Опыт
работы.
«Средства
формирования метапредметных навыков учащихся на уроках русского языка и
литературы».
Тема продиктована
актуальной проблемой. Федеральный
государственный образовательный стандарт второго поколения строится на
системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от
традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Передо мной стоит
задача: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс
самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в
решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Многие учителя-практики в своей
деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией
учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является
использование активных средств формирования универсальных учебных действий на
уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не
только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством
обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником
различных средств становится особенно значимым.
Одним из эффективных средств,
способствующих познавательной мотивации, а также формированию метапредметных
навыков является создание проблемных ситуаций на уроке.
В процессе такой систематической
работы учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности,
выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы,
выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск
необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод,
формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в
сотрудничестве.
Развивает умение воспринимать информацию,
способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап
«Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» -
формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации;
«Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению
материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные
утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные
утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не
изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт
или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему,
чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Важнейшую роль в формировании метапредметных
навыков играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается
фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный
процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач,
как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация,
комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие
механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление,
рефлексия и др.
В педагогической практике выделяется
несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет
глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно
задают себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления граф-схемы.
Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два
вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения
являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы,
круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии,
стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно
отражены связи и отношения между элементами.
Прием составления сводной таблицы
– позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием
комментирования является основой осмысления и понимания текста и
представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по
поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной
информации включает следующие компоненты:
самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;
пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление
устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление
сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы,
направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая
графическая организация материала, позволяющая систематизировать и
структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от
него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В условиях модернизации образования
учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в
свою деятельность групповую форму.
Частным случаем групповой совместной
деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы
контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга,
постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.
Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на
базе внешнего контроля.
Особое
место в формировании метапредметных навыков на уроках русского языка и
литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой
деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют
басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках
русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, урок-обобщение
по теме «Глагол» проходит в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в
прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном –
виде.
Проектная и исследовательской
деятельности – необходимое условие компетентностного
подхода и действенное средство формирования метапредметных навыков. В процессе
этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные
(развитие навыков работы в группе), регулятивные (овладение навыками
самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать
деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные
(познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем,
овладение навыками работы с источниками информации), личностные (ученик
определяет для себя значимость выполняемой работы).
Рефлексия –
одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим
метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие творчески
интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление
телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу,
синквейн.
Систематически на уроках русского
языка и литературы использую такое средство формирования метапредметных навыков,
как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов,
басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию
познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает развивать
рефлективные способности учащихся. Это средство в учебной практике можно тесно
связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно
иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное
образование.
В данной работе был рассмотрен
комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить
достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период
экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения
в основной общеобразовательной школе. К 2015 году в педагогической практике
основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая
требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников
из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и
применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные
средства формирования метапредметных навыков.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.