Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.

Скачать материал

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И  РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.

 

Алпысбаева Гульжан Саркеновна

Учитель биологии, средняя школа №2 г.Костанай,

 специалист высшего уровня квалификации

второй категории

 

Опыт проведения ролевой и  рефлексивно –деловой игры с младшими подростками.

В Национальном плане действий по  развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы особый акцент сделан на формирование социальных компетенций учащихся, способностям выпускника школы к социальному  взаимодействию и толерантному поведению в обществе.

Младший подростковый возраст является благодатной средой для формирования социальных компетенций, потому что подростки 10 – 13 лет характеризуются лёгкостью пробуждения энергии , повышенной активностью, расположенностью к стремлению постоянно испытывать  свои возможности и    выполнению самостоятельных практических заданий. Реализовать данные потребности подросток может ,если учебный процесс и внеклассная работа построена как взаимодействие личностей, групповой коммуникации и разнообразной игровой деятельности.

Спросим малышей и подростков , любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!»

Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности. В практике нашей работы есть опыт использования различных игр: сюжетных (сказка, фантастический рассказ); ролевых (аукцион, ролевая игра); деловых (конференция); имитационных (подражание телевизионным передачам); драматических (спектакль, инсценировка).

Использование игр, начиная с 6 – 7-х классов, позволяет вводить на уроках групповые методы работы как с новым материалом, также для повторения и контроля знаний. Игровая и групповая деятельность привносит эмоциональное оживление в работу учащихся  , повышает внимание и интерес как к конечному результату , так и к процессу обучения. Ближе всего к возрастным особенностям младшего подростка – различные виды ролевых игр.

Ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Рефлексивно - деловая игра  - это современная активная форма работы с младшими подросткам, в которой каждый  ученик приобретает новый конгитивно – поведенческий опыт и становится автором собственного личностного развития и развития своих одноклассников.

Описанные типы ролевых игр были апробированы нами в работе с учащимися 6-х классов. Ролевая игра «Про речку Протоку» была подготовлена и проведена в рамках предметной недели химии и биологии. Цель игры – воспитание экологического сознания и поведения  младших подростков,  развитие  положительных  эмоций  по отношению к природе .Герои игры: водолей, капелька, рыболов, рыба –мутант, диоксин, хлор и вирус. Учащиеся вживались в образ , эмоционально передавали  свою роль, черты характера сюжетных героев. В ходе игры было видно, что для ребят - это привлекательная форма.  Учащиеся, не ограниченные строгими рамками урока, проявляли творческую фантазию и свои индивидуальные возможности в представлении ролей.

В своих комментариях по итогам игры ребята написали:   «Было очень интересно, занимательно. Мы в игровой форме донесли до учащихся, что нельзя загрязнять природу, по улыбающимся лицам детей были видны их восхищение и восторг от увиденного, каждый понял для себя, что нужно беречь природу».

«Я увидел и попробовал себя в роли рыбы – мутанта, мне не хотелось играть, но я победил это чувство страха  и когда я исполнял эту роль, понял, что я правильно донёс  идею своего героя»

«Участвуя в мероприятие, я узнал много о таких животных, как сайгак, снежный барс, занесённых в Красную Книгу Казахстана. Мы видели улыбки детей, которые понимали нас, ведь мы старались. Было всё слаженно и собрано, я волновался, но мне очень понравилось быть в роли Вируса» .

Другой опыт проведения коллективной игры с подростками – это организация ролевой игры во внеурочной деятельности. Нами был выбран формат рефлексивно – деловой игры , а содержанием игры стали: толерантность , толерантное поведение и сознание школьников. Выбор нами темы и типа игры был основан на возрастных потребностям учащихся к  активному общению. При подготовке рефлексивно – деловой игры важно было не только выстроить ход игры , но и отобрать её содержание , поэтому ситуации были предложены из повседневной жизни класса.

1.                     уговорить учителя не ставить ему «2» за неподготовленный доклад;

2.                     уговорить товарища подежурить за себя;

3.                     повлиять на учителя так, чтобы он не вызывал родителей в школу;

4.                     попросить ученика ,чтобы дал списать домашнее задание по математике;

5.                     чтобы учитель не писала в дневник «поведение – неудовлетворительно».

Было некоторое опасение , что форма проведения сложновата для младшего подросткового возраста. Однако оценка самими учащимися процесса и  итогов игры показала их  удовлетворённость . Обсуждение проблемы в микрогруппах, проигрывание в различных ролях, анализ групповой работы, индивидуальная рефлексия игры – всё это видимый  результат и практическая ценность рефлексивно – деловой игры.  По итогам игры ребята написали: Она, игра – «интересна своим весельем, мы в ней учимся понимать друг друга»;«вопросами, смехом, добротой, пониманием»; «тем, что учимся уважать окружающих, уметь договариваться»; «мы лучше узнали друг друга»; «тем, что нам было весело и мы стали намного ближе , чем были раньше».

Практика показала, что игровые формы в работе с подростками требуют от учителя специальных навыков режиссирования  игры и умений игротехника. Безусловно, готовность педагога к проведению этих и других игр во внутришкольной  практике требует развитие и в самой педагогической среде ценностей сотрудничества: уважения, принятия, творчества. Именно эти ценности и установки педагога способствуют ценностно-личностному развитию школьников, что и соответствует целям и задачам Национального плана действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016год.

 

Список использованной литературы.

1.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016год.

2.Рефлексивно-ролевые игры в управлении школой и образовательной практике. Ерхов М.В. М,2008.

3.Статья: Использование коллективных игр, тематических схем – блоков (моделей) в процессе изучения курса биологии.Журнал «Биология» №13 июль 2005год.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Опыт проведения ролевой и  рефлексивно –деловой игры с младшими подростками.

В Национальном плане действий по  развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы особый акцент сделан на формирование социальных компетенций учащихся, способностям выпускника школы к социальному  взаимодействию и толерантному поведению в обществе.

Младший подростковый возраст является благодатной средой для формирования социальных компетенций, потому что подростки 10 – 13 лет характеризуются лёгкостью пробуждения энергии , повышенной активностью, расположенностью к стремлению постоянно испытывать  свои возможности и    выполнению самостоятельных практических заданий. Реализовать данные потребности подросток может ,если учебный процесс и внеклассная работа построена как взаимодействие личностей, групповой коммуникации и разнообразной игровой деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 427
    • DOCX 19.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алпысбаева Гульжан Саркеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алпысбаева Гульжан Саркеновна
    Алпысбаева Гульжан Саркеновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 1068
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 553 человека

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 88 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек