Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе


Организация проектной деятельности в начальных классах.


Современные дети получают информацию отовсюду. И нам, учителям, это нельзя не учитывать. Поэтому возникает новая для образования проблема формирования информационной компетентности: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях избытка, усваивать и применять ее в виде новых знаний.

Мы, учителя, должны учить детей не просто запомнить и воспроизводить знания, а применять их на практике. С этих позиций включение младших школьников в проектную деятельность является одной из самых актуальных проблем современной начальной школы.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ, выполненных моими учениками.

За годы работы с младшими школьниками у меня накопился определенный опыт применения метода проектов в образовательном процессе с учетом следующих основополагающих принципов:

1)Учет интересов детей. Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной заинтересованности нет, нет и проекта.

2)Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4)Сотрудничество участников педагогического процесса. Это сотрудничество между учителем и учениками, между родителями и учениками, библиотекарем и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась методическая система работ над проектами, пришло понимание места проектной деятельности в жизни детей и выбор основных образовательных технологий для ее осуществления:

1) Технология проектирования: предполагает самостоятельную деятельность ученика при чутком руководстве учителя и вовлечении ученика в решение значимой для него проблемы.

2) Технология проблемного обучения. В ходе решения проблемы ребенок применяет самостоятельно добытые знания, которые нужны не только ему, но и одноклассникам.

3) Технология развивающего обучения: связаны с технологией проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает или не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии: используются для поиска нужной информации и создания презентаций.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идет работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

В современном информационном обществе важны не только знания, но и умение самостоятельно добывать и применять их во всевозможных ситуациях.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большой самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности; возникают доверительные отношения между родителями и ребенком; дети на занятиях испытывают истинную радость; для учителя открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Успешность важна для каждого ребенка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и родителей.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что  исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

  • формирует исследовательские умения;

  • способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого  предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;

  • объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;

  • способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

  Я считаю, что если ученик  сумеет провести  самостоятельное исследование, справится с работой,  то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е.  адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить детей именно тому, что может пригодиться в жизни.

         



  • Начальные классы
Описание:
  • Современные дети получают информацию отовсюду. И нам, учителям, это нельзя не учитывать. Поэтому возникает новая для образования проблема формирования информационной компетентности: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях избытка, усваивать и применять ее в виде новых знаний.

Мы, учителя, должны учить детей не просто запомнить и воспроизводить знания, а применять их на практике. С этих позиций включение младших школьников в проектную деятельность является одной из самых актуальных проблем современной начальной школы.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Автор Васильева Людмила Герасимовна
Дата добавления 19.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 332
Номер материала MA-071888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы