Организация краеведческой работы в
школе.
(Из
опыта работы учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича ГУ
«Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района Акмолинской области)
Прагматичное
современное поколение, увлеченное Интернетом, современными средствами связи всё
больше уходят в свой виртуальный мир, отрываясь от реальной жизни, от своего
исторического прошлого.
Всё
больше общество сталкивается с фактами жестокости, грубого отношения к старшим,
утрачивается связь поколений. А ведь у казахов с традициями знания семи предков
передавалось и прививалось уважение к старшим.
На
сегодняшний день весьма актуальным является уважение к историческим памятникам,
ведь часто в СМИ появляются сообщение о фактах вандализма.
Иждивенческое
отношение к природе приводит к ухудшению экологической ситуации в крае, в
связи с этим воспитываю в учащихся экологическую культуру.
Высокие
показатели заболеваемости учащихся это результат малоподвижного образа жизни. В
связи с этим я, выбирая новые формы работы, не забываю о здоровье сберегающей
технологии.
Конституция
Республики Казахстан обязывает «Сохранять исторические памятники и другие
ценности» ст. 37. Исходя, из этой статьи Конституции, перед школой стоят
задачи: а) сохранения и распространения знаний по истории своего края;
б)
всестороннее изучение социально- экономического, политического и культурного
развития села, края, а также их природных данных;
в)
участие в экспедиционной работе;
г)
организация экскурсионно - туристической работы путём проведения бесед, экскурсий,
выставок, путём переписи, через печать;
е)
формирование чувства любви, гордости, патриотизма за свою малую родину.
Исходя,
из актуальности вопроса, я считаю, что реализация данного проекта позволяют
расширить знания по истории края и формирует чувство уважения к историческому
прошлому своего края, окружающим людям, активную гражданскую позицию, повысить
самооценку, формирует у детей понимание того, что он также является частицей
истории, и своим делами может внести вклад в развитие истории своего края,
страны.
В
ходе краеведческой деятельности учащиеся, в результате общения с окружающими
получат мощный заряд энергии, соприкосновение с мудростью старшего поколения,
их жизнью, воспитывают чувство уважения к старшему поколению.
Экспедиционная
деятельность формирует физическую выносливость, чувство взаимовыручки.
Важную
роль в достижении этих задач играет школьное краеведение, создание школьного
музея.
Историческое
краеведение в школе проводится на уроках, факультативных занятиях, во
внеклассной работе.
Одна
из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в
себя элементы исследования. Нельзя ограничивать краеведческую работу только
изложением на уроках готовых знаний о своём крае, взятые из учебных пособий и
другой литературы, опуская важную часть краеведческой работы: непосредственное
участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности
по изучению местной истории.
Поэтому
в поисках новых фактов, сведений учащиеся школы периодически выезжают в
областной центр, в столицу для сбора данных по истории села, края. Так,
например, учащиеся школы выезжали в г. Кокшетау и в областном архиве изучали
периодическую печать 30-х годов XX века, собирая по крупицам сведения о крае.
При
работе учащимися разрабатывается поисковый план:
1.
Тема. К
какому периоду относится тема.
2.
Что и где
искать?
3.
Работа с
картотекой, справочниками.
4.
Работа с
фондами.
5.
Обработка
собранного материала.
Так
же при посещении музеев перед учащимися стоит ряд целей, задач, разрабатываются
темы поисковой работы. Учащиеся школы, несмотря на отдалённость нашего
населённого пункта, часто бывают в музеях: Президентского культурного центра, в
областном историко-краеведческом музее. Перед каждой поездкой проводится
предварительная работа: разрабатываются индивидуально для каждого учащегося
темы, план работы по данной теме (пр. №1). Все собранные материалы идут на
пополнение данных по истории нашего края.
Для
расширения знаний о природе своего края учащиеся школы согласно разработанным
планам совершают экспедиции, где изучают отдельные возвышенности, водоёмы,
растительный и животный мир. Такие мероприятия дают мощный заряд энергии любви
к окружающей природе.
Важной
составляющей краеведения является формирование экологической культуры,
стремление сберечь то, что нам даёт природа для следующих поколений.
Учащиеся
школы обнаружили в 2 км. восточнее с. Яблоновка на заброшенном поле молодые
сосны и берёзы и взяли под свою опеку, ведут наблюдение согласно разработанному
плану. Благодаря проведённой работе по сохранению леса, учащиеся сознательно
отказались от живых елей заменив на искусственные.
Учащиеся школы совершают велопробеги в соседние населённые пункты с целью
посещения, возложения цветов к памятникам, погибшим в годы войны и встречи с
ветеранами этих сёл. Так был совершён велопробег Яблоновка - Бирсуат (30 км.),
Яблоновка – Заураловка (24 км.), Яблоновка- Мамай (38 км.).
Неотъемлемой
частью краеведческой работы является организация экскурсии, выставок в музее с
учащимися школы и односельчанами. Эти экскурсии готовятся членами кружка.
Связь
с местными СМИ является одной из составляющих краеведческой работы, ведь всё,
что было добыто в ходе кропотливой работы, становится достоянием
общественности, широкого круга лиц именно через прессу.
Для
сохранения исторического прошлого своего населённого пункта для последующих
поколений необходимо создание историко-географического сборника.
Для
планомерной и организованной краеведческой работы необходимо иметь
соответствующий план работы. В нем указывается название кружка, его
руководитель. Разрабатываются цели и задачи, обязанности членов кружка,
организационная структура кружка: в нём указывается председатель, количество
групп, направление их деятельности. Например: историко-краеведческая,
гидрометеорологическая, экологическая группа.
Организационная
структура музей: сектор истории села, сектор истории края, сектор истории
школы.
Разрабатывается
план мероприятий кружка (пр.№2).
Разрабатываются
занятия кружка (пр. №3).
Необходимым
документом музея является его паспорт, инвентарная книга, книга отзывов
посетителей музея.
Для углубленного изучения истории края разработан профильный курс «История
моего края».
Исторический
и краеведческий материал может использоваться в ходе изучения отдельных тем,
так, например, при разработке урока-суда на тему «Развитие Казахстана во второй
половине 20-х и 30-х гг. XX века», «Коллективизация» и др.
Результатом
кропотливой, многолетней работы стал выпуск историко-географического сборника
«Яблоновка- прошлое и настоящее».
Приложение
№1.
№ темы
|
Тема
|
План
|
1
|
Памятники г.Астаны.
|
1.
Название памятника.
2.
Автор.
3.
Описание памятника.
4.
Его история.
|
2
|
История Астаны.
|
1.
Когда и как возник.
2.
Местоположение.
3.
Название города и с чем
связано.
4.
Описание города.
|
3
|
Достопримечательности города.
|
1.
Имя, название.
2.
Где расположен.
3.
Кто автор.
4.
Описание.
5.
История происхождения.
|
4
|
Древняя история края.
|
1.
Археологические находки.
2.
К какому веку относится.
3.
Описание находки.
|
5
|
Материальная культура казахов края
|
1.
Описание предметов,
вещей.
2.
Дата изготовления.
3.
Материал изготовления.
4.
Как использовался в
быту.
|
Приложение
№2
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
ответственный
|
1
|
Занятия
кружка.
|
пятница
|
|
2
|
Оформление
музея
|
постоянно
|
|
3
|
Сбор
материалов по музею.
|
|
|
4
|
Сбор новых
экспонатов.
|
постоянно
|
|
|
|
5
|
Создать
сборник истории школы.
|
к концу уч.
года
|
|
6
|
Переработать
инвентарную книгу.
|
до конца 3 ч.
|
|
7
|
Продолжить
наблюдение, пересчёт за самосеяными соснами и берёзами юго-восточнее села.
|
октябрь,
март, май
|
|
8
|
Вести
наблюдение за погодой.
|
постоянно
|
|
9
|
Проводить
экскурсии в музее.
|
|
|
10
|
Экспедиция.
|
нач.июня
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
№3
№
|
Темы
|
сроки
|
оборудование
|
1-2
|
Географическое
положение и размеры села. Практическое занятие.
|
|
|
3-4
|
Местная погода
и климат. Практическое занятие.
|
|
|
5-6
|
Поверхность
нашего села.
|
|
|
7-8
|
Практическое
занятие. Экскурсия.
|
|
|
9-10-11
|
Полезные
ископаемые нашего села. Экскурсия. Практическое занятие.
|
|
|
12-13
|
Воды нашего
села, района и их использование. Практ. занятие
|
|
|
14-15
|
Почвы нашего
района. Практическая работа.
|
|
|
16-17
|
Растительность
нашего села, района. Практическая работа.
|
|
|
18-19
|
Животные и
насекомые села. Практическая работа.
|
|
|
20-21
|
Охрана
природы. Практическая работа
|
|
|
22-23
|
Хозяйство
нашего села. Практическая работа.
|
|
|
24-25
|
Образование в
нашем селе. Практическая работа
|
|
|
26-27
|
Производственная
характеристика на современном этапе. Практическая работа
|
|
|
28
|
Экскурсия на
ток.
|
|
|
29-30
|
Наши
односельчане. Практ. работа
|
|
|
31
|
Культурная
жизнь села.
|
|
|
32
|
Спортивная
жизнь села.
|
|
|
33-34
|
Практ.
занятие. Итоговое занятие.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.