Инфоурок Другое Рабочие программыОрганизации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС

Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1.                  Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. №1897. 

4.                  Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и      задачами    основной           образовательной программы Муниципального общеобразовательного           учреждения         «Раменская          средняя общеобразовательная школа №19».

5.                  Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» Автор: Балазан В.Д. (в редакции ГБОУ ВО МО

«Академия социального управления»), 2016 год.

 

 

Цели изучения учебного предмета, курса

       создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

 

Задачи изучения учебного предмета, курса

       развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

       развитие навыков групповой работы;

       развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

       развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

       развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;

       воспитание целеустремленности,    самообладания,    навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.

Место учебного предмета в Учебном плане ОО

 

Количество часов в год 34 часа Количество часов в неделю 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.          РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Шахматы» являются следующие умения и качества:

               определять и высказывать оценивать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

               слушать и понимать речь других.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Шахматы» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД: 

               самостоятельно   обнаруживать      и        формулировать    цель

деятельности;

               проговаривать последовательность действий;

               рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; 

               формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

               выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

               составлять (индивидуально или в группе) план решения

проблемы (выполнения проекта);

               сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные УУД:

               формировать представление о          шахматных фигурах и об

особенностях каждой фигуры отдельно;

               проводить наблюдение под руководством учителя;

               осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

               использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

               анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 

Коммуникативные УУД:

               самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

               в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

               учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

               понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы);

               уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.       СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

1

Шахматная школа.

Презентация курса (вводное занятие)

Инсценировка

Художественное творчество

2

Легенды и сказания о  возникновении шахмат.

Работа в группах

Проблемноценностное общение

3

Шахматная доска. 

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

4

Горизонтальная линия. 

Практическое занятие

Игровая деятельность

5

Вертикальная линия. Диагональ.

Практическое занятие

Игровая деятельность

Фигуры черные и белые.

Игра – соревнование

Игровая деятельность 

Ладья. Слон.

Работа в группах

Игровая деятельность

Ферзь. Конь.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

9

Пешка. Король.

Круглый стол

Проблемноценностное общение

10 

Начальное положение шахматных фигур.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

11

Правило «ферзь любит свой цвет».

Работа в группах

Фронтальная и индивидуальная работа

12

Начальная позиция на шахматной доске.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

13 

Ход и взятие ладьи.

Работа в группах

Досуговое общение

 

14 

Ход и взятие слона.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

15

Ход и взятие ферзя.

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

16

Ход и взятие коня.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

17 

Ход и взятие пешки.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

18 

Превращение пешки.

Работа в группах

Досуговое общение

19

Ход короля.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

20

Взятие короля.

Работа в группах

Проблемноценностное общение

21

Шах.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

22 

Мат.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

23 

Пат, ничья.

Работа в парах

Игровая деятельность

24

Мат в один ход.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

25

Рокировка.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

26 

Длинная и короткая рокировка.

Практическое занятие

Игровая деятельность 

27

Как  начинать шахматную партию.

Круглый стол

Досуговое общение

28 

Короткие партии.

Практическое занятие

Игровая деятельность

29

Короткие партии.

Практическое занятие

Игровая деятельность

30

Демонстрация коротких партий.

Практическое занятие

Игровая деятельность

31 

Демонстрация коротких партий

Практическое занятие

Игровая деятельность

32 

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

Игровая деятельность

33

Игра всеми фигурами из начального положения.

Круглый стол

Проблемноценностное общение

34

Итоговое занятие.

Урок-игра

Игровая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название раздела

Колво

часо в

В том числе

 

Контрольны

х работ

Практическ их работ

(творческая работа)

Лабораторн ых работ

1

Введение в образовательную программу

1

 

 

 

2

Легенды и сказания о возникновении шахмат

1

 

 

 

3

Шахматная доска

3

 

 

 

4

Шахматные фигуры

4

 

 

 

5

Начальная расстановка фигур

3

 

 

 

6

Ходы и взятие фигур

8

 

 

 

7

Цель шахматной партии

6

 

 

 

8

Игра всеми фигурами из начального положения

7

 

 

 

9

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

34

 

 

 

 

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим

занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о

происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

Тема 3. Шахматная доска.

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Тема 4. Шахматные фигуры.

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,

король.

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-

ка», «Что общего?» и др.

Тема 5. Начальная расстановка фигур.

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение

каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.

Тема 6. Ходы и взятие фигур.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака»,

«Двойной удар», «Ограничение подвижности»

 

Тема 7. Цель шахматной партии.

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая

рокировка и ее правила.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах - не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат - не мат», «Первый шах», «Рокировка».

Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную

партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дидактические игры «Два хода» и др.

Тема 9. Итоговое занятие.

                            Практика.    Повторение    программного    материала    в      форме

конкурсов, мини-соревнований, турниров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректи рованные (фактичес кие) сроки прохождения

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

 

Введение в образовательную программу (1 час)

1

Шахматная школа.

05.09

 

Своими словами пересказывать смысл шахматной игры. Объяснять необходимость изучения правил игры в шахматы. Обосновывать роль игры в шахматы для человека

 

Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)

2

Легенды и сказания о  возникновении шахмат.

12.09

 

Рассказывать как

появилась игра в шахматы

 

Шахматная доска  (3 часа)

3

Шахматная доска. 

19.09

 

Представлять шахматную доску

Отличать шахматную доску от других игр

4

Горизонтальная линия. 

26.09

 

Находить на шахматной доске горизонтальные линии

5

Вертикальная линия. Диагональ.

03.10

 

Находить на шахматной доске вертикальные и диагональные линии

 

Шахматные фигуры (4 часа)

Фигуры черные и белые.

10.10

 

Отличать черные и белые шахматные фигуры

Ладья. Слон.

17.10

 

Находить ладью и слона среди других

 

 

 

 

 

шахматных фигур

Ферзь. Конь.

24.10

 

Находить ферзя и коня среди других шахматных фигур

9

Пешка. Король.

31.10

 

Находить пешку и короля среди других шахматных фигур

Начальная расстановка фигур (3 часа)

10  

Начальное положение шахматных фигур.

07.11

 

Расставлять шахматные фигуры на шахматной доске

11

Правило «ферзь любит свой цвет».

14.11

 

Применять правило «ферзь любит свой цвет»

12

Начальная позиция на шахматной доске.

21.11

 

Понимает понятие «начальная позиция»

Ходы и взятие фигур (8 часов)

13 

Ход и взятие ладьи.

28.11

 

Ходит ладьей

14  

Ход и взятие слона.

05.12

 

Ходит слоном

15

Ход и взятие ферзя.

12.12

 

Ходит ферзем

16

Ход и взятие коня.

19.12

 

Ходит конем

 17 

Ход и взятие пешки.

26.12

 

Ходит пешкой

18  

Превращение пешки.

09.01

 

Понимает когда пешка может превратиться в ферзя

19

Ход короля.

16.01

 

Ходит королем

20

Взятие короля.

23.01

 

Понимает важность короля в шахматах

Цель шахматной партии (6 часов)

21

Шах.

30.01

 

Умеет ставить шах

 22 

Мат.

06.02

 

Умеет ставить мат

23 

Пат, ничья.

13.02

 

Понимает значение пата

24

Мат в один ход.

20.02

 

Играет и пробует

 

 

 

 

ставить мат в один ход

25

Рокировка.

27.02

 

Делает рокировку

26 

Длинная и короткая рокировка.

06.03

 

Отличает длинную и короткую рокировку

Игра всеми фигурами из начального положения (7 часов)

27

Как  начинать шахматную партию.

13.03

 

Начинает шахматную партию

28  

Короткие партии.

20.03

 

Отличает короткие партии

29

Короткие партии.

03.04

 

Отличает короткие партии

30

Демонстрация коротких партий.

10.04

 

Наблюдает за демонстрациями

31  

Демонстрация коротких партий

17.04

 

Воссоздает демонстрацию

32  

Игра всеми фигурами из начального положения

24.04

 

Играет в шахматы. Анализирует свои ходы

33

Игра всеми фигурами из начального положения.

15.05

 

Играет в шахматы. Анализирует свои ходы и ходы соперника

Итоговое занятие (1 час)

34

Итоговое занятие.

22.05

 

Вспоминает и говорит основные понятия курса. Играет в шахматы. Анализирует свои ходы и ходы соперника.

 

 

 

 

Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании

п/п

Изменение календарно-тематического планирования 

(дата, содержание изменения, причины)

Отметка о согласовании с администрацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

   

 

 

     

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания 

ШМО учителей математики и информатики от 30.08.2017  № 1 Руководитель ШМО 

______________ ( ___________________ )

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР ______________ ( ___________________ ) Дата:

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС/Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС/Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС/Организации шахматного кружка на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 016 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.08.2020 174
    • PDF 342.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лекомцева Лариса Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лекомцева Лариса Михайловна
    Лекомцева Лариса Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83307
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе