Инфоурок Директору, завучу КонспектыОрганизация домашнего задания в режиме работы начальной школы

Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы

Скачать материал

Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы

 

Домашнее задание в начальной школе - это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закреплению изученного в классе материала, развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, но с учетом рекомендаций учителя, выполняет работу в меру своих сил и способностей. Эти навыки обеспечивают ребенку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.

Цели, которые ставит учитель, задавая учащимся на дом задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием. Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.

Можно представить следующий перечень целей домашнего задания:

  повторение и закрепление материала, изученного на уроке; индивидуальное повторение и закрепление учебного материала;

  создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;

  развитие творческого потенциала учащихся;

  рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся;

  развитие умений и навыков проектной деятельности-

формирование качеств самообразования, в т. ч. проектирования, управления временем.

             


Психолого-педагогические принципы организации домашнего задания

Примерный алгоритм выполнения домашнего задания ученика 2-го класса:

 

1.             Готовлю рабочее место для выполнения домашней работы по математике. Достаю из портфеля (письменного стола, книжного шкафа) дневник, учебник по математике, тетрадь по математике, пенал.

2.             Открываю дневник и читаю, какое домашнее задание мне задали по математике.

3.             Открываю учебник по математике и нахожу этот номер задачи.

4.             Открываю тетрадь по математике и пишу слова «Домашняя работа», «Задача».

5.             Читаю задачу.

6.             Решаю задачу, используя черновик.

7.             Записываю решение задачи в тетрадь.

8.             Даю тетрадь на проверку (учителю, воспитателю группы продленного дня, маме и т. д.). Обмениваюсь тетрадями с товарищем для взаимопроверки.

 

             

Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо строить свою педагогическую деятельность и образовательный процесс в целом таким образом, чтобы домашние задания не превратились для ребенка и его родителей в тяжкий ежевечерний труд.

Нужно помнить, что главное не работа, выполненная дома любой ценой, а интерес ученика к познанию и уверенность в своих силах. Многообразие заданий и сложность домашнего учения требуют проведения специальной работы по формированию у младшего школьника соответствующих умений и навыков. Но очень важно не       механически натренировать навыки учащихся, а развить психологические функции, необходимые для самостоятельной продуктивной учебной деятельности вдали от учителя.

Особенность педагогической деятельности по формированию умения самостоятельно выполнять домашнее задание основана на физиологии и психологии ребенка 7-9 лет. В этот период детства еще не сформирована способность воспринимать общую инструкцию, уровень произвольного внимания довольно низкий. Домашнее задание воспринимается детьми как отсроченное действие, которое будет где-то и когда то, и поэтому не стоит вникать в заданную проблему. Также у младших школьников затруднено осознание времени и объема задания.

В основе методики задавания на дом лежит поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Большую помощь учащимся оказывают простейшие алгоритмы выполнения задания самостоятельно.

Такие алгоритмы следует вводить постепенно, проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения домашнего задания включается работа с памятками, словарями, Интернетом.

Рекомендуется также играть в выполнение домашнего задания.

В 1-м классе (2-е полугодие) и во 2-м классе (сентябрь) во время учебных

Пример занятий и занятий внеурочной деятельности следует организовывать деловые игры, ставящие своей целью приучение второклассников к выполнению домашних заданий самостоятельно.

По правилам таких игр учащиеся могут располагаться за чужими партами или работать в группах, чтобы снизить эффект присутствия на своем рабочем месте. Руководителем деятельности по выполнению «домашнего задания» может быть кто-то из одноклассников. Действие по алгоритму происходит пошагово с обязательным коллективным или индивидуальным обсуждением и критериальным оцениванием. Обучающий принцип такой деловой игры заключен в словах - «от совместного к самостоятельному».

 

Нормативы,          Конвенция о правах ребенка закрепляет за ним право на отдых и лежащие    в          досуговую деятельность. Необходимо учитывать данный факт при основе        задавании на дом. Рекомендуется тщательно следить за объемом организации           домашнего задания, учитывать выходные и каникулярные дни, а так домашнего           же острые периоды заболевании детей. Основным документом, задания           регламентирующим            объемы          (дозировку)   домашнего    задания, являются           СанПиН          2.4.2.2821-10,           утв.      постановлением      Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования            к          условиям       и          организации           обучения       в общеобразовательных учреждениях » (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса:

 

 1-й                                                                                                               класс     -     без     домашнего

1.       Государства-участники признают право ребенка , на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2.       Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 3  Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.1

1.1989, вступила в силу 15.09.1990)

 

      

задания в течение всего учебного года; .  2-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день;  3-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день;  4-й класс - не более 2 ч каждый учебный день. Временные нормы (1,5-2 ч) включают в себя возможность выполнения как письменных, так и устных заданий по всем учебным предметам, в т. ч. и по иностранному языку.             Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся, т.

е.         на        учеников        с          разным          личным потенциалом.

Памятки для педагогов, учеников  и их родителей по вопросам выполнения домашнего задания

Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует организацию домашнего задания в группе продленного дня начальной школы. В режиме группы продленного дня организуется время для самоподготовки, консультаций по выполнению домашнего задания:

 2-3-е классы-1,5 ч;         4-й класс - 2 ч.

Самоподготовка проводится в закрепленном учебном помещении, оборудованном учебной мебелью по росту учащихся. Начинать выполнение домашнего задания следует в 15-16 ч, что соответствует подъему работоспособности младших школьников. Во время самоподготовки рекомендуется проводить физкультурные паузы, стимулирующие интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащихся. Не рекомендуется задерживать учащихся, выполнивших домашнее задание раньше остальных, на рабочих местах. Для детей следует подготовить помещение для игр и общения.

Кроме государственных документов, лежащих в основе организации домашнего задания в начальной школе, каждая общеобразовательная организация (далее ОО) вправе создавать локальные  акты,  принимать решения по конкретным вопросам, связанным с выполнением учениками домашнего задания.

 

Для того чтобы цели домашнего задания были достигнуты, а эффект выполнения домашнего задания был максимальным, учителю рекомендуется неукоснительно соблюдать некоторые требования. В приложении 1 представлена памятка для педагогов «Особенности методики организации домашнего задания в начальных классах».

Все учащиеся обязаны выполнять домашнее задание в том объеме, который определил для них учитель. Чтобы домашнее задание было выполнено качественно и с пользой, а объем затраченного времени не превышал установленные нормы, следует выполнять ряд последовательных действий-правил. В приложении 2 представлена памятка для учащихся «Правила выполнения домашнего задания».

Родители обучающихся (законные


Учителю рекомендуется включать в план        представители)          играют            важную проведения родительских собраний следующие

темы для обсуждения: педагогическую роль в деле приучения •   Как правильно организовать домашнюю учебную детей к регулярному и качественному работу? выполнению домашнего задания.

•   Какова роль родителей в выполнении домашнего Домашняя работа служит интересам задания? взаимодействия семьи и школы. Школа •   Помогать или не помогать ребенку, если он и семья вместе несут ответственность за затрудняется? И др. учебные результаты ребенка.  поддерживают             своего             ребенка          в          выполнении

домашних заданий и оказывают ему необходимую помощь, и это важным фактором в деле воспитания

позитивных учебных привычек. Для того чтобы учащийся справлялся обязанностями       по        выполнению домашней      работы, следует           соблюдать      ряд      правил.           В          приложении   3 представлена памятка для родителей учащихся «Правила организации выполнения ребенком домашнего задания».

Управление деятельностью учителя по организации домашнего задания осуществляется заместителем руководителя ОО на основе положения о домашнем задании. Положение разрабатывается и утверждается в ОО в соответствии с Федеральным законом от

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.

28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность организации», ст. 41 «Охрана здоровья

обучающихся»), в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.30.),

Положение о домашнем задании доводится до сведения учителей на рабочем совещании при заместителе директора и размещается на интернет-странице 00.

Для контроля деятельности учителя по организации домашнего задания целесообразно использовать метод изучения документации, анкетирование младших школьников и их родителей и беседы со всеми участниками образовательного процесса.

Объектом изучения документации являются классные журналы, электронные журналы, дневники и тетради учащихся.

 

 

 

 

Перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью младших школьников.

С целью исключения перегрузок учителю следует проводить домашнего задания, который может быть

осуществлен выборочно, по итогам одного из учебных дней. Производится суммарный подсчет домашних заданий по всем предметам на тот или иной день. Учитывая тот факт, что личный потенциал учащихся различный, имеет смысл проконтролировать объем домашнего задания для конкретного учащегося, например для учащегося низким уровнем потенциальных возможностей. Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки ребенка.


Контроль выполнения норм домашних заданий проводится заместителем руководителя по УВР по нескольким направлениям:

               объем и степень сложности домашнего задания; •   своевременность фиксации домашнего задания учащимися в дневниках;

               своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале.

Контроль степени сложности домашнего задания проводится в соответствии с уровнем подготовленности младших школьников. Заместителю руководителя следует обратить внимание на дифференцированность домашних заданий. Индивидуальные домашние задания позволят испытать чувство успеха, восполнить пробелы в знаниях слабоуспевающим ученикам, целенаправленно развивать свои способности мотивированным учащимся.


Для получения более объективных данных об объемах домашних заданий, получаемых учащимися, можно использовать метод анкетирования. В приложении 4 представлена анкета для учащихся «Выполнение домашних заданий», в приложении 5 - подобная анкета для родителей учеников.

Результаты анкет позволят проанализировать время, которое учащиеся тратят на выполнение домашнего задания, объем, сложность, самостоятельность, характер домашнего задания, его значимость для учащихся, участие родителей. Все эти направления тесно связаны, низкие показатели по одному направлению зачастую ведут к низким показателям по другим. Среди них можно выделить общие показатели - время и объем, - на которые влияют все остальные.

Чтобы точнее определить возможные причины выявленных проблем, необходимо сопоставить полученные результаты анкетирования учащихся и их родителей. Результаты анкетирования можно обобщить в виде таблиц и диаграмм.

Успешное решение вопроса дозировки домашних заданий позволяет оптимизировать режим дня школьника, определить свободное время для занятий спортом, искусством, технической деятельностью.

В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем записываются содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений.

 

                                                Пример записи домашнего задания:

Пример                              Задача 68, составить план решения задачи, уравнение 72.

 Упр. 83, составить родственный ряд к слову «снег».

 Природа родного края. Составить сообщение в соответствии с индивидуальным вопросом. 

             

 

Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными, четкими и безошибочными. Сокращение слов при написании в дневниках должно соответствовать программным требованиям.

Учитель обязан проверять наличие записей домашнего задания и их правильность в дневниках учащихся.

По результатам контроля заместителем директора школы деятельности учителя по вопросам организации домашнего задания составляется аналитическая справка, в которой прописываются замечания и положительные моменты. Итоги контроля доводятся до сведения педагога, выслушиваются возражения, вносятся исправления. Результаты данного контроля обсуждаются на заседании школьного методического объединения, на совещании при директоре или заместителе директора 00.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков.   Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.02.2015 289
    • PDF 623.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моисеева Ольга Владимировна
    Моисеева Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17009
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика адаптивного спорта для людей с нарушениями слуха

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Подготовка к проверке функциональной естественно-научной грамотности (тестирование PISA)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек