Инфоурок Начальные классы КонспектыОпределение и различие падежей. 4 класс 3 урок

Определение и различие падежей. 4 класс 3 урок

Скачать материал

Тема урока: «Определение и различие падежей»

Цель: научить детей различать падежи по совокупности их признаков, распознавать винительный и предложный падежи.

Задачи: - формирование умения распознавать винительный и предложный падежи;

-развитие внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, умения классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

-воспитание организованности, привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора.

Ход урока

Орг момент

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.

 Чистописание.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Ш…стнадц..т…е  …ктября.

Кла…ная   р…бота .

-  Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение  строчных букв  ( Дети прописывают)

     Показ учителем или презентация правильного написания букв.

дооод доаод    ……..

- Дайте характеристику этой букве. ( БукваД , звук [ Д], согл., звонк., мягкий)

-  Теперь переходим к работе со словарными словами.

 Словарная работа.

Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Библиотека, учитель, пенал, директор, дежурный, карандаш

– Что общего между этими словами?        (на тему школа)
Найдите в словаре новое слова, которые по смыслу подходят к этой группе. (класс)

- Что такое класс? (Выслушать мнения детей)

- Что общего в словарных словах? (все слова существительные, 

Грамматический рассказ об имени существительном по плану:

1. Что такое имя существительное

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.

3Нарицательные и собственные. Примеры.

4. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.

5. Изменение существительных по числам. Примеры.

6. Каким членом предложения бывают имена существительного. Примеры.

Создание проблемной ситуации.

Мы продолжаем изучать эту часть речи.

Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.

Определите тему урока:


У него дело из рук валится.

Без дела жить – только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

 Пора поговорить и о деле.


-Да, сегодня мы будем упражняться определять падеж у имён существительных.

– На что обратили внимание?(В каждом предложении есть форма одного и того же слова “дело”)

– Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание.)

 – Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания.

И.п Что? дело

Р.п Без чего? без дела

Чему? делу

За что? за дело

За чем? за делом

О чем? о деле

 

– Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)

 – Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.)

 — Какой вывод можно сделать?… Верно, имена существительные могут изменяться. Как называется такое словоизменение

Давайте вспомним, какой падеж не употребляется без падежа?

Предлоги о, в, на, при служат для образования предложного падежа; без предлогов этот падеж вообще не употребляется.

 А у винительного?

           В предложениях: Я положил тетрадь на стол. Я положил тетрадь в стол. Я уронил тетрадь под стол – предлоги на, в, под уточняют значение винительного падежа, указывая, куда именно направлено действие: на поверхность предмета – на стол; внутрь предмета – в стол; ниже предмета – под стол.

           Предлоги, употребляющиеся с двумя падежами:

с винительным и предложным: в(во), на, о(об, обо); сравните: войти в лес (вин.) – быть в лесу (предл.), положить на стол (вин.) – лежать на столе (предл.), говорить о ноже (предл.) –порезаться о нож (вин.);

- Как же быть, если в предложении встретится существительное с такими предлогами??

Легко ли будет узнать падеж?

Сообщение темы урока и целей

- Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (

- На какие вопросы отвечает предложный падеж, винительный падеж?

- Какие предлоги относятся к предложному, винительному падежу?

- Каким членом предложения является?

Итак, нас интересуют винительный и предложный падеж.

- Что можно сказать о роли предлогов?(По предлогу определить нельзя, т.к они одинаковые)

Как же поступить в том случае?

Наблюдение и различение предложного и винительного падежа существительных с предлогом В.

 Во что?    В.п.                                      В чем?П.п.

Уронила в речку, не утонет в речке.

- С каким предлогом существительное в первом словосочетании, во втором словосочетании? В каких падежах может быть предлог В?

Физкультурная минутка.

 Работа по теме.

Я положил тетрадь на стол. Я положил тетрадь в стол.

Тетрадь лежит на столе.  Моя тетрадь лежит в столе. 

:войти в лес (вин.) – быть в лесу (предл.), положить на стол (вин.) – лежать на столе (предл.), говорить о ноже (предл.) –порезаться о нож (вин.);

Работа в группе по карточке.

1 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ГУЛЯЛИ В ЛЕСУ.

Подчеркните предлог.

 

2)На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

4 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ПЛЫВУТ В НЕБЕ.

Подчеркните предлог.

 

2)Какими членами предложения являются существительные в предложном падеже?

2 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ.

Подчеркните предлог.

 

2)Какое слово - помощник в предложном падеже?

 

5 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

СТОИТ НА ПОЛКЕ.

Подчеркните предлог.

 

2)Назовите вопросы предложного падежа.

3 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

РАССКАЗАЛ О КНИГЕ.

Подчеркните предлог.

 

2)С какими предлогами могут быть существительные в предложном падеже?

6 группа

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ПРОЧИТАЛ ОБ ОСЕНИ.

Подчеркните предлог.

 

2)Назовите предлоги предложного падежа.

 

 

Карточки для самостоятельной работы.(Резерв)

1 вариант

Определи и укажи падеж существительных в словосочетаниях.

Блестит на траве, проехал по улице, играл в футбол, нарисовал в альбоме.

2 вариант

Определи и укажи падеж существительных в словосочетаниях.

Прочитал в книге, сидит на дереве, играл в хоккей, подошел к столу.

Домашнее задание.

С 49 упр128

 Итог урока.

- Над какой темой урока мы работали?

- Как распознать предложный  и винительный падежи существительных 2-го склонения?

- Что ещё нового узнали на уроке? (  С какими словарными словами познакомились?)

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Определение и различие падежей. 4 класс 3 урок"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Определение и различие падежей»Цель урока:научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.Задачи:1.Учить сравнивать формы одушевлённых имён существительных в именительном, родительноми винительном падеже2.Учить находить способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, родительноми винительном падеже3.Развивать умения определять падежи склонение имён существительных в косвенных падежах.Планируемые результаты называть признаки имён существительных в именительном, родительноми винительном падежах знать способы распознавания одуш. существительных в имен.,родит. и винит. падежах понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока делать выводы на основе сравнения находить дополнительную информацию в разных источниках,преобразовывать и представлять её проявлять уважительное отношение труду. Оборудование:учебник «Русский язык», опора с падежами, таблица спадежами, словарь, карточки.ХОД УРОКА

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 479 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.11.2020 357
    • DOCX 19.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мельникова Наталья Леонидовна
    Мельникова Наталья Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90237
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1183 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 562 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе