ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В МОУ СУДИСЛАВСКОЙ СОШ
При изучении особенностей профориентации в условиях
общеобразовательного учреждения интересен опыт профориентационной работы,
проводимой в МОУ Судиславской средней общеобразовательной школе.
Профориентационная работа в этом учреждении ведется постоянно, при её
организации задействованы многие сотрудники школы, такие как социальный
педагог, психологи, классные руководители и т.д.
Вся профориентационная работа в школе состоит из
нескольких компонентов:
- формирование профессионального опыта и
профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление с профессиями, профессиональными
учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников
мотивов выбора профессии;
- организация практической деятельности в соответствии
с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная
активизация);
- консультационная помощь ученикам при
профессиональном самоопределении;
- изучение личности ученика;
- управление мотивацией выбора профессии.
- работа учителей, психологов, социальных педагогов по
профориентологии с учениками;
- проверка успехов ученика в избранной профессии.
При проведении занятий курса используются различные
формы и методы работы:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации,
актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают
возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные
лекции;
- профориентационные игры;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные
ситуации;
- проведение диагностических методик с последующим
обсуждением результатов;
- индивидуальные задания для углубления знаний из
отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным
областям знаний, расширения представлений о возможностях использования своих
способностей и наклонностей;
- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей о
профессиях, что способствует расширению знаний о профессиях;
- участие в кружках за интересами.
Созданная в школе система работы с учащимися и
родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1
классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей
среды для учащихся.
Профориентационная работа в школе включает четыре
этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся
знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы,
утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах
«Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы
работает в определенном направлении:
1 классы – знакомятся с сельскохозяйственными
профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении,
имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;
2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере
транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области
почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере
обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются
самые разные: «Мир профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди
разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов
проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена
возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают
занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие
способности через обучение в классах развития творческих способностей.
2 этап – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение
через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия.
Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий,
представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих
профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы
собран материал о профессиях родителей учащихся.
3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает профориентационную работу
среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения,
а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее
востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной
моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС,
здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая
работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период
учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые
шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука
профессий» в школьном информационном центре.
В среднем звене учащимся предоставлена возможность
включиться в допрофильную подготовку. Учащиеся имеют право выбора
факультативных и элективных занятий и курсов по выбору.
В рамках профориентационной работы психологами школы
разработан и используется курс профориентационных занятий «Путь к успеху». При
составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда
не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения
своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно
поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение
профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить
на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к
самопознанию и саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной
программы «Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная
работа, которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно
в старших классах.
Разработанный курс ориентирован на актуализацию
профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся
в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего
таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для
подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для
самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к
успеху» не сводится к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все
случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно
ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Основными формами внеклассной и внешкольной работы,
которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних
целей, являются:
- массовые формы – вечера, встречи, конференции,
конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;
- групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции,
факультативы;
- индивидуальные формы – подготовка рефератов,
внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами,
самостоятельные занятия.
Внеклассная работа с учениками средних классов носит
побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном
этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников
продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается
профориентация.
В разработанном курсе по профориентации применяется
компьютерное тестирование, что позволяет:
- автоматизировать подведение итогов тестирования;
- обеспечить анонимность тестирования и независимость
оценки;
- повысить мотивацию учащихся.
4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является
самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их
профессиональном самоопределении. В рамках предмета «Технологии»
старшеклассники проходят допрофессиональную подготовку по специальностям
«Секретарь-референт», «Слесарь газового оборудования», «Организатор детского
коллектива», что способствует в дальнейшем осознанному выбору профессии.
В этот период более масштабно разворачивается
консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются
различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по
вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого
образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.