Организация
театрализованных игровых программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья
Баева Татьяна Михайловна
Преподаватель
театрального отделения
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Северск Томской области
Для
современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и
разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской
деятельности, широко используемых в
процессе воспитания и
всестороннего развития, является театрализованная игра.
Детям с ОВЗ участие в театральной деятельности
помогает
раскрепоститься, формирует коммуникативные умения,
повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое
незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Мир
ребенка совершенно особенный, ни на чей другой не похожий, и часто нельзя
предсказать, как он отреагирует на эмоциональное воздействие, которое дает
действо, происходящее на сцене.
При организации и подготовке театрализованных
игровых программ для
детей с ограниченными возможностями здоровья
необходимо учитывать многие факторы, и самый важный заключается в ограничении функциональных
возможностей – ребенок либо прикован к коляске, либо может передвигаться, но
плохо владеет телом. Поэтому при подготовке театрализованной программы
подбираются игры и конкурсы, в которых он не будет чувствовать себя униженным
из-за невозможности полноценно двигаться, быстро реагировать на поставленные
задачи, но сможет самым активным образом вмешиваться в происходящее на сцене.
По наблюдениям автора, участие
в сказочных игровых представлениях способствует раскрытию творческих
способностей больных детей.
Программы представляют собой разыгранные юными
актерами по специально написанным сценариям, интерактивные действия.
Подготовлены сценарии по самым известным, узнаваемыми детьми сказкам, либо по
авторским сценариям преподавателя. При написании сценария учитываются
психические особенности детей.
Во время сказочного действия происходит обучение
языку выразительных средств, при наблюдении за действиями детей актеров
театрально- игровой студии «Теремок». Это принципиальное положение программы и
главная цель общения с детьми. В программе можно выделить несколько разделов:
выразительное слово, мимика, пластика, жесты. Устанавливается динамика
формирования игр для разных возрастных аудиторий детей. Если вначале дети
просто повторяют, имитируют, то в последующем предлагается моделировать поведение
в соответствующих обстоятельствах. В финале дети сами в образе действующего
лица исполняют предложенную им роль. Действующими лицами являются персонажи из
театрализованных программ, которых было подготовлено и адаптировано множество.
Это «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, «Влюбленный самолет», «Сладкая
сказка»,«Волшебный магазин игрушек»Т. Баевой и мн. другие.
Чтобы понять важность данной формы работы с
детьми с ОВЗ, надо хотя бы один раз увидеть их реакцию. Они заинтригованно
следят за событиями, предупреждают героев об опасности, с радостью выходят на
сцену в качестве участников событий. А как они умеют делиться радостью с
сидящими рядом детьми! А как танцуют под веселую музыку с веселым Страшилой! С
искрен- ним беспокойством прячут за своими колясками мигунов от злой Бастинды,
закрывая их руками. Самые благодарные зрители и активные участники! Снегурочку
они обнимали, целовали ей руки, выражая свою любовь, и долго не отпускали. О
том, кто из детей-артистов отлично сыграл свою роль, можно судить по реакции
детей- зрителей. Неподкупное жюри!
Большое значение имеет музыкальное сопровождение игровых
программ. Ведь музыка может оказывать разное воздействие на детей с ОВЗ.
Одно произведение спокойное, отличающееся
расслабляющим действием. Как, например, в сцене на маковом поле из сказки
«Волшебник Изумрудного города». Вместе с героями Элли, Львом и Тотошкой дети
почти засыпают. Другое произведение - динамичное, драматическое, напряженное,
его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций. Это хорошо
прослеживается в игре «Цирк», из сказки«Карнавальная история» когда дети
работают с «хищниками». Третье произведение должно снять напряжение, либо,
напротив, быть энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма. Как правило, это
происходит в финале сказки, когда все события завершаются счастливым концом, а
главными действующими лицами вдруг оказываются сами дети-зрители.
Театрализованные программы
оказывают также большое влияние на расширение кругозора каждого ребенка, а
зачастую служат толчком к раскрытию его творческих способностей. Поощряется
стремление детей демонстрировать свои знания, способности, фантазию. Такое
взаимодействие доставляет детям огромную радость, благотворно влияет на
формирование у них чувства собственного достоинства, когда в микрофон они отвечают
на вопрос и слышат похвалу от самого Деда Мороза.
Театрально-игровая
студия «Теремок» давно и плодотворно сотрудничает с центрами по развитию
инклюзивного образования. С 2012 г. ведется сотрудничество с местной
общественной организацией «Содружество родителей детей-инвалидов» г. Северска
«Радуга». С 2005 года «Теремок» участвует в декаде инвалидов «Дари добро»,
ежегодно приезжает с театрализованными игровыми программами в ОГБОУ «Уртамская
школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Недуг ведет к изоляции ребенка от общества,
затрудняя его физическое, психическое, личностное развитие. Автор приходит к
решению, что театрально- игровая студия «Теремок» является одним из мест, где
юному человеку помогают раздвинуть рамки круга общения. . В театрализованной игре в эмоционально
комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации,
отражающие общение с людьми и природным миром, в кругу сверстников и взрослых.
В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной
жизни.
Список литературы:
1.« Рекомендации к
организации театрализованных игр» Сигуткина Р./ Д.В. №8,1998.
2. Баряева Л.Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А.
Театрализованные игры- занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.
Издательство: Союз, 2001.
3.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной
деятельности. Обзор программ дошкольного образования.- М.:ТЦ. Сфера, 2010.
4..Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными
возможностями. Книга для родителей. М.,1996
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.