Урок развития речи: «Описание предмета»
Класс: 5
Тип урока – интегрированный (русский язык, литература)
Форма работы – в группах по 4-5 человек
Цели и задачи:
1
показать особенности
описания с выражением отношения к изображаемому; познакомить с языковыми средствами
изображения признаков предмета в художественном стиле; показать возможные
речевые недочеты сочинения-описания предмета. Формировать умение строить текст заданного
типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
2
развивать наблюдательность,
способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в
зависимости от речевой ситуации;
3
воспитывать внимательное,
вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.
Предмет – всякое
материальное явление, вещь.
С.И. Ожегов
1. Вступительная беседа по теме урока:
- назовите предметы в вашем классе, которые привлекают
внимание. Попробуйте объяснить, чем именно (красота, изящество, необычность,
загадочность, цвет, форма, постоянное использование и т.д.). Ответы учащихся
записываются на доске.
- какие предметы вы вообще не замечали и увидели их
только сегодня, когда я задала вопрос?
- когда вы называли, чем именно привлек ваше внимание
тот или иной предмет, то перечисляли признаки предмета. Как называется тип
текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (описание)
- на какой вопрос отвечают описательные тексты? Тексты
описательного типа отвечают на вопрос какой? Основным содержанием имеют
описание словами признаков предмета в зависимости от цели. Самые разные
предметы окружают человека. Одни необходимы в хозяйстве, другие в обучении,
третьи в общении. Какие-то предметы остаются для нас незаметными, а какие-то
откладываются в памяти навсегда – они связаны с определенным событием.
- цель урока – учиться описывать такие важные для вас
предметы в художественном стиле. Открывайте тетради, записываем тему урока.
Сегодня знакомимся с художественными текстами, содержание которых – описание
какого-либо предмета.
2. Проверка домашнего задания (дети искали
отрывки из произведений с описанием предмета без его названия, выдаются жетоны
за текст и за угадывание предмета).
- для чего авторы в произведениях используют описание
предмета?
3. Вспомним строение текста описания
Задание: Прослушайте текст. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".
Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой
ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой,
на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику
потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков
распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех
был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится
знатоками.
Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением,
чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой
теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых
морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих
посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на
ней"
Вопросы после прослушивания текста:
1.
О чем говорится в этом тексте?
2.
На сколько частей по содержанию он распадается?
3.
О чем говорится в каждой части?
Запись на доске и в тетради:
План текста
описания
1. Начало
(что это за предмет? кому он принадлежит?)
2. Основная
часть (признаки предмета)
3. Отношение
к предмету (основная мысль)
- по каким признакам рисуется предмет? (на доске:
величина, объем, форма, цвет, материал, строение, необычные стороны, детали).
Минутка отдыха!
Закройте глаза и представьте себе подарок, какой бы вы
хотели получить на Новый год. Напишите в воздухе, не открывая глаза, название
этого предмета.
4. Работа с текстом на карточке (отрывок из
рассказа Е. Носова «Телефон»). Задание: Вставьте в текст имена
прилагательные, чтобы получилось описание предмета.
Один раз мы с Мишкой были в ……….магазине и
увидели…………игрушку – телефон. В ………. ………….. коробке лежали два
………….аппарата, две
…………..трубки, в которые говорить и слушать, и
…………..катушка ……….проволоки.
- ………….штука! – сказал Мишка. Это не какая-нибудь
………..игрушка. Это ………..вещь!
Зачитывание получившихся описаний, сравнение с текстом
Е.Носова.
5. Работа над корректировкой текста
- чем неудачен отрывок из сочинения-описания вашего
сверстника: «Моя любимая вещь»?
Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для
катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.
- послушайте несколько предложений – ярких картинок,
увиденных вашими ровесниками:
Ковер, как поляна с живыми цветами, раскинулся на
полу.
Машина, словно стремительная ракета, скрылась за углом.
Какие средства языка используются в предложениях?
6. Творческая письменная работа
У всех на столах лежат небольшие предметы-сувениры.
Опишите предметы в мини-сочинении (3-5 мин.).
Прочесть несколько работ вслух.
7. Домашнее задание:
Упражнение 295 или описание новогоднего подарка
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.