ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО –
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.
Алпысбаева Гульжан Саркеновна
Учитель биологии, средняя школа №2
г.Костанай,
специалист высшего уровня квалификации
второй категории
Опыт
проведения ролевой и рефлексивно –деловой игры с младшими подростками.
В
Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012 – 2016 годы особый акцент сделан на формирование социальных компетенций
учащихся, способностям выпускника школы к социальному взаимодействию и
толерантному поведению в обществе.
Младший
подростковый возраст является благодатной средой для формирования социальных
компетенций, потому что подростки 10 – 13 лет характеризуются лёгкостью
пробуждения энергии , повышенной активностью, расположенностью к стремлению
постоянно испытывать свои возможности и выполнению самостоятельных
практических заданий. Реализовать данные потребности подросток может ,если
учебный процесс и внеклассная работа построена как взаимодействие личностей,
групповой коммуникации и разнообразной игровой деятельности.
Спросим
малышей и подростков , любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим
ответный единодушный выдох: «Да!»
Задачей
педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной
обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их
способности и потребности. В практике нашей работы есть опыт использования
различных игр: сюжетных (сказка, фантастический рассказ); ролевых (аукцион,
ролевая игра); деловых (конференция); имитационных (подражание телевизионным
передачам); драматических (спектакль, инсценировка).
Использование
игр, начиная с 6 – 7-х классов, позволяет вводить на уроках групповые методы
работы как с новым материалом, также для повторения и контроля знаний. Игровая
и групповая деятельность привносит эмоциональное оживление в работу учащихся ,
повышает внимание и интерес как к конечному результату , так и к процессу обучения.
Ближе всего к возрастным особенностям младшего подростка – различные виды
ролевых игр.
Ролевая
игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники
которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером
своей роли и внутренней логикой среды действия. Рефлексивно - деловая игра -
это современная активная форма работы с младшими подросткам, в которой каждый
ученик приобретает новый конгитивно – поведенческий опыт и становится автором
собственного личностного развития и развития своих одноклассников.
Описанные
типы ролевых игр были апробированы нами в работе с учащимися 6-х классов. Ролевая
игра «Про речку Протоку» была подготовлена и проведена в рамках предметной
недели химии и биологии. Цель игры – воспитание экологического сознания и
поведения младших подростков, развитие положительных эмоций по отношению к
природе .Герои игры: водолей, капелька, рыболов, рыба –мутант, диоксин, хлор и
вирус. Учащиеся вживались в образ , эмоционально передавали свою роль, черты
характера сюжетных героев. В ходе игры было видно, что для ребят - это
привлекательная форма. Учащиеся, не ограниченные строгими рамками урока, проявляли
творческую фантазию и свои индивидуальные возможности в представлении ролей.
В
своих комментариях по итогам игры ребята написали: «Было
очень интересно, занимательно. Мы в игровой форме донесли до учащихся, что
нельзя загрязнять природу, по улыбающимся лицам детей были видны их восхищение
и восторг от увиденного, каждый понял для себя, что нужно беречь природу».
«Я
увидел и попробовал себя в роли рыбы – мутанта, мне не хотелось играть, но я
победил это чувство страха и когда я исполнял эту роль, понял, что я правильно
донёс идею своего героя»
«Участвуя
в мероприятие, я узнал много о таких животных, как сайгак, снежный барс,
занесённых в Красную Книгу Казахстана. Мы видели улыбки детей, которые понимали
нас, ведь мы старались. Было всё слаженно и собрано, я волновался, но мне очень
понравилось быть в роли Вируса» .
Другой
опыт проведения коллективной игры с подростками – это организация ролевой игры
во внеурочной деятельности. Нами был выбран формат рефлексивно – деловой игры ,
а содержанием игры стали: толерантность , толерантное поведение и сознание
школьников. Выбор нами темы и типа игры был основан на возрастных потребностям
учащихся к активному общению. При подготовке рефлексивно – деловой игры важно
было не только выстроить ход игры , но и отобрать её содержание , поэтому
ситуации были предложены из повседневной жизни класса.
1.
уговорить учителя не ставить ему «2» за
неподготовленный доклад;
2.
уговорить товарища подежурить за себя;
3.
повлиять на учителя так, чтобы он не
вызывал родителей в школу;
4.
попросить ученика ,чтобы дал списать
домашнее задание по математике;
5.
чтобы учитель не писала в дневник
«поведение – неудовлетворительно».
Было
некоторое опасение , что форма проведения сложновата для младшего подросткового
возраста. Однако оценка самими учащимися процесса и итогов игры показала их удовлетворённость
. Обсуждение проблемы в микрогруппах, проигрывание в различных ролях, анализ
групповой работы, индивидуальная рефлексия игры – всё это видимый результат и
практическая ценность рефлексивно – деловой игры. По итогам игры ребята
написали: Она, игра – «интересна своим весельем, мы в ней учимся понимать друг
друга»;«вопросами, смехом, добротой, пониманием»; «тем, что учимся уважать
окружающих, уметь договариваться»; «мы лучше узнали друг друга»; «тем, что нам
было весело и мы стали намного ближе , чем были раньше».
Практика
показала, что игровые формы в работе с подростками требуют от учителя
специальных навыков режиссирования игры и умений игротехника. Безусловно,
готовность педагога к проведению этих и других игр во внутришкольной практике
требует развитие и в самой педагогической среде ценностей сотрудничества:
уважения, принятия, творчества. Именно эти ценности и установки педагога способствуют
ценностно-личностному развитию школьников, что и соответствует целям и задачам
Национального плана действия по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012- 2016год.
Список использованной литературы.
1.Национальный
план действий по развитию функциональной грамотности школьников на
2012-2016год.
2.Рефлексивно-ролевые
игры в управлении школой и образовательной практике. Ерхов М.В. М,2008.
3.Статья:
Использование коллективных игр, тематических схем – блоков (моделей) в процессе
изучения курса биологии.Журнал «Биология» №13 июль 2005год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.