Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОпределительные и указательные местоимения

Определительные и указательные местоимения

Скачать материал

Жантлеуова Дина  Изимбергеновна,

 учитель русского языка и литературы

первой категорий средней школы

 имени Мукангазы Сиранова

села Елтай Индерского района

 Атырауской области

 

10 «А» класс гуманитарно- общественного направления. Русский язык.

Тема: Определительные и указательные местоимения

                  Лексическая тема: Жемчужины народной мудрости

Цель:

    1.Образовательная: повторить, углубить и обобщить знания учащихся об определительных и указательных местоимениях.

    2.Развивающая: формировать навыки творческого подхода к языку; закреплять умения, связанные с употреблением определительных и указательных местоимений в устной и письменной речи.

    3.Воспитательная: прививать у школьников эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом, воспитывать интерес и любовь к красоте, выразительности пословиц и поговорок.

Тип: углубление изученного материала

Вид урока: урок – практикум с элементами семинара

Методы: словесный, частично- поисковый

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, презентаций к уроку, проекты учащихся, ресурсы из Интернета, принадлежности для защиты постеров, карточки с заданиями.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

а) Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

б) Постановка целей и задач урока

Эпиграф:        

         «Пословицы и поговорки - это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда».     В.В.Даль

II.  Опрос по домашнему заданию

1.       Повторить правила по теме «Неопределенные и отрицательные  местоимения».

2.       Просклонять неопределенное местоимение  несколько и отрицательное местоимение никто.

 III. Углубление теоретического материала по теме «Определительные и указательные местоимения»

Работа в группах

       Опережающее задание: защита проектов учащихся по темам.

1 группа: «Определительные местоимения»

2 группа: «Указательные местоимения»( слайд№1)

IV. Закрепление темы

1. Работа с учебником

Выполнение упражнений

Упр. 306. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните определительные местоимения  как члены предложения. Объясните их значение путем перевода на родной язык.

 

 

Группа 1:  1-4 - предложения

Группа 2:   5-8 - предложения

2. Работа с таблицей (устно)

Задание: Ознакомьтесь с таблицей. На какую значимую часть слова падает ударение в местоимениях сам (сама) и самый в косвенных падежах?

3.       Упр.307. Просклоняйте словосочетания самая любимая песня, сама природа, самое дорогое, само жюри. Укажите, куда падает ударение в местоимениях.

Группа 1:  Просклоняйте словосочетания самая любимая песня, само жюри.

Группа 2: Просклоняйте словосочетания сама природа, самое дорогое.

4.       Упр.313.  Просклонять  словосочетания столько километров, столько центнеров. Поставьте ударение в местоимениях.

Группа 1:  Просклоняйте словосочетание столько километров.

Группа 2: Просклоняйте словосочетание столько центнеров.

 

3. Работа по карточкам (слайд№ 2)

Сделать морфологический разбор выделенных местоимений

Группа 1: Что написано пером, того не вырубишь топором.

Группа 2: Хлеб - всему голова.

·                  Разминка. Поэтическая минутка: Чтение наизусть стихотворения

Абая Кунанбаева « Стихами для забавы не грешу…» (« Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін ...») Алтынай Амиргалиевой, призером олимпиады по русскому языку.

4. Работа с ресурсами, защита постеров.

Темы для групп:

Группа 1: - Что такое пословицы и поговорки?

Группа 2: - Каково значение пословиц и поговорок?

    Раздаются ресурсы-тексты о пословицах и поговорках из Интернета.

 5. Творческая работа (слайд 3)

Задание: Выпишите определительные и указательные местоимения, вставляя вместо точек  пропущенные окончания. Укажите их число, род (если есть), падеж.

1. Каковы люди, таков… и порядки. 2.Человек, что замок: к кажд… нужно ключик подобрать. 3. За всяк… дело берись смело.4. Кого уважают, т… и почитают.5. Всяк добр, да не для всяк… .6. Всяк… человек по делу узнается.7. Кажд… человек - загадка.

8. Жизнь вс… научит. 9.Живи и жить давай друг…. 10. Люб… молодцу скромность к лицу.

Ключ: (слайд 4)

1. Таков-ы, мн.ч., и.п.;

2. (К) кажд-ому, ед.ч., м.р., д.п.;

 3. (За) всяк-ое, ед.ч., ср.р., в.п.;

 4. Т-ого, ед.ч., м.р., в.п.; 

5. (Для) всяк-ого, ед.ч., м.р., в.п.; 

6. Всяк-ий, ед.ч., м.р., и.п.; 

7. Кажд-ый, ед.ч., м.р., и.п.; 

 8. Вс-ему, ед.ч., м.р., д.п.;

 9. Друг-им, мн.ч., д.п.;

10. Люб-ому, ед.ч., м.р., д.п.

6. Выполнение тестовых заданий: (слайд 5)

1. Какие местоимения указывают на предметы, их признаки и количество?

А. Определительные

В. Притяжательные

С. Указательные

Д. Относительные

Е. Личные

2.Определите разряды местоимений: такой, там, столько, весь, всякий.

А. Личное, возвратное

В. Притяжательное, вопросительное

С. Указательное, определительное

Д. Относительное, притяжательное

Е. Личное, определительное

3.Какие указательные местоимения склоняются по типу прилагательных?

А. Такой, этакий, этот

В. Тот, столько, этот

С. Сей, этакий, экий

Д. Тот, этот, такой

Е.  Эта, столько, таков

4. Определите синтаксическую функцию указательного местоимения: Кто платит, тот и заказывает музыку.

 А. Подлежащее

 В. Сказуемое

 С. Определение

 Д. Обстоятельство

 Е.  Дополнение

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

А. За всякое дело берись умело.

В. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

С. Кто не работает, тот не ест.

Д. Все самое дорогое - гостю.

Е. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

6. Найдите предложение, в котором местоимение является определением

А. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

В. Кто сознался, тот покаялся.

С. Была бы охота, заладится всякая  работа.

Д. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

Е. За все берется, да не все удается.

7. Определите, какому разряду соответствуют местоимения в предложений: Не рой другому яму, упадешь сам в нее.

А. Определительному;

В. Притяжательному;

С. Указательному

 Д. Личному

 Е. Возвратному

8. Укажите синтаксическую функцию выделенного местоимения: Нужно всегда помнить, что всему свое время.

 А. Подлежащее

 В. Сказуемое

 С. Определение

 Д. Обстоятельство

 Е.  Дополнение

9. Местоимения какого разряда служат для связи частей сложноподчиненного предложения?

 А. Определительные

В. Притяжательные

С. Указательные

Д. Относительные

Е. Личные

10. Определите, правильный вариант склонения местоимений:

А. Все, всем, всему

В. Вся, всей, все, всем,

С. Все, всего, всему, все, всем, (обо) всех

Д. вся, всем, всему, всей, все, всем,

Е. всей, все, всем, (обо) всех

Ключ с ответами поместить на доске

 Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

С

Д

А

Е

С

А

Е

С

Д

Оценки: За 10 правильных ответов- «5»; за 7-9 –«4»; за 4-6 «3»; за 0-3- «2».

VI. Итог урока

   -На какую тему мы сегодня поговорили на уроке?

(о пословицах и поговорках)

   -Какие разряды местоимений повторили?

   -Назовите характерные черты данных разрядов.

   -Приведите примеры. (Слабым учащимся можно пользоваться учебником).

Рефлексия

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что пригодится в жизни?

-Как вы оцениваете вашу работу на уроке?

- Нужно ли проводить такие уроки и почему?

VII. Домашнее задание

1. Повторить правила об определительных и указательных местоимениях  по учебнику.

2. Выполнить упражнения 319,320.

VIII. Комментирование оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 «А» класс гуманитарно- общественного направления. Русский язык.

Тема: Определительные и указательные местоимения

                  Лексическая тема: Жемчужины народной мудрости

Цель:

    1.Образовательная: повторить, углубить и обобщить знания учащихся об определительных и указательных местоимениях.

    2.Развивающая: формировать навыки творческого подхода к языку; закреплять умения, связанные с употреблением определительных и указательных местоимений в устной и письменной речи.

    3.Воспитательная: прививать у школьников эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом, воспитывать интерес и любовь к красоте, выразительности пословиц и поговорок.

Тип: углубление изученного материала

Вид урока: урок – практикум с элементами семинара

Методы: словесный, частично- поисковый

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, презентаций к уроку, проекты учащихся, ресурсы из Интернета, принадлежности для защиты постеров, карточки с заданиями.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

а) Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

б) Постановка целей и задач урока

Эпиграф:        

         «Пословицы и поговорки - это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда».     В.В.Даль

II.  Опрос по домашнему заданию

5.       Повторить правила по теме «Неопределенные и отрицательные  местоимения».

6.       Просклонять неопределенное местоимение  несколько и отрицательное местоимение никто.

 III. Углубление теоретического материала по теме «Определительные и указательные местоимения»

Работа в группах

       Опережающее задание: защита проектов учащихся по темам.

1 группа: «Определительные местоимения»

2 группа: «Указательные местоимения»( слайд№1)

IV. Закрепление темы

1. Работа с учебником

Выполнение упражнений

Упр. 306. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните определительные местоимения  как члены предложения. Объясните их значение путем перевода на родной язык.

 

 

Группа 1:  1-4 - предложения

Группа 2:   5-8 - предложения

2. Работа с таблицей (устно)

Задание: Ознакомьтесь с таблицей. На какую значимую часть слова падает ударение в местоимениях сам (сама) и самый в косвенных падежах?

7.       Упр.307. Просклоняйте словосочетания самая любимая песня, сама природа, самое дорогое, само жюри. Укажите, куда падает ударение в местоимениях.

Группа 1:  Просклоняйте словосочетания самая любимая песня, само жюри.

Группа 2: Просклоняйте словосочетания сама природа, самое дорогое.

8.       Упр.313.  Просклонять  словосочетания столько километров, столько центнеров. Поставьте ударение в местоимениях.

Группа 1:  Просклоняйте словосочетание столько километров.

Группа 2: Просклоняйте словосочетание столько центнеров.

 

3. Работа по карточкам (слайд№ 2)

Сделать морфологический разбор выделенных местоимений

Группа 1: Что написано пером, того не вырубишь топором.

Группа 2: Хлеб - всему голова.

·                  Разминка. Поэтическая минутка: Чтение наизусть стихотворения

Абая Кунанбаева « Стихами для забавы не грешу…» (« Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін ...») Алтынай Амиргалиевой, призером олимпиады по русскому языку.

4. Работа с ресурсами, защита постеров.

Темы для групп:

Группа 1: - Что такое пословицы и поговорки?

Группа 2: - Каково значение пословиц и поговорок?

    Раздаются ресурсы-тексты о пословицах и поговорках из Интернета.

 5. Творческая работа (слайд 3)

Задание: Выпишите определительные и указательные местоимения, вставляя вместо точек  пропущенные окончания. Укажите их число, род (если есть), падеж.

1. Каковы люди, таков… и порядки. 2.Человек, что замок: к кажд… нужно ключик подобрать. 3. За всяк… дело берись смело.4. Кого уважают, т… и почитают.5. Всяк добр, да не для всяк… .6. Всяк… человек по делу узнается.7. Кажд… человек - загадка.

8. Жизнь вс… научит. 9.Живи и жить давай друг…. 10. Люб… молодцу скромность к лицу.

Ключ: (слайд 4)

1. Таков-ы, мн.ч., и.п.;

2. (К) кажд-ому, ед.ч., м.р., д.п.;

 3. (За) всяк-ое, ед.ч., ср.р., в.п.;

 4. Т-ого, ед.ч., м.р., в.п.; 

5. (Для) всяк-ого, ед.ч., м.р., в.п.; 

6. Всяк-ий, ед.ч., м.р., и.п.; 

7. Кажд-ый, ед.ч., м.р., и.п.; 

 8. Вс-ему, ед.ч., м.р., д.п.;

 9. Друг-им, мн.ч., д.п.;

10. Люб-ому, ед.ч., м.р., д.п.

6. Выполнение тестовых заданий: (слайд 5)

1. Какие местоимения указывают на предметы, их признаки и количество?

А. Определительные

В. Притяжательные

С. Указательные

Д. Относительные

Е. Личные

2.Определите разряды местоимений: такой, там, столько, весь, всякий.

А. Личное, возвратное

В. Притяжательное, вопросительное

С. Указательное, определительное

Д. Относительное, притяжательное

Е. Личное, определительное

3.Какие указательные местоимения склоняются по типу прилагательных?

А. Такой, этакий, этот

В. Тот, столько, этот

С. Сей, этакий, экий

Д. Тот, этот, такой

Е.  Эта, столько, таков

4. Определите синтаксическую функцию указательного местоимения: Кто платит, тот и заказывает музыку.

 А. Подлежащее

 В. Сказуемое

 С. Определение

 Д. Обстоятельство

 Е.  Дополнение

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

А. За всякое дело берись умело.

В. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

С. Кто не работает, тот не ест.

Д. Все самое дорогое - гостю.

Е. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

6. Найдите предложение, в котором местоимение является определением

А. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

В. Кто сознался, тот покаялся.

С. Была бы охота, заладится всякая  работа.

Д. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

Е. За все берется, да не все удается.

7. Определите, какому разряду соответствуют местоимения в предложений: Не рой другому яму, упадешь сам в нее.

А. Определительному;

В. Притяжательному;

С. Указательному

 Д. Личному

 Е. Возвратному

8. Укажите синтаксическую функцию выделенного местоимения: Нужно всегда помнить, что всему свое время.

 А. Подлежащее

 В. Сказуемое

 С. Определение

 Д. Обстоятельство

 Е.  Дополнение

9. Местоимения какого разряда служат для связи частей сложноподчиненного предложения?

 А. Определительные

В. Притяжательные

С. Указательные

Д. Относительные

Е. Личные

10. Определите, правильный вариант склонения местоимений:

А. Все, всем, всему

В. Вся, всей, все, всем,

С. Все, всего, всему, все, всем, (обо) всех

Д. вся, всем, всему, всей, все, всем,

Е. всей, все, всем, (обо) всех

Ключ с ответами поместить на доске

 Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

С

Д

А

Е

С

А

Е

С

Д

Оценки: За 10 правильных ответов- «5»; за 7-9 –«4»; за 4-6 «3»; за 0-3- «2».

VI. Итог урока

   -На какую тему мы сегодня поговорили на уроке?

(о пословицах и поговорках)

   -Какие разряды местоимений повторили?

   -Назовите характерные черты данных разрядов.

   -Приведите примеры. (Слабым учащимся можно пользоваться учебником).

Рефлексия

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что пригодится в жизни?

-Как вы оцениваете вашу работу на уроке?

- Нужно ли проводить такие уроки и почему?

VII. Домашнее задание

1. Повторить правила об определительных и указательных местоимениях  по учебнику.

2. Выполнить упражнения 319,320.

VIII. Комментирование оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Определительные и указательные местоимения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

10 «А» класс гуманитарно- общественного направления. Русский язык. Тема: Определительные и указательные местоимения                   Лексическая тема: Жемчужины народной мудрости

Цель:

    1.Образовательная: повторить, углубить и обобщить знания учащихся об определительных и указательных местоимениях.

    2.Развивающая: формировать навыки творческого подхода к языку; закреплять умения, связанные с употреблением определительных и указательных местоимений в устной и письменной речи.

 

    3.Воспитательная: прививать у школьников эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом, воспитывать интерес и любовь к красоте, выразительности пословиц и поговорок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 838 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 487
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 665
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 1056
    • DOCX 348 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жантлеуова Дина Изимбергеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 58817
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов