Статья социального педагога БПОУ УР
«Сарапульский индустриальный техникум» Натальи Николаевны Мерзляковой на тему:
«Опыт работы по профилактике правонарушений
в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»
Социальным
педагогом в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» я работаю с 2008
года. В нашем техникуме обучаются дети, многие из которых до поступления к нам,
находились в трудных жизненных ситуациях: родители этих детей ведут аморальный
образ жизни, употребляют алкоголь, не занимаются воспитанием несовершеннолетних.
Часть обучающихся являются сиротами и опекаемыми, родители которых лишены
родительских прав или умерли. Есть дети из многодетных и малообеспеченных
семей, из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода
либо вступили в повторный брак. Многие из этих обучающихся были лишены
внимания и ласки со стороны родственников, а некоторые из них ещё обучаясь в
школе, состояли на разных видах профилактического учёта. Данной категории детей
требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики
негативных состояний. Поэтому моя задача, как социального педагога - проявлять
к этим детям уважение, не унижать их человеческое достоинство, не оскорблять,
проявлять внимание, заботу и психолого-педагогическую поддержку, стараться воспитать
из них настоящих граждан нашей Родины.
Работа
нашего педагогического коллектива с трудными подростками и их семьями
изначально направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.
Изучение проблемных обучающихся проводится во всех возрастных категориях. В
начале учебного года я, как социальный педагог, основываясь на изучении
социальных паспортов групп, совместно с педагогом-психологом, составляю список
детей группы риска и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Одновременно в группах проводим психолого-педагогическую диагностику (социометрию),
классным руководителям предоставляем общую характеристику особенностей
личности конкретного трудного подростка. В данном документе каждый обучающийся
характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой
активности, его интересов и склонностей, положения в коллективе. Получив полную
информацию о подростке, я составляю индивидуальный план профилактической
работы с трудным обучающимся, поставленным на внутренний профилактический учёт
техникума. Согласно разработанного плана, совместно с классными руководителями,
организую и провожу профилактические индивидуальные беседы и воспитательные
мероприятия с детьми, требующих особого внимания и поддержки. Вся проведённая профилактическая
работа с проблемным подростком фиксируется в карте индивидуального
сопровождения ребёнка: отражается его положительная или отрицательная динамика,
успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочное время, характеристики,
успехи и достижения, участие в мероприятиях различной направленности.
В решении
многих проблем по профилактике правонарушений с обучающимися и их семьями,
находящихся в социально опасном положении, важное место занимает
взаимодействие с органами и службами субъектов профилактики: комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Сарапульский», Управлением
по делам семьи, материнства и детства, органами опеки и попечительства,
здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей
компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». Сотрудничество с органами внутренних дел является эффективным,
многие вопросы стало возможным решать оперативно, предупреждая критические
ситуации. Инспектор ОДН откликается на возникающие проблемные ситуации, совместно
мы проводим индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их
родителями и опекунами. Специалисты службы профилактики выступают на классных
часах, родительских собраниях, педагогических Советах, участвуют в работе Совета
Профилактики. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика – количество правонарушений
и общественно опасных деяний за три года снизилось на 3% (с 17 обучающихся до
8).
В рамках
работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с
безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, наш техникум осуществляет
системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, не посещающих
образовательное учреждение без уважительной причины, а также систематически
пропускающих учебные занятия и учебную практику, родителях, которые
ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению своих
детей, своевременно передаётся в ОДН МО МВД России «Сарапульский» и КДН.
В техникуме
успешно организована занятость обучающихся во внеурочное время. Особое
внимание уделяется организации занятости обучающихся, состоящих на разных видах
профилактического учёта. Наибольшую заинтересованность они проявляют к занятиям
в спортивных секциях на базе техникума и кружках технического творчества, что
является хорошей профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
в свободное время. Целью работы является 100% охват подростков занятиями в
секциях и кружках. Главное – научить подростка заниматься полезными делами,
которые отвлекали бы его от совершения противоправных действий. Следует
отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в
низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, совершении
правонарушений, но и в таких социальных пороках, как алкоголизм, наркомания,
курение. Поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и
наркотическим веществам в техникуме ежегодно проводятся профилактические
мероприятия, прописанные в целевых программах: «Социально-психологическая
помощь студентам», «Профилактика ПАВ», «Система профилактических действий
противоправного поведения студентов», «Комплексное сопровождение детей группы
риска». Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обучающихся в техникуме, разработана программа социальной адаптации «Ты не
один». Основными задачами выше перечисленных программ являются: создание в
образовательном учреждении оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей
гармоничное развитие личности будущего специалиста, создание оптимальных
условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в
государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных
мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, курения,
алкоголизма и ПАВ.
В заключении,
хотелось бы отметить, что несмотря на всю выстроенную в техникуме систему
работы по профилактике правонарушений с обучающимися, главным в нашей практике
остаётся любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть. Во время
индивидуальных бесед с подростком мы видим, как он раскрывается, чувствует,
когда к нему обращаются по-доброму, интересуются его делами и успехами, видят в
нём личность.
Нам,
педагогам, очень хочется, чтобы наши выпускники после окончания учёбы в
техникуме сделали свой правильный выбор в дальнейшем самоопределении, не
нарушали Закон и были полезными нашему обществу людьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.