
того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за
каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную
потребность;
ü формирование у родителей
правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого
чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным»
ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка
и его потребность в признании, только в этих условиях формируется
положительная личностная установка;
ü формирование у родителей
чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Классными
руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических
знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся
согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и
психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы
моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть
трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»;
родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»,
«Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены
на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия
семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение
родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией
школы участвуют в организации и проведении рейдов «Семья».
7. Проведение
индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений
профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на
внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для
них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные
руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической
службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом
профилактики.
Работа с личностью
отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня
воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в
коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями
школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе
установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель
проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств,
разрабатывает план воспитательной работы класса.
Решение
(после прочтения всех докладов и после проведения практикума по теме
педсовета!):
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.