Опыт работы по теме
«Проектная деятельность
в начальной школе»
учителя
начальных классов
муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы
Новобирюсинской
СОШ
Вологжаниной Надежды Юрьевны
Актуальность темы:
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние
мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз
между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая
жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный
человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для
того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно
уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий,
осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что
нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а
возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся?
Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида
деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я
решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1)
отвечает современным требованиям времени,
2)
формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее
решения,
3)
развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4)
приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5)
вызвала у меня самой большой интерес.
Я
использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В
связи с этим я определила следующие цели и задачи:
-
способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной
технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся
в процессе работы над проектом;
- выявление организаторских способностей детей, развития их творческой
инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Работу
по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1
этап:
Проектно-творческая
деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является
пропедевтикой проектной деятельности.
На
этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам
и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают
задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают
дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам
сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с
помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений,
макетов.
Творческие
задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов
книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли
проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования
в строительстве).
Такие
виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по
Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ
|
РЕЗУЛЬТАТЫ
|
1.Обоснование,
осознание и принятие идеи (погружение в проект).
|
Осмысленная
и принятая идея, задача, проблема.
|
2.Технологическая
разработка идеи.
|
Доведение
идеи до возможности ее практической реализации.
|
3.
Практическая работа над идеей.
|
Практическая
реализация идеи.
|
4.
Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей
работы.
|
Анализ
решения творческой задачи и рефлексия деятельности.
|
В силу
психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний
творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с
непосредственным
участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным
фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила
родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с
особенностями ПД.
2
этап.
На
2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных
технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по
литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во
время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии
родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных
уроков и внеклассных мероприятий.
Так
проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный
процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и
представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также
подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».
Такое
взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия
учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс
усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.
При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и
взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На
этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся
учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
2
этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему,
представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с
использованием компьютерных презентаций.
3
этап.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных
технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе
PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы,
которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь
родителей
на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы:
индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой
работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и
конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в
истории школы…», посвящённую 115-летию нашей школы. Проект «Красная книга»
представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.
Какова
же роль учителя в ПД?
Она
своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не
как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник
их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если
на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы,
то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно
решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно
наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым
нужно строить свою работу в ПД:
1.
Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
2.Не
сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.Развивать
самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
4.Избегать
прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
5.В
процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою
деятельность и работу.
6.Тесно
сотрудничать с родителями.
7.При
оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз
раскритиковать.
Ожидаемые
результаты:
-повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и
их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.