Инфоурок Музыка Другие методич. материалыОпыт работы музыкального руководителя «Работа над интонацией с детьми дошкольного возраста»

Опыт работы музыкального руководителя «Работа над интонацией с детьми дошкольного возраста»

Скачать материал

 

 

 «Запоют дети – запоет народ».

                                                                                             К.Д. Ушинский  

«Развитие певческой интонации у детей дошкольного возраста»

 

«Главной задачей массового музыкального воспитания детей,

                                          является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего 

на нравственность. Обучить детей искусству очень трудно,  и основная трудность здесь заключается  в том, что по 

настоящему  научить ребят чему-нибудь  в искусстве невоз- можно, если  не увлечь их  этим искусством эмоционально»

 Д.Б. Кабалевский

 

Актуальность.  

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Одной из таковых является системно - деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Системно-деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны  с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания,  творческие способности, экспериментирование со звуками.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.

 

             Пение  – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, т.к. пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную  систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своѐ здоровье.

 В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

  Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова. Опираясь на  методики и рекомендации известных педагогов,  выстроила   систему формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. 

Мои наблюдения за пением воспитанников в процессе НОД и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще нарушение мелодичности и напевности звучания, нечѐткая дикция.

Исходя из выше сказанного, развитие певческих данных детей дошкольного возраста особенно актуально

Целью моей работы стало развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1.Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

2.Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма). 

3.Воспитывать  у детей любовь и интерес к певческой деятельности.     

4.Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности  дошкольников.

В работе с детьми я руководствовалась требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы:

1)           уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их    положительной самооценки, уверенности    в     собственных возможностях и способностях;

2)           использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,   соответствующих   их   возрастным   и   индивидуальным   особенностям  

3)           построение   образовательной   деятельности   на   основе   взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка  

4)           поддержка, инициативы и самостоятельности детей 

5)           вовлечение   семей воспитанников    в образовательную  деятельность.

С целью создания условий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  на музыкальных занятиях   

1.      Систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

2.      Создала картотеку игр и упражнений для  развития певческих навыков у детей.

3.      Подобрала песенный  репертуар в соответствии с возрастными особенностями детей, с помощью которого можно решить различные задачи развития вокальных навыков. 

4.      Создала  два авторских сборника песен для дошкольников «Как хорошо, что я живу» и «Хорошо уметь летать» с целью расширения детского репертуара.

 

Методологическая основа:

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагогмузыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоциональноэстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б.  Кабалевского. В ней он подчѐркивает, что активное восприятие музыки –  это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по  музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребѐнка (ладового и  ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагогамузыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждѐнности и лѐгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И,  наконец,  «Методика  комплексного  музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чѐтко выразить действия ребѐнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребѐнка петь хорошо, чѐтко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребѐнка хрупкий, нежный, непрерывно растѐт в соответствии с развитием всего организма ребѐнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребѐнка, мною были подобраны такие приѐмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические   и   вокальные   особенности    каждого    ребѐнка,    поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально - дифференцированный подход к способностям каждого ребѐнка

 

Предполагаемые этапы работы:

1. Подбор репертуара

Пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

 

 

2. Мотивация

Ключевые слова: ФГОС (Федеральные Государственные Стандарты, совместная деятельность, мотивация, мотив.

В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений    и   навыков,   а    формированием    личностных   качеств,    которые  обеспечивают психологическую готовность ребѐнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребѐнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.

Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение  всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе  образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнѐрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включѐнность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации  рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Здесь перед педагогом встаѐт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? Что делать в тех случаях, когда одни и те же дети, осознав, что учитывается только их желание, не хотят участвовать в совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаѐт деятельности смысл и значимость для самого ребѐнка).

Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребѐнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребѐнок не будет готов к постановке целей.

Потребность в деятельности первоначально не выступает для ребѐнка как самостоятельная, а является вплетѐнной в практическую деятельность. Для начала это приглашение     к  деятельности - необязательной,  непринужденной: «К нам обратились лесные жители… Кто хочет помочь», «Я буду. Кто хочет вместе со мной - присоединяйтесь»).

В ходе совместной организованной деятельности в детском саду происходит плавный переход от выполнения заданий в форме игры к выполнению заданий непосредственно познавательно-воспитательного характера. Здесь следует отметить, что для предупреждения переутомления и дефицита внимания каждого ребѐнка предпочтительно использование интегрированного подхода (то есть сочетающего в себе несколько видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребѐнка в образовательном процессе.

Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребѐнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а  мы сделаем из бумаги. 2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребѐнка, то к чему он будет стремиться.

3.                 Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?

4.                 Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.

5.                 Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?

6.                 Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? « и т. д.

7.                 Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?

8.                 Среди нравственных мотивов всѐ большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?

Во время развития дошкольника происходит и смена мотивов, их объединение и качественное обогащение, то есть одни из них приобретают более важное значение для рѐбенка, чем другие. Теперь ребѐнок «может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым».

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребѐнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

 

3.  Вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки

 

Если хочешь сидя петь,  Не садись ты, как Медведь. Спину выпрями скорей,  Ноги в пол упри смелей! 

Раз - вдох, и запел... Птицей звук полетел!

 

Если хочешь стоя петь -  Головою не вертеть! Встань красиво, подтянись  И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,  Птицей звук полетел. Руки, плечи - все свободно,  Петь приятно и удобно!

 

и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

 

Певческая установкаэто правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  сидеть (стоять) ровно;

  не сутулиться;

  корпус и шею не напрягать;

  голову держать прямо, не запрокидывая еѐ и не опуская, но без напряжения;

  дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

  петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

  рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

  нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

 

Вокально-хоровые навыки:

дыхание звукообразование дикция чистота интонирования, ансамбль

В самом  начале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием.

 

4.  Певческим дыханием,  которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

 

Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогает система Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И  здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания мы пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «ты взойди солнце красное»).

 

5. Звукообразование

При правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лѐгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чѐткая работа голосового   аппарата   (нижней   челюсти,   губ,   мягкого   нѐба  с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить  их  протягивать  отдельные  звуки,  концы  музыкальных  фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от  речевого произношения.

 

6. Дикция

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчѐтливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем,  и в весѐлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы, знакомясь с новой песней, сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Мои воспитанники любят принимать участие в конкурсе скороговорок, сами сочиняют их.

 

7. Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 

Например, игра «Язычок»

(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок   «путешествует»   по   рту   ребенка   и   тем   самым   разогревает все  необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

 

«Влево вправо

протыкаем языком щеку слева), (теперь щеку справа

Раз, два

(опять слева) (опять справа)

Вверх вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю)

Вверх — вниз 

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу)

Губы, просыпайтесь!  Ротик, открывайся

(вибрируем губами) (очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись, и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,  То сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, То снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы), (выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать —  Стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,  Хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь,  А вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

 

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях  перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого  движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берѐтся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.

 

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щѐки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребѐнка умения удерживать органы артикуляции в определѐнном положении.

1.  «Птенчик» - широко открыть рот;

2.  «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты); 3. «Трубочка» - губы вытянуты вперѐд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

 

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1.   «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счѐта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2.   «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть  вперѐд  трубочкой.  Это  же  упражнение  представляем  детям, как «Весѐлый  и  грустный»:  улыбка  –  весѐлый  человечек,  губы  в   положении «Трубочка» - грустный. Музы-

кальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского; Комплекс 1

1.        «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].

2.        «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, вытянутых вперед и имитирующих ладонями движения пасти крокодила.

3.        «Лопата». Пошлепывать губами кончик широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.

4.        «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхней — нижней губе. Руки вытянуты вперед, кисти рук при этом так же движутся вверх- вниз.

5.        «Лошадка». Прямые руки вытянуты вперед. Улыбнуться, показать зубы, щелкать языком медленно, сильно. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки рук.

6.        «Болтушка». Рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад и в такт с этими движениями, так же вперед-назад, двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Комплекс 2

1.    «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].

2.    «Трубочка». Одновременно с длительным и протяжным произнесением звука [у] (вытянуть губы вперѐд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

3.    «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.

4.    «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхним – нижним зубам. Руки вытянуты вперѐд, кисти рук в такт с языком двигаются вверх-вниз.

5.    «Часики». Руки перед грудью ладонями вперѐд, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движения языка с одновременным движением кистей рук вправо – влево.

6. «Лошадка» (см. комплекс 1) Комплекс 3

1.    Чередование «Улыбки» и «Трубочки». «Улыбка» - руки разводятся в стороны,   при   этом   указательные   пальцы   с   большими    образуют

«колечки». «Трубочка» - кулачки с вытянутым большим пальцем поднимаются вверх.

2.    «Лопата» (см. комплекс 1).

3.    «Качели» (см. комплекс 1), только движения языка к верхним – нижним альвеолам.

4.    «Уколы в щѐку». Попеременно кончиком языка с усилием давить в правую – левую щѐки с внутренней стороны. Руки перед грудью ладонями вперѐд. Движения кистей рук одновременно с движением языка вправо-влево.

5.    «Лошадка» (см комплекс 1).

6.    «Маляры». Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.

Комплекс 4

1.      «Крокодил» (см. комплекс 1).

2.      «Улыбка» (см. комплекс 1).

3.      «Качели» (см. комплекс 3).

4.      «Лошадка» (см. комплекс 1).

1.      «Гармошка». (Присосать язык к нѐбу, удерживая его в таком положении, улыбаясь, медленно открывать и закрывать рот. Руки вытянуты вперѐд, пальцы с силой сжимаются и разжимаются в кулаки.

2.      «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки опущены вниз.

Комплекс 5

1.     Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 3).

2.     «Уколы в щеку» (см. комплекс 3).

3.     «Маляры» (см. комплекс 3), только круговые движения языком по зубам.

4.     «Лопата» (см. комплекс 1).

5.     «Лошадка» (см комплекс 1).

6.     «Гармошка» (см. комплекс 4).

Комплекс 6

1.        «Лопата» (см. комплекс 1).

2.        «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Руки согнуты в локтях, пальцы в такт  движениям языка сжимаются в кулачки и разжимаются.

3.        «Болтушка» (см.  комплекс  1),  только  одна  рука поднята вверх, другая опущена вниз.

4.        «Уколы в шеку» (см. комплекс 3).

5.        «Качели» (см комплекс 3).

6.        «Лошадка» (см. комплекс 1).

Комплекс 7

1.     «Улыбка». (см. комплекс 1).

2.     «Лопата» (см. комплекс 1).

3.     «Вкусное варенье». (см. комплекс 6).

4.     «Лошадка» (см. комплекс 1).

5.     «Гармошка» (см комплекс 4).

6.     «Болтушка» (см. комплекс 1), только одна рука вытянута вперѐд, вторая опущена вниз.

Комплекс 8

1.     Чередование «Улыбки» и «Трубочки».. (см. комплекс 3).

2.     «Лопата» (см. комплекс 1).

3.     «Вкусное варенье» (см. комплекс 6).

4.     «Лошадка» (см. комплекс 1).

5.     «Болтушка» (см комплекс 1). 6. «Гармошка» (см. комплекс 4).

 

8. Интонирование.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин  неверной интонации – неумение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. При работе над чистым интонированием не использую фонограммы, только под фортепиано, на разной динамической нюансировке можно добиваться умению чисто интонировать .Пение по фразам,  предложениям даѐт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом».

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).

 

 

9. Ансамбль

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе  в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даѐт приѐм пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачѐва и другие). В средней группе используются  разнообразные  варианты  перекличек:  пение  «по    цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерѐдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу),  а иногда и всю песню.

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление  звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

 

10. Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаѐтся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык   самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечѐнно импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

 

Работа над песней 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приѐмы, применяемые мною в воспитательно - образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

     краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

     пояснение непонятных слов;

     чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

     разгадывание загадок, ребусов;

     вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приѐмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно еѐ слушать и приступить к разучиванию. 2 этап разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах,  которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приѐмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко еѐ поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих  навыков.  Дети  учатся  по  подражанию,  поэтому  я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты еѐ должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи изза  недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу».

 Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

 

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал.

Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

 

Взаимодействие музыкального руководителя  с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков

 

 

Родители

 

Воспитатели

Формы работы

Родительские собрания

Формы работы

Открытые просмотры

 

Индивидуальные беседы

 

Консультации

 

Оформление родительских уголков с материалами о

 

Круглые столы

 

музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

 

 

 

Информация:  «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь»

 

Взаимодействие во время НОД

 

Ознакомление родителей с текстами разучиваемых песен

 

Изучение текста песен

 

Приобщать родителей к участию в праздниках в виде героев

 

Включение песен в режимные моменты

 

Приобщать родителей к усовершенствованию музыкальной среды в группах

 

 

 

Предполагаемый результат:

У детей появится желание активно участвовать в процессе развития певческих данных.

Расширение общего и музыкального кругозора. Дети полюбят петь.

Дети с удовольствием будут участвовать в певческих конкурсах различного уровня.

Пополнятся уголки музыки дисками с детскими песенками.

Повышение педагогической компетентности родителей и воспитателей по развитию певческих данных у детей.

 

Музыка, как вид искусства, напрямую обращена к эмоциональному миру, что объясняет огромную силу еѐ воздействия на духовный мир ребенка. Музыка способна отображать переживания людей в разные моменты жизни, это делает еѐ исключительно важным и действенным средством развития личности дошкольника, его способностей.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию

Детям — детское! Это девиз моего творчества и основная его цель. В современных шоу на телевидении дети поют взрослые песни о неразделенной любви, о страданиях и разочарованиях в жизни, то есть о том, о чѐм в силу возраста не знают. Родители стремятся одеть своих детей, как взрослых, хореографы — двигаться, как взрослых. А между тем, всему своѐ время!

Практика работы с дошкольниками и младшими школьниками показывает, что песенный репертуар должен быть понятен ребѐнку, близок его мироощущению, песни должны быть добрыми, искренними. В простой, иногда шуточной форме музыкальный репертуар должен прививать детям чувство дружелюбия и товарищества, учить осуждать лень и тщеславие, учить любить своих родителей, бабушек, дедушек, беречь природу. На музыкальных занятиях в детском саду и в детской школе искусств следует разговаривать с детьми о добрых поступках, которые они совершили в течение дня, недели. Иногда детские рассказы заставляют задуматься нас, взрослых, и самим учиться у детей. Творческий диалог необходим как детям, так и взрослым.

 

 

Авторский сборник песен для детей  «Хорошо уметь летать» адресован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. Диапазон вокальных миниатюр соответствует возрастным особенностям детей. Тексты песен с коротким и понятным содержанием легко запоминаются. В сборник вошли песни на стихи разных авторов: Е. Фроловой, С. Михалкова, Я. Крымовой, Г. Демыкина, В. Миодушевского. На стихи поэта, музыканта, художника, директора и главного режиссѐра театра кукол г. Владимира  В.Г. Миодушевского мной написан  ещѐ один  сборник песен для детей «Как хорошо, что я живу». Стихи Владимира Георгиевича — своего рода маленькие спектакли. Их герой — ребѐнок-озорник, ребѐнок-мечтатель. Новые впечатления — от ходулей до велосипеда — в детском воображении тут же становятся волшебными. В этих стихах нет ни капли нравоучительности. Образно говоря, прием В. Миодушевского заключается в том, что он не сажает напротив себя ребенка и не читает ему скучную мораль о правилах достойного поведения, об уважении к старшим, о необходимости соблюдать чистоту, хорошо учиться и т.д. Обучение происходит в виде забавной игры, само собой. Вот несколько стихов , которые мои воспитанники детского сада знают наизусть   и с удовольствием распевают их на детских утренниках

 


КУКУШКА    

С бабушкой пошли мы в лес, Там – деревья до небес.

Лишь зашли мы на опушку, Как услышали кукушку. Стала птичка куковать, Ну а бабушка - считать... Ведь кукушка, каждый знает, Сроки жизни измеряет. Но недолго куковала Ей кукушка... замолчала. Принялся я помогать –  За кукушку куковать!

Бабушка не замечает,

Всѐ считает и считает...

Буду куковать подольше. Бабушка! Живи побольше!

 

КАК ХОРОШО!

Покрыто небо облаками, И дождик льѐт, как из трубы... И люди бродят под зонтами, Как разноцветные грибы.

У нашей мамы на макушке

Непромокаемый пакет –  Для сохраненья завитушек Причѐски новой он надет.

 

А я иду, не закрываясь, В дождинках тѐплых я плыву... И просто так всем улыбаюсь, Как хорошо, что я живу!

 


НОВЫЙ ГОД

Новый год пришѐл в детсад –

Нарядили ѐлку,

И под музыку звучат  Песни без умолку!

Утренник во-всю идѐт,

Все мы в ожиданьи – Дед Мороз когда придѐт Исполнять желанья? Наконец вошел он в зал –  Борода седая... Я по голосу узнал –  – Няня, тѐтя Тая...

Что обманывают нас

Я не огорчился –  Просто Дед Мороз сейчас В нянечку вселился!

ВАЛЕРЬЯНКА

С полочки упав, разбился Валерьянки пузырек.

Сразу рядом очутился

Старый, хмурый кот Пушок. Вылизал – ну, все до капли! Начал он потом чудить

И хвостом, как будто саблей, Стал предметы бить, валить!

Как пошел волчком вертеться! И откуда столько сил? Валерьянкой лечат сердце –  Вот Пушок и «подлечил»!

 


В сборнике использованы красочные иллюстрации поэта В. Миодушевского. В. Миодушевский уверен: «Чудеса повсюду, нужно только их рассмотреть»

 

Любят дети песни на стихи кубанского поэта В. Нестеренко. Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. Следует воспитывать в них желание узнать больше об особенностях края, развивать эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живѐт, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе.

 

 

Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей. Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и принимают активное участие в концертах и становятся победителями и лауреатами на конкурсах разного уровня, о чем свидетельствуют  дипломы.

За  последние пять лет все  воспитанников нашего детского сада, стали заниматься вокалом  в детской школе искусств. Некоторые из моих воспитанников учатся  на 2-3 отделениях ДШИ: вокал, хореографии и ИЗО  Методов  и приемов для формирования певческих навыков, для дошкольников достаточно много, но для достижения цели необходимо  знать и любить свое дело, создать на занятии атмосферу доверия,  творчества, заинтересованности, желания достичь успеха, ориентироваться на возможности детей,   активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.        Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007.

2.        Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

3.        Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

4.        Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

5.        Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П 2005г

6.        Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7.        Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

8.        Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

9.        Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

10.    Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

11.    Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Опыт работы музыкального руководителя «Работа над интонацией с детьми дошкольного возраста»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:Формирование музыкальных способностей детей посредством музыкально-дидактических игр.Задачи:«Художественно-эстетическое развитие» развивать умение слушать и называть музыкальные произведения; закреплять умение исполнять, ранее разученные песни; развивать слуховую память, наблюдательность, чувство ритма; «Познавательное развитие» закреплять знания детей о музыкальных инструментах. «Физическое развитие» развивать умение двигаться под музыку. «Социально-коммуникативное развитие» активизировать музыкальный словарь детей (названия музыкальных инструментов – маракас, колокольчик, бубен, ложки, барабан, треугольник, названия музыкальных произведений и песен).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.10.2020 597
    • PDF 530.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михалёва Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михалёва Елена Анатольевна
    Михалёва Елена Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102979
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 146 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 710 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции