Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Директору-завучу / Опыт работы "Управление школой по результатам"

Опыт работы "Управление школой по результатам"



















Управление по результатам

(из опыта работы)
















Палиева Татьяна Кузьминична

директор общеобразовательной

школы I-III ступеней №6

города. Тореза

Донецкая область









ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ.


I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Управление школой по результатам.


Глава 1. Модель выпускника как идеальная модель – ориентир школьной деятельности

  1. Модель выпускника как идеальная модель – ориентир школьной деятельности.

  2. Модель выпускника Торезской ОШ 1-Ш ступеней №6

  3. Схема модели выпускника Торезской ОШ 1-Ш ступеней №6

  4. Результативность целостного развития школьника по ступеням обучения.


Глава 2.

  1. Модель управления школой

  • пяти уровневая структура управления

  • задачи каждого уровня управления

  • цель внедрения пяти уровневой управленческой модели

2. Функции управления школой по результатам

  • информационно-аналитическая

  • планово-прогностическая

  • организационно-исполнительская

  • мотивационно-целевая

  • контрольно-аналитическая

  • регуляторно-коррекционная


III. ВЫВОДЫ



ВВЕДЕНИЕ.

В современных условиях перестройки системы образования актуальной является проблема повышения качества образования, достижения им необходимого уровня. Под качеством образования необходимо понимать соотношение намеченной цели и реального результата, сущность процесса достижения этой цели. Из этого вытекает, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах:

- цель поставленную перед школой;

- результат, достигнутый этой школой.

Конечными целями деятельности школы есть формирование определенных качественных черт, характеристик, разностороннее развитие личности и достижение ею высокого уровня жизненной компетентности, которые составляют основу прогнозированной модели выпускника. Психологией, педагогикой и другими человековедческими науками определены закономерности развития человеческой личности, особенности становления и эффективной деятельности детского и взрослого коллективов. Эти закономерности являются базисом на котором строится школа.

Поэтому в общем виде технологию управления по результатам и н основе системного анализа я бы описала так:

  1. На основании государственно-общественного заказа, достижений наук о человеке, исходя из интересов. Желаний, возможностей детей определяется диагностическая управленческая цель, ориентированная на учащихся (формируются их желаемые качественные характеристики, черты – формируется прогнозированная модель выпускника)

  2. Определяются конкретные методы, приёмы, при помощи которых этот результат будет измеряться.

  3. Обеспечивается мотивация и стимулирование всех участников УВП.

  4. На основе результатов психолого-педагогических научных исследований, передового педагогического опыта, достижений науки управления определяются требования к деятельности учителей, организуется деятельность коллектива, которая должна обеспечить достижение цели (деятельность учителей моделируется в соответствии поставленной цели)

  5. На основе анализа полученной идеальной модели деятельности учителей формируются требования к обучению школьников, организуется их деятельность.

  6. Определяются цели, задачи родительской общественности, выясняются требования к организации её работы.

  7. На основании сравнения разработанных идеальных моделей деятельности с реальным уровнем УВП планируется и системно выстраивается управленческая деятельность, направленная на достижение цели: согласовывается деятельность учителей, родителей, учащихся.

Следовательно, дирекция школы должна разрабатывать, усовершенствовать, уточнять, корректировать модели их деятельности, направлять их на достижение цели. Именно во время такой работы и должны разворачиваться технологические процессы управления.

С этих позиций мы рассматриваем усовершенствование управления нашей школой.









ГЛАВА I

Первая задача администрации – формирование творческого коллектива, способного эффективно обучать, воспитывать учащихся и способствовать их развитию. Основу этой работы составляют признанные всеми ценности и приоритеты, которые обуславливают специфические особенности функционирования школы. В нашей школе мы начали её с определения профессиональных и моральных приоритетов, философии, миссии коллектива, разработки концепции развития школы, комплексно-целевых программ, которые конкретно очерчивают перспективы школы по всем направлениям деятельности, определение прогнозированной модели выпускника. Все это детально обсуждалось на семинарах, педсоветах, конференциях. В процессе работы были учтены все предложения, согласованы все подходы. Сегодня в школе работает коллектив, который разделяет с её руководителями исходные принципы, основные идеи, на которых строится учебно-воспитательный процесс.

Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают выпускники её. Именно потому школы, которые заботятся о своем педагогическом имидже и стремятся к развитию, пытаются создать модель выпускника как идеальную модель, которая должна быть ориентиром школьной деятельности.

Модель выпускника – это обозначение уровня движения учащихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего это определение компонентов компетентности выпускника, за уровень которой школа вместе с родителями несет ответственность (компетентность: коммуникативная, готовность к непрерывному образованию, профессионально-трудовая, социальная, семейно-бытовая, поли культурная, личностно-этическая зрелость, психофизиологическая зрелость). Личностно-ориентированный образовательный процесс способствует формированию у выпускника качеств, которые необходимы для жизненного и профессионального самоопределения.

Предлагаю вашему вниманию нашу модель выпускника школы.


Модель выпускника

Модель выпускника Торезской общеобразовательной

школы I-III ступеней №6 Торезского городского совета Донецкой области,

который владеет ключевыми компетениностями


Модель выпускника – это обозначение уровня движения учащихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего, это определение компонентов компетентности выпускника, за уровень которых школа вместе с родителями несет ответственность. Личностно – ориентированный образовательный процесс способствует формированию у выпускника качеств, которые необходимы для жизненного и профессионального самоопределения.


Коммуникативная компетентность


Знания и умения, которые обеспечивают объективное восприятие окружающих, нахождение адекватного стиля и тона общения, способность эмоционально откликаться на переживания других людей, учитывать особенности личности и психологическое состояние собеседника.

Развитие рефлексии (самоосмысление, самоанализ) своих коммуникативных возможностей, позиции в общении. Умения строить отношения с учетом особенностей других людей. Умения активного слушания, свободного владения своей речью


Готовность к непрерывному образованию


Чтобы быть готовым к дальнейшему продолжению образования и самообразования, выпускник должен иметь представления о:

  • основных учебных дисциплинах, необходимых для дальнейшего продолжения образования в выбранной отрасли;

  • главные социальные функции образования; систему беспрерывного образования;

  • характер влияния образования и взаимодействия образования с другими отраслями общественной жизни;

  • образовательные возможности учебных заведений города, области и других областей Украины.

Выпускник должен иметь определенный комплекс средств, которые позволяют ему стать субъектом процесса образования (самообразования):

  • выбирать сферу образовательной деятельности в соответствии со своими интересами и склонностями;

  • владеть структурой познавательной деятельности: определять цель и проектировать образовательную деятельность; использовать разные ёё формы и способы; оценивать результаты в соответствии поставленным целям;

  • находить решения познавательного задания в нестандартной ситуации, использовать теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях.


Профессионально-трудовая компетентность


Выпускник должен иметь представления:

  • о мире современных профессий, особенностях разных видов трудовой деятельности; о требованиях тех или иных профессий к человеку; представления о своих возможностях овладения этими видами профессиональной деятельности;

  • об общей ситуации на рынке труда, тенденциях трудовой занятости, перспективах развития основных промышленных, обслуживающих видов деятельности в государстве, регионе, городе;

  • о трудностях профессиональной адаптации, наиболее рациональной тактике поведения на этом этапе жизненного пути.

Выпускник должен владеть способами своей профессионально-трудовой деятельности:

  • уметь определить наиболее эффективную линию поведения в период профессионального обучения, поиска работы, закрепления на рабочем месте;

  • владеть определенным опытом практической профессионально-трудовой деятельности; способами самообслуживания;

  • уметь самостоятельно пользоваться информационно-справочной литературой по вопросам профессионального самоопределения.


Социальная компетентность


Социально-политическая, правовая компетентность выпускника является основой его активной жизненной позиции, способности к сознательной самореализации в общественно – политической жизни. Для этого ему необходимо:

  • знать основные положения Конституции, иметь представления о политической структуре современного государства и государственной власти;

  • владеть информацией об основных политических партиях, действующих в государстве, их программы, позиции лидеров;

  • знать законы, которые регламентируют участие граждан в разных формах общественно-политической деятельности, проведении и участии в выборах;

  • иметь представления об основных международных общественно-политических организациях, их местонахождение, направления деятельности, способы обращения частных лиц в эти органы.


Семейно-бытовая компетентность


Выпускники должны иметь представления о:

  • сущности взрослого человека (гражданская зрелость, моральная целостность и особенности ролевого поведения, связанного с полом);

  • сущность семьи (социальные функции семьи и перспективы ёё развития, этические и правовые аспекты семейной жизни; физиологические основы семейной жизни; трудности становления семьи;

  • функции родительские.

Выпускник должен уметь:

  • объективно оценивать себя, контролировать свои поступки;

  • строить взаимоотношения с людьми на основе партнерства, владеть основами культуры поведения в быту;

  • владеть определенными хозяйственно-экономическими навычками.


Поликультурная компетентность


Наличие представления выпускника о:

  • сущности свободного времени в его социальных функциях, структуре и содержании свободного времени, культурно-досуговых возможностях окружающего социума;

  • свободном времени как способе развития личности; влиянии потребностей и интересов на структуру и содержание досуга человека; о творческих и потребительских формах, рациональных способах реализации досуга; о негативных тенденциях, заполняющих сферу досуга явлениями антикультуры;

  • об общении в сфере досуга: суть неформального общения; соотношения общения и этикета; качеств личности, способствующих установлению контактов с другими людьми.

Выпускники должны уметь рационально проводить досуг: целенаправленно выбирать занятия, отвечающие личным интересам; планировать свободное время


Личностно-этическая зрелость


Выпускник школы должен воплощать себе:

  • высокую духовность, присоединение к системе общечеловеческих моральных ценностей;

  • принципиальность и независимость свободной личности в гармонии с гуманистической толерантностью и воспитанностью;

  • моральную чуткость, умение сочувствовать;

  • сформированность эстетического вкуса;

  • сформированность необходимой самодисциплины (трудолюбие, организованность, терпение), самоконтроль, самокритичность.

Выпускник обязан уметь:

  • оценивать явления окружающей жизни, своё поведение и поведение других с глубоких морально-гуманистических позиций, чувства красоты и меры;

  • владеть способами самоутверждения своего человеческого совершенства;

  • владеть культурными способами защиты себя от несправедливости.



Психофизиологическая зрелость


Выпускник должен осознавать свои психофизиологические особенности, строить своё поведение:

  • в соответствии к своей психофизиологической природе (темпераменту, природным особенностям);

  • для обеспечения, сохранения и укрепления здоровья, физического состояния и совершенства своего внешнего вида;

  • для повышения физической, трудовой активности, творческой энергии.

  • для формирования интеллектуальной зрелости (развитие познавательных процессов, интересов; аналитичность и критичность ума).



hello_html_m40e6c2e7.gifНа основании прогнозированной модели выпускника школы мы определили результативность целостного развития школьника по ступеням обучения:


Ступени

Результативность

Уровни

1 ступень (1-4кл)

Учебная зрелость:

- элементарные знания, умения и навыки по предметам, обобщенные учебные умения;

- элементарные коммуникативные умения;

- мотивация продолжения обучения на 2 ступени;

- соответствие возрастным нормам физического и психологического развития;

- знание нравственных элементарных правил поведения

Уровни сформированности учебной зрелости:

- высокий

- средний

- низкий

- нулевой

2 ступень

(5-7кл)

готовность к осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута:

- учебные интересы;

- познавательные интересы;

- осознание своих познавательных потребностей и возможностей, опорные знания для обучения по профильной образовательной программе,

- степень осознанности и ответственности за выбор;

- сохранность физического здоровья

Уровни сформированности учебной зрелости:

- высокий

- средний

- низкий

- нулевой

3 ступень

(8-9кл)

Личностная зрелость;

- владение системой знаний, необходимых для обучения по базовому или повышенному стандарту образования;

- сформированность высокой мотивации достижения успеха в избранном профиле обучения;

- сформированность « Я концепции» ученика, самооценки и способности саморегуляции поведения и деятельности;

- сформированность психофизических знаний ученика о себе;

- гуманистические позиции в общении и взаимодействии с людьми разного возраста

Уровни сформированности учебной зрелости:

- высокий

- средний

- низкий

- нулевой

4 ступень

(10-11кл)

Социальная зрелость:

- системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования;

- устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха;

- способность к саморегуляции, адаптации и саморегуляции в социуме;

- готовность к сохранению своего здоровья и семейной жизни;

- устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция


Уровни сформированности учебной зрелости:

- высокий

- средний

- низкий

- нулевой


Результативность начальной школы (1 ступень – 1-4кл) мы видим в учебной зрелости учащихся.


Для учащихся основной школы мы определили две ступени результативности: 5-7 классы –II ступень – готовность к осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута и 8-9 классы – Ш ступень – личностная зрелость.


Учащихся 10-11 классов старшей школы мы отнесли к IV ступени, а результативность здесь определяется на наш взгляд социальной зрелостью.










Модель выпускника школы

hello_html_m271baa9d.gif

Образование

Достаточно высокий уровень образованности,компетентности

hello_html_364175f1.gifhello_html_364175f1.gifhello_html_364175f1.gifhello_html_m53945638.gifhello_html_m74fb2837.gif


Адекватное осознание собственных интересов

Осознанный выбор социаль-

но творческой среды общения

Осознание особенности выбранного педагогического

маршрута

Высокий уро-

вень самореа-

лизации поведения и деятельности




hello_html_m5fafd845.gif

Готовность к личностному и про-

фессиональному утверждению

Самореализация в различных жизне- нных ситуациях

Ответственность в принятии решения

hello_html_m40e6c2e7.gif






hello_html_m40e6c2e7.gifГЛАВА II


Критерием оценивания работы мы считаем возрастание уровня самоорганизации, самомотивации, самоусовершенствования учителей и учащихся. Управление в таком случае направляется не только на учительский, родительский и ученический коллективы, но и на каждого участника УВП.

В школе выстроены вертикали управления: учительская, ученическая, родительская, общественная.

Все составные нашей модели управления размещены на пяти уровнях. Три из них мы определили обеспечивающими, четвертый и пятый - результативно- обеспечивающими. Кроме этого уровни иерархически подчинены по форме и содержанию деятельности и по уровню влияния (по Бондарю)

Каждый из уровней нашей модели управления имеет свои задачи:

I уровень (общий) – разработка концепции школы, определение перспектив её развития, создание условий для обеспечения успешного управления на других уровнях.

II уровень (стратегически тактический) - анализ и конкретизация целей и путей развития.

Определение способов выполнения поставленных целей и задач, отработка методик и осуществления постоянного мониторинга и коррекции деятельности участников УВП.

Субъекты стратегического уровня, с одной стороны, обеспечивают последовательную системную беспрерывную подготовку учителя к деятельности в новом образовательном пространстве, создают условия , которые подталкивают учителя к достижению научно-профессионального уровня, самосовершенствованию, с другой стороны, они (субъекты) обеспечивают трансформацию знаний и умений учителей для разработки технологии образования, благодаря чему создаются возможности индивидуального личностного роста каждого школьника.

Ш уровень – Обеспечение организационно-подготовительной деятельности для полной реализации содержания, определенного на тактическом уровне, а именно: составление расписания уроков и занятий по выбору, удовлетворение запросов учителей и учащихся, создание актуальной информационной базы, реализация программы психолого-педагогического и материально-технического обеспечения УВП.

IV уровень (функциональный) – непосредственная организация и реализация образовательного процесса во всей его полноте.

V уровень (результативный) – уровень развития личности учащихся школы , который отражает все формы образовательной деятельности составных модели управления.

Основная цель внедрения этой управленческой модели состоит в следующем:

- подчинение деятельности всех уровней управления для обеспечения успеха и положительных результатов на функциональном и результативном уровнях;

- высвобождение времени руководителей и педагогов для работы, направленной на развитие школы;

- предупреждение административного дублирования;

- Обеспечение наполненности управленческой деятельности конкретным содержанием, определение роли и задач каждого субъекта управленческой модели;

- привлечение к управленческой деятельности всех субъектов УВП. При этом значительную роль играют неформальные лидеры, как среди учителей, так и среди учащихся. Фактически, благодаря им формируются и действуют дополнительные вертикали управления, ими же возглавляемые.



Однако, решающими, на мой взгляд, являются лидерство и авторитет дирекции школы, которую должны признавать все участники УВП, которая направляет действия всех формальных и неформальных групп, ведет систематическую работу со всеми лидерами через реализацию функций управления:

Информационно – аналитическую

Планово – прогностическую

Организационно – исполнительскую

Мотивационно – целевую

Контрольно – аналитическую

Регуляторно – коррекционную

Обеспечивая информационно-аналитическую деятельность в школе, мы изучаем документы Министерства образования Украины, научно-методическую литературу, педагогическую прессу, собираем аналитические материалы относительно УВП, итогов мониторинга, формируем банк данных педагогической информации о воспитательной работе, учебных достижениях классов, параллелей, отдельных учащихся, о работе ШМО, родительских комитетах.

Важное место здесь занимает изучение требований (ожиданий, пожеланий) родителей, самих учащихся, учителей и др. – всех возможных заказчиков. Все это было бы достаточно легко систематизировать, обработать и подать в удобном для анализа виде, однако из-за отсутствия до недавнего времени компьютера в школе мы собирали описательные, цифровые (количественные) и качественные анализы педагогического процесса по таким направлениям:

  1. Анализ состояния системы, её подсистем.

  2. Определение путей развития педагогического процесса в целом, а также на протяжении отдельных периодов.

  3. Определение путей достижения конкретных результатов в работе школой, её подразделениями, классами, отдельными учителями, учащимися.

  4. Определение основных факторов, которые влияют на уровень успеваемости, воспитанности, развития учащихся, степени их влияния.

  5. Определение причин несогласованности в деятельности различных подразделений в УВП, выработке рекомендаций по сохранению сбалансированности в руководимой системе.

  6. Анализ взаимодействия школы с окружающей средой использования мер по локализации, ликвидации негативного влияния.

  7. Выявление и обоснование внутришкольных педагогических резервов повышения качества работы.

  8. Анализ ППО, выработка рекомендаций по его внедрению в практику работы школы.

  9. Постоянный анализ управления школой.

  10. Разработка рекомендаций по итогам анализа.

Накопленная ежедневная, еженедельная, семестровая, годовая информация подвергается педагогическому анализу с целью объективного оценивания достигнутых результатов, определения факторов и условий, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

Содержание понятия «педагогический анализ» было предметом изучения на семинарах, специально организованных занятиях для руководителей ШМО, учителей. Совершая эту процедуру, педагоги используют такой алгоритм:

  1. Разделение объекта анализа на части (например, урока – на этапы; плана – на составные части).

  2. Оценивание каждой части.

  3. Установление причинно-следственной связи.

  4. Обоснование выводов, выработка рекомендаций.

Анализ должен отвечать на такие вопросы: что вызвало такое состояние дела? Как ликвидировать недостатки? Как улучшить дела?


Педагогический анализ дает возможность обеспечить планово-прогностическую функцию в управлении школой.

К планово-прогностической функции относим:

  • Организацию работы школы на перспективной , прогностической, концептуальной основе соответственно к программе развития;

  • Систематическое обновление школьной философии, миссии школы, обновление программ развития, организационных моделей управления, прогнозированного образа выпускника, создание и усовершенствование систем работы по каждому направлению деятельности школы.

  • Создание комплексно-целевых программ развития всех подразделений школы, работы по разным направлениям.

  • Координирование, согласование всех планов работы школы по цели, задачам, содержанию, формам и методам, терминам их реализации в соответствии с функциями субъектов и объектов управления учебно-воспитательным процессом.

Годовой план – важнейший организационно-управленческий документ, который регламентирует всю деятельность школы в течение учебного года. От целесообразного планирования. его изученного обоснования зависят итоги и результативность всей деятельности. В связи с этим школой избран и апробирован следующий вариант плана (см. план), не только систематизирующий всю деятельность педагогического и ученического коллективов, но и служащий своеобразным справочным пособием для учителей, администрации и контролирующих органов. Его составлению предшествует обязательный анализ выполнения запланированного в прошлом учебном году, который осуществляется по определенному перечню вопросов:

  1. Над какой проблемой работает педагогический коллектив.

  2. Какие задания выполняет.

  3. Уровень компетентности и качество знаний учащихся:

- результаты обучения в 1-4 классах;

- результаты обучения в 5-х классах ( вопросы преемственности);

- результаты обучения в 6-9 х классах (внимание к возрастным особенностям; сравнение уровня компетентности за 5 лет в 9-х классах; определение слабых и сильных классов; путей исправления сложившейся ситуации);

- результаты обучения в 11-х классах (умения и навыки выпускников).

4. Состояние работы с одаренными учениками, пути его улучшения.

5. Перспектива работы с родителями, роль классных руководителей. учителей – предметников.

6. Анализ воспитательной работы:

- воспитание на уроке;

- работа классных руководителей;

- внеклассная работа (степень воспитанности).

7. Анализ внутри школьного контроля:

- какие вопросы изучены в течение года;

- педсоветы, совещания при директоре;

- приказы по школе.

8. Анализ методической работы :

- методические объединения, семинары-практикуты, творческие группы, передовой педагогический опыт;

- самообразование;

- курсовая переподготовка;

- аттестация (изучение опыта работы по проблеме, участие в ярмарках педагогических идей, конкурсах « Учитель года»)

9. Результаты срезов, олимпиад, конкурсов МАН.

10. Результаты государственной аттестации.

11. Выявление проблемных вопросов обучения и воспитания.

12. Определение заданий на новый учебный год.

13. Обсуждение затронутых вопросов педагогическим коллективом.


В целом в процессе составления годового плана работы мы пользуемся таким алгоритмом:

  1. Анализ реализации плана работы за прошлый год.

  2. Систематизация и педагогический анализ информации ( анализ посещений уроков. тематических аттестаций. работы ШМО и т.д.)

  3. Обобщение результатов педагогического анализа для определения соответствия/несоответствия требованиям программ, поставленным целям.

  4. Проектирование деятельности школы с учетом выявленных проблем, недостатков.

  5. Разработка мероприятий по реализации проекта деятельности школы через использование разнообразных организационных форм работы педагогического, ученического. родительского коллективов. научно-методическую деятельность, систему внутри школьного контроля.

  6. Определение приоритетных направлений деятельности школы.


Составляя план работы школы на год, мы стараемся как можно полнее предусмотреть действия, необходимые для достижения цели, скоординировать их.

Организационно-исполнительская функция является следующим этапом управления. Её содержанием является объединение действий отдельных работников, определение сущности работы, исполнителей, способов, времени места исполнения, лиц, которые будут контролировать, анализировать, корректировать работу и отчитываться о её выполнении. Организовать значить создать оптимальные условия для выполнения поставленных задач.

Дирекция школы заботится о том, чтобы гибкая структура управления, адаптированная к целям школы, способствовала созданию условий для достижения каждым работником его цели. В школе разработаны и систематически совершенствуются должностные обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса: от директора до ученика, дежурного по школе. классу. действуют положения о ШМО, творческих группах учителей и т.п. Перед началом каждого учебного года обязанности каждого работника пересматриваются директором и им самим. принимается совместное решение об их изменениях, доработке.

Следующим видом деятельности в управленческом цикле является мотивационно – целевая, которая, по-нашему мнению, предусматривает учет человеческого фактора, реализацию идей гуманистического менеджмента. Ведь настоящий успех работы зависит от самореализации, самоусовершенствования каждого ученика и учителя, в достижении ими высокого уровня личностного развития.

Ориентируясь на конечный результат, руководители должны учитывать интересы, особенности, желания людей. способствовать их профессиональному росту и личностному росту. Поэтому участникам управления школой обязательно должен быть практичный психолог.

Формами мотивационно-целевой деятельности дирекции нашей школы является:

  • индивидуальная мотивационная работа с учителем в отношении ориентации его на достижение высоких результатов в работе, на повышение профессионального и общекультурного уровня;

  • обеспечение персональной ответственности каждого за порученное дело;

  • формирование реалистической самооценки;

  • стимулирование и активная поддержка введения инноваций;

  • разработка и усовершенствование системы поощрений, стимулирование соответственно их достигнутым результатам;

  • создание благоприятного микроклимата в коллективе;

  • улучшение условий работы учителей, обучения учащихся;

  • управленческая поддержка творческих групп, отдельных учителей, родителей. Формирование единого творческого поля школы;

  • формирование отношений сотрудничества, взаимопомощи, обеспечения демократизации и гуманизации школьной жизни;

  • обеспечение включения учителей, родителей, учащихся в процесс управления школой;

  • обеспечение ориентированности управления на личность учащихся, учителя, реальной заботы о каждом участнике учебно-воспитательного процесса.

Практика работы нашей школы подтверждает мысль о том, что директор не должен постоянно мотивировать поступки, стимулировать действия педагогов и учащихся. Они должны осознавать необходимость ежедневного труда, а не только ждать наград на праздники. Процессы мотивации требуют творчества. Вдохновлять людей на творческий труд – важнейшая обязанность руководителей.

Контрольно-аналитическая функция – одна из главных функций директора. Именно она имеет наибольшее значение в его работе. Мы стремимся, чтобы система внутри школьного контроля отражала приоритеты школы, была ориентирована на конечный результат (не только количественный, но и качественный), на достижение цели школы.

Система контроля понятна всем и отвечает возрастающим потребностям. А главное то, что контроль обеспечивает улучшение результатов работы школы в целом и каждого учителя в отдельности. Мы постоянно анализируем эффективность контроля, направляем его на получение разносторонней информации обо всех сферах деятельности школы и её оценивания с целью принятия соответствующих управленческих решений.


Ведущая идея контрольно-аналитической деятельности состоит в том, чтобы выявить недостатки и указать на них, а в том, чтобы помочь учителю улучшить свою работу. Следовательно контроль – это управленческая услуга.

Диагностирование преследует цель выявления реального состояния учебно-воспитательного процесса и потенциальных возможностей его дальнейшего усовершенствования. Составляющими этой деятельности являются следующие операции:

  • составление диагностической карты школы (определение типов трудностей, проблем, с которыми сталкиваются большинство учителей;

  • сравнительная диагностика профессиональных потребностей педагогов на протяжении нескольких лет;

  • определение недостатков, несоответствие деятельности ученического, педагогического, родительского коллективов, групп, отдельных учителей, учащихся установленным нормам, прогнозируемым результатам. Контроль и диагностика, анализ рассматривается нами как единый вид управленческой деятельности. Эта работа завершается подведением итогов, повторением диагностики, этапами которой является:

  • определение конечных и промежуточных результатов работы каждого учителя, планирование методической работы на этой основе;

  • анализ эффективности методической службы;

  • анализ эффективности педагогического процесса.

Завершается цикл управления регуляторно–коррекционной деятельностью, которая направлена на своевременное выявление участков работы, в которых не достигаются необходимые результаты, отклонений реального состояния от прогнозированного и исправления недостатков, приведение положения в соответствие с нормами при помощи перегруппировки сил, выделение дополнительных ресурсов. Составными осуществления этой управленческой функции является установление норм, этапов, системы ценностей, приоритетов, идеалов, а также профилактика, направленная на предупреждение и устранение недостатков в учебно-воспитательном процессе, в работе подразделений и отдельных учителей.

Этот вид деятельности строим по следующему алгоритму:

  1. Подбор стандартизованных методов, приёмов, технологий измерения определенных параметров (уровня учебных достижений, воспитанности, развития).

  2. Разработка процедуры оценивания состояния дел.

  3. Уточнение критериев оценивания результатов.

  4. Выявление причин сложностей. несоответствие достигнутых результатов нормам.

  5. Проектирование организационных мероприятий для устранения трудностей и решения проблем, выявленных в ходе контроля и исследования педагогических процессов.


















ВЫВОДЫ

С целью сжатого определения управленческой цикла как технологии внутри школьного управления по результатам на основе системного анализа можно использовать такой алгоритм:

  1. Определение конкретной управленческой цели. ориентированной на учащихся, формулировка конкретных желаемых качеств, характеристик (то есть моделирование конкретного конечного результата) ( Прогностическая деятельность).

  2. Определение методов, при помощи которых этот результат будет измеряться. ( Планово- прогностическая деятельность).

  3. Учет роли человеческого фактора ( Мотивационно- целевая деятельность).

  4. Организация работы школьного коллектива на основе результатов психолого-педагогических научных исследований, передового опыта: определение норм, правил, требований к деятельности участников учебно-воспитательного процесса, т.е. моделирование деятельности педагогов, учащихся, родителей соответственно к основной цели (Организационно-исполнительская деятельность).

  5. Формулировка требований к уровню учебных достижений, воспитанности, развитию учащихся на основе результатов анализа полученной идеальной модели деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса ( Организационно-исполнительская деятельность).

  6. Планирование собственной управленческой деятельности, направленной на достижение основной цели школы на основе результатов сравнения идеальной модели с реальным уровнем учебно-воспитательного процесса, сопоставление её с работой отдельных педагогов, групп, с учетом того, что каждый следующий шаг является продолжением предыдущего и условием реализации следующего (Контрольно-аналитическая, регуляторно-коррекционная деятельность).

Система управления должна быть гибкой, соответственной ситуации, интересам людей, ориентирована на достижение цели.



























Список литературы

  1. Управление качеством образования под редакцией М.М.Поташника , М.2000

  2. Управление развитием школы под редакцией М.М. Поташника и В.С. Лазарева, М. 1995

  3. Максимовна В.И. Диагностика как фактор развития образовательной системы СПб 1995

  4. Управление школой: теоретические основы и методы. Под редакцией В.С. Лазарева, М. 1997

  5. Добротворский И. Технологии успеха, М. 1996

  6. Лазарев В.С., Афанасьева Т.Л., Елисеева И.А., Руденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М. 1995

  7. Третьяков П.И. Управление школой по результатам, М. 1997

  8. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект, К. 1987

  9. Оценивание качества работы школы. Ж-л Директор школы №21-24, К. 2003


  • Директору-завучу
Описание:

В современных условиях перестройки системы образования актуальной является проблема повышения качества образования, достижения им необходимого уровня. Конечными целями деятельности школы есть формирование определенных качественных черт, характеристик, разностороннее развитие личности и достижение ею высокого уровня жизненной компетентности, которые составляют основу прогнозированной модели выпускника. Следовательно, дирекция школы должна разрабатывать, усовершенствовать, уточнять, корректировать модели их деятельности, направлять их на достижение цели. Именно во время такой работы и должны разворачиваться технологические процессы управления. В общем виде технологию управления по результатам и на основе системного анализа я представила так:

1.На основании государственно-общественного заказа, достижений наук о человеке, исходя из интересов. Желаний, возможностей детей определяется диагностическая управленческая цель, ориентированная на учащихся (формируются их желаемые качественные характеристики, черты – формируется прогнозированная модель выпускника)

2.Определяются конкретные методы, приёмы, при помощи которых этот результат будет измеряться.

3.Обеспечивается мотивация и стимулирование всех участников УВП.

Автор Палиева Татьяна Кузьминична
Дата добавления 02.03.2017
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1505
Номер материала MA-070478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы