Доклад
на тему : «Внеурочная деятельность как форма организации свободного времени
обучающихся»
Учеба в школе – это не
только уроки. Привыкнуть к этому придется из-за новых образовательных
стандартов. Образовательный процесс идет полным ходом. И кое-кого уже начал
беспокоить. А именно, родители ребят начальной школы, да и пятиклашек тоже
выражают свое пока что сдержанное недоумение: почему дети так долго находятся в
школе? Они приходят домой только в три-четыре часа дня и только потом садятся
делать домашние задания. А как же погулять-отдохнуть? Давайте разберемся,
почему и чем наши младшие и средние школьники заняты в школе после окончания
уроков.
Основная причина –
введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из
составляющей ФГОСТ является внеурочная деятельность.
Внеурочная
деятельность школьников – это совокупность всех
видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной
образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи
воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных
учебных действий.
Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная деятельность, по форме отличающаяся от
урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Внеурочная
деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цели внеурочной деятельности(ВУД):
·
Создание условий для достижения
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы
время.
·
Создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив
Задачи внеурочной деятельности:
1.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с
социумом, общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями
учащихся.
2. Включение
учащихся в разностороннюю деятельность.
3.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие
навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие
позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового
образа жизни.
7.Создание условий для эффективной
реализации основных целевых образовательных программ различного уровня,
реализуемых во внеурочное время.
8.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы
в школе.
9.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы
время.
10. Организация информационной
поддержки учащихся.
11. Совершенствование
материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы внеурочной деятельности:
·
Включение учащихся в активную
деятельность.
·
Доступность и наглядность.
·
Связь теории с практикой.
·
Учёт возрастных особенностей.
·
Сочетание индивидуальных и коллективных
форм деятельности.
·
Целенаправленность и последовательность
деятельности (от простого к сложному).
Внеурочная в
школах организована по духовно-нравственному, социальному,
общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному
направлениям. По часам на это все отводится не очень-то много времени: от
одного до трех занятий в день для начальной школы. Причем эти занятия – не
уроки, они должны проходить весело и интересно, без домашних заданий. В МБОУ
«Полтавская школа» внеурочной деятельностью охвачено 149 учащихся 1- 6 классов
(53%). В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности:
·
спортивно-оздоровительное направление («ЗДОРОВЕЙКА»)
Посещает 143 (50%) учащихся МБОУ «Полтавская школа» 1 – 6 классов),
·
духовно-нравственное направление(«В мире
интересного» «Мой край» посещает 39 учащихся 6-х классов (13%),
·
социальное направление («Азбука дорог»
«Культура добрососедства»,
·
общеинтеллектуальное
направление(«Поиграем, посчитаем» «Занимательная грамматика», «Математическая
логика», 86 учащихся (30%),
· общекультурное
направление(«Волшебный карандаш» 66 (23%) учащихся 2 – 3 классов, «Веселые
нотки» 40 учащихся 1- 4 классов (14 %), «Украинский язык и литература»,
«Крымскотатарский язык и литература» -136 учащихся (48%).
Каждая школа
подходит к организации внеурочной деятельности в меру фантазии руководителей и
по возможностям кадрового состава. Формы занятий могут быть самыми разными:
экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
так далее.
Формы
внеурочной воспитательной работы в МБОУ «Полтавская школа» по направлениям:
1.
Спортивно-оздоровительное:
•
Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, спортивной
подготовке.
•
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых
стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
•
Проведение бесед по охране здоровья.
•
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
•
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
2.
Общекультурное направление
•
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок
и творческих работ учащихся;
•
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,
культуре поведения и речи;
•
Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;
•
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на
уровне школы, района, области.
3.
Общеинтеллектуальное направление:
•
Предметные недели;
•
Библиотечные уроки;
•
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
•
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города,
области.
•
Разработка проектов к урокам.
4.
Духовно-нравственное направление:
•
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
•
Выставки рисунков.
•
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
•
Встречи с участниками боевых действий.
•
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
•
Конкурсы рисунков.
•
Фестивали патриотической песни.
5.
Социальное направление:
•
Проведение субботников;
•
Работа на пришкольном участке.
•
Разведение комнатных цветов.
•
Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам».
Каждый вид внеклассной деятельности:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт
коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный эффект.
В ходе внеурочной
образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной
деятельности:
·
Игровая деятельность
·
Познавательная деятельность
·
Проблемно-ценностное общение
·
Досугово-развлекательная деятельность
(досуговое общение)
·
Художественное творчество
·
Социальное творчество (социально значимая
волонтерская деятельность)
·
Трудовая (производственная) деятельность
·
Спортивно-оздоровительная деятельность
·
Туристско-краеведческая деятельность
Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в
условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание
свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения
время.
Но все же можно ли
отказаться от внеурочной деятельности, если родители считают такую нагрузку
чрезмерной для своего ребенка?
Развитие ребенка –
процесс целенаправленный и не может быть обеспечен в полном объеме только в
процессе учебной деятельности поэтому если обучающийся посещает
специализированные учреждения дополнительного образования (музыкальная школа,
детская хореографическая школа, бассейны, спортивные секции и так далее), то
родителям достаточно письменно поставить в известность об этом классного
руководителя и администрацию образовательного учреждения. Таким образом,
учащийся может не посещать внеурочные занятия в школе по тем направлениям (а их
пять), которые дублируют занятия в учреждении дополнительного образования.
Очень много
нареканий от родительской общественности: дети мотаются по улицам, нет
бесплатных кружков и секций. Теперь же школа обязана занимать детей –
творчеством, спортом, обязана развивать интеллект и воспитывать. И это, в конце
концов, оплачивается государством. А вот что из этого получится, мы все оценим
несколько позже.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.