Ю.Б. Мухаметова
Учитель МОБУ СОШ
с.Мурсалимкино (Салаватский район)
«Орфоэпические
нарушения в речи учащихся МОБУ СОШ с.Мурсалимкино под воздействием средств
массовой информации»
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного
языка, но иногда создается
впечатление, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать
по-русски. Иногда возникает желание выключить радио, телевизор, не читать
периодики, чтобы не слышать и не видеть, какое насилие производят сограждане
над “великим и могучим”.
Язык СМИ играет важную роль, как в
распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. И хотя
имеются некоторые результаты по формированию уважительного отношения к русскому
языку в средствах массовой информации, по-прежнему в газетах большое количество
ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык.
Таким образом, в настоящий момент, на
мой взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре
русской речи. В
связи с этим мною были проведены исследования в МОБУ СОШ с. Мурсалимкино МР
Салаватский район РБ.
Изучая материалы исследования, я
пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении
и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).
Мною выделена группа слов, в которых
гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э],
или наоборот:
№
п
|
Цитата из СМИ
|
Источник
|
Результат воздействия на речь учащихся
|
Правиль-ный вариант
|
1 1
|
Благодаря вмешательству властей а[ф’о]ра не
состоялась…
|
НТВ
«Особо опасен!»
|
Чичиков блестяще провернул свою а[ф’о]ру…
|
а[ф’э]ра
|
22
|
За ис[т’о]кший срок совершено 12 краж…
|
НТВ «Чрезвычайное происшествие»
|
За ис[т’о]кшую четверть мы освоили несколько
новых правил.
|
ис[т’э]к-
ший
|
3 3
|
Ребенок передается под а[п’о]ку соответствую-щих
органов…
|
БСТ
«Новости»
|
Я мечтаю выйти из-под а[п’о]ки родителей…
|
а[п’э]ка
|
5 4
|
…ведут ас[’о]длый образ жизни…
|
Первый канал
«Другие новости»
|
Эти племена вели а[с’о]длый образ жизни.
|
а[с’э]длый
|
Проанализировав вышеизложенный
материал, я пришла к выводу, что данная звукозамена производится вследствие
абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.
В связи с тем, что в русском языке
действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с
«е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся
теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Например:
№п\п
|
цитата из СМИ
|
источник
|
результат воздействия на речь учащихся
|
правильный вариант
|
1
|
Ге[н’]етика – наука непростая…
|
Россия «В поисках приключений»
|
Ге[н’]етический код человека…
|
ге[н]е-тика, ге[н]етический
|
2
|
Школы оснащены компью[т’]ерными классами…
|
Россия
«Вести»
|
Компью[т’]ерные технологии откры-вают для
нас новые возможности…
|
компью[т]ерными компью
[т]ерные
|
В процессе исследования пришла к выводу, что
абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – это ошибки
в ударениях:
№
п\п
|
цитата из СМИ
|
источник
|
результат воздействия на речь учащихся
|
Правиль-ный вариант
|
1
|
ДОговор не был соблюден как следует…
|
Россия «Вести+»
|
Был подписан мирный дОговор…
|
договОр
|
2
|
УкрАинская сторона согласилась…
|
Первый канал
«Время» (Петр Толстой).
|
УкрАинская сечь существовала не один год…
|
украИн-ская
|
3
|
КатАлоги представляют весь ассортимент…
|
Реклама на ТВ
|
КатАлогов тогда не было…
|
каталОг
|
4
|
Нужно как можно больше употреблять свеклЫ
|
НТВ «Едим дома»
|
Собрали большой урожай свеклЫ
|
свЁклы
|
Данная проблема, на мой взгляд, существует
вследствие нефиксированности русского ударения, незнания и (или) невыполнения
норм акцентологии.
По моему мнению, знание правил
орфографии, орфоэпии и пунктуации есть основной критерий грамотного человека, это не просто выдумка
учителей и изощренное средство издевательства над школьниками, это правила,
сохраняющие смысл и позволяющие нам понимать друг друга. Но если отклонения в
написании и произношении на срезе современности не могут быть слишком
разрушительными для значения слова, то повторяющиеся в течение длительного
времени ошибки ведут к тому, что слово теряет свой привычный облик. Оно
становится неузнаваемым.
Потому орфоэпические ошибки далеко не безопасны и не невинны. При этом речь СМИ
по-прежнему остается образцом для подражания: «Как говорят по телевизору, так и
нужно говорить. Как пишут в газетах, так и нужно писать», - считает большая
часть школьников.
Проанализировав материалы исследования, я
пришла к выводу, что:
-удельный вес речевой продукции в речевой практике
общества повысился, повысилась и значимость текстов СМИ в общественном
сознании. Поэтому я предлагаю:
1. Ввести в школе предмет риторика.
2.Рекомендовать учителям-словесникам включать в урок
непременные орфоэпические, акцентологические, орфографические и другие разминки
для учащихся всех возрастных групп.
3. Организовать в школах клубы любителей русской речи.
Я считаю, что, следуя этой программе, можно повлиять
на состояние культуры речи современного общества, а также культуру общества в
целом.
Литература:
1.
Аванесов Р. И.. Русское
литературное произношение. М., 1972г.
2.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В.
Словарь ударения русского языка. М., 1993г.
3.
Головин Б.Н.Основы культуры речи. М.: Просвещение,
1980. – 47с.
5.
Ожегов С. И. Словарь русского
языка. М., 1991г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.