ДИСКУССИЯ
Правила
проведения дискуссии
o Выбор модератора (ведущего).
o Роли распределяются при обсуждении в
малых группах.
o Спикер выбирается (по необходимости)
согласованно в группе.
o Строго соблюдается регламент на всех
этапах дискуссии.
o Каждый участник имеет право высказать
свое мнение.
o Точка зрения должна быть подкреплена
убедительными аргументами.
o Высказывание только по теме.
o Диалог строится на этических нормах.
o Не повторять формулировок.
o Не прикрываться за мнение других.
o Стремиться разностороннему исследованию
проблемы.
Описание
техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:
1. «Лесенка»: группы (пары) учащихся
включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая
пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по
проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов,
исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не
смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска
позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе
оценивать работу учащихся отрицательно.
2. «Микрофон»: в рамках согласованной
помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что
передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
3. «Карусель»: все учащиеся
высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
4. «Большой круг». Один из наиболее
простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы
стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается
регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует
по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается
презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил.
Работа проходит в три этапа:
Первый этап. Класс или группа
рассаживается на стульях, расположенных по контуру большого круга. Учитель
излагает проблему, которую следует решить.
Второй этап. В течение установленного
времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый участник
круга излагает свой проект решения, группа выслушивает без критики и проводит
голосование по поводу включения его в общее решение, которое постепенно
фиксируется на доске (или на листе ватмана).
По завершению сотрудничества по
выработке общего решения проблемы его проект озвучивается и утверждается (при
необходимости корректируется) всеми участниками «круга».
Прием «большого круга» эффективен в
тех случаях, когда существует реальная возможность быстро найти решение
проблемы или основные элементы данного решения. С помощью приема «большой круг»
можно, например, разрабатывать какие-либо нормы, правила, памятки или
инструкции и пр.
«Аквариум» – форма диалога, когда
школьникам предлагается обсудить проблему внутри группы непосредственно,
напрямую, а затем опосредованно, через представителя в рамках класса. В ходе
работы групп наиболее ярко прослеживается взаимосвязь, сплоченность между
участниками группы, их умение доверить, делегировать, отстаивать свою точку
зрения своему доверенному лицу - «спикеру». Тем самым, дискуссия по технике
"аквариум" планируется в том случае, если материал основывается на
противоречивых подходах к какому-либо вопросу.
Организационные процедуры:
ü По ходу изучения (закрепления)
учебного материала учитель предлагает продискутировать обозначившуюся проблему.
ü Класс делится на группы, которые в
кабинете располагаются по кругу (круг в середине – условный аквариум).
ü В каждой группе выбирается ведущий
(спикер), который должен излагать и защищать согласованную позицию группы по
данному вопросу.
ü Группам предлагается 3-4 минуты на
обсуждение, после чего спикеры выходят в середину круга – в «аквариум» и
самостоятельно поочередно презентуют позицию своей группы.
ü Все другие партнеры (участники групп)
не имеют права высказываться.
ü За нарушение хода дискуссии между
спикерами штраф – 5 баллов.
ü Возможны консультации с группой с
помощью записок. Для устной консультации спикеру следует взять
"тайм-аут", но тогда он пропускает на это время свою очередность
выступления.
ü Обсуждение вопроса в
"аквариуме" завершается по сигналу учителя или по достижению общего
согласованного решения. (Через 7-минут).
ü Оценивают дискуссию спикеров в
«аквариуме» эксперты, которые выбираются предварительно, оценивают работу в
группах пока идет обсуждение, а затем дают оценку дискуссии между спикерами
групп. Эксперты выделяют наиболее удачные и правильные идеи, мысли в каждой из
групп. Предлагают их авторам озвучить для всего класса. Модератор подводит
окончательный итог дискуссии в «аквариуме».
Критерии экспертизы групповой
работы (для школьников):
1. Активность всех членов группы – 3
балла
2. Верность высказываемых суждений
каждым членом группы –3 балла.
3. Уровень диалоговой культуры - 2
балла
4. Логика ответов – 5 баллов
5. Полнота ответов – 5 баллов
6. Глубина ответов – 5 баллов
7. Умение слушать товарища – 2 балла
Возможны штрафы по пунктам 1, 3, 7 на
указанное количество баллов.
Дискуссия
по технологии "дебаты".
Организационные процедуры: Класс делится на две
соперничающие команды, выбираются по три их представителя
("спикеры"). Команды ведут дебаты вокруг ясно сформулированного
тезиса, который защищает одна команда и опровергает другая. Выбираются эксперты
(3), которые отслеживают работу участников дебатов, начиная с этапа подготовки,
затем оценивают аргументацию перекрестных вопросов оппонентов, речь и
заполняют "Лист оценки участника дебатов" (см. ниже). Если диспут
организуется впервые, учитель берет на себя роль модератора (ведущего) и следит
за соблюдением регламента дискуссии. В последующих дебатах это следует поручать
отдельному учащемуся.
Краткое описание технологии: основное содержание данной
техники дебатов – конфликт мнений, фактов. Учитель предварительно предлагает
участие в дебатах, обозначая проблему. Группам (командам) отводится время для
обдумывания, формулировки тезисов, аргументации собственной позиции. Одна
команда, которая формулирует ответ по данной проблеме совместно со
"спикерами" формулирует утверждающий ответ в форме тезиса. Его
излагает один из "спикеров". Второй "спикер" должен
привести подтверждающие аргументы; третий – формулирует окончательный ответ
соперникам, опровергая их доказательства. В свою очередь три
"спикера" опровергающей стороны (команды) формулируют отрицающие
аргументы, усиливают отрицательный ответ; причем третий "спикер"
представляет заключительный ответ соперникам, опровергает их доводы. В процессе
дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную
речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить
соперников и экспертов в верности своей позиции.
План дебатов:
1. Изложение проблемы.
2. Дебаты.
3. Заключительное слово экспертам,
лучшим участникам.
Вопрос для обсуждения в ходе
дебатов 9 класс):
Нередко россияне становятся свидетелями
правонарушений на улице, производстве, в системе торговли и услуг. Однако очень
мало случаев обращения этих граждан в соответствующие органы с целью пресечь,
наказать виновных. Можно ли квалифицировать подобные действия как несоблюдение
законов со стороны граждан, наблюдающих правонарушение? Подвергаются ли
подобные действия какому-либо виду ответственности?
Лист
оценки участника дебатов
Ф.И. спикера
|
Оценка аргументации
|
Оценка перекрестных
вопросов
|
Оценка логичности и
связности речи
|
№ команды
|
|
|
|
|
|
Способы организации диалоговых
форм деятельности
- «Круглый стол» - обсуждение вопроса
(темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно
около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы
между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
- «Заседание экспертной группы» («панельная
дискуссия») – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем
вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем
излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но
емкое сообщение.
- «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием
экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума,
вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).
- «Симпозиум» - более формализованное
по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с
сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего
отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
- «Дебаты» - явно формализованное
обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух
противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.
- «Судебное заседание» – обсуждение, по
процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.