Деятельностный
подход в обучении – технология «кластери»
Демина
Татьяна Вячеславовна,
учитель
химии
Методический
день 18.12.2013
Кла́стер
англ. cluster —
гроздь, пучок, скопление
-
объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как
самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
“Кластери”технология
в обучении,
зародившаяся в США.
Американские
педагоги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою
собственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу
приобретения новых сведений совершенствовать эту модель.
Первоначальный
вариант использования технологии «кластери».
•
Перед
изучением нового материала учащийся посередине верхней строчки на листе бумаги
пишет название изучаемого раздела.
•
Затем
на второй строчке учащийся записывает слова, которые приходят ему на ум в
связи с названием этого раздела.
•
На
следующей строке (или строках) он записывает слова, ассоциированные со словами
второй строки, и т.д.
•
Вся
эта работа выполняется в ограниченное время, например, в течение 10 минут.
•
Затем
учащемуся выдают информационный материал по изучаемого разделу (отдельный лист
с текстом, учебник или др.) и предлагают внимательно изучить его.
•
Итогом
этой работы должно стать подчеркивание среди написанных учащимся слов тех,
которые он встретил в книгах, а также вписывание новых слов, расширяющих знания
по теме.
Модификацией
технологии “кластери” является составление разветвленных
кластеров:
- В центре (в
верхней части) листа записывается ключевое понятие, а от него рисуются
стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от
которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Луч означает
существующую между терминами логическую связь.
- Некоторые слова
кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие
между ними логических связей.
Способы
работы учащихся с кластерами:
•
Составление
нового кластера.
•
Составление
краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в его
состав.
•
Коррекция
и совершенствование готового кластера.
•
Завершение
неполного кластера:
-
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и
определение этого главного термина;
-
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.
Организационные
формы работы с кластерами:
ü Самостоятельно
при выполнении домашней работы
ü На
обобщающем уроке в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший
кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.
ü В составе
учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего,
помогающего группе составить кластер
ü При
выполнении контрольного задания
-
на
составление кластера,
-
написание
рассказа по кластеру,
-
определение
термина (терминов) неполного кластера.
Пример. Цель
использования технологии «Кластери»: Подготовка учащихся к восприятию новой
информации
Пошаговое
описание технологии
ü
В
центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово
(предложение)
ü
Далее
предлагаем учащимся высказывать в течении 5 минут (10 минут) слова или
словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой (можно помогать
наводящими вопросами).
ü
Устанавливаем
совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
ü
Устанавливаем
недостающие элементы в связях, т.е. «пробелы» в знаниях
ü
Устанавливаем
необходимость обратиться к источникам (текстам, учебникам, справочникам и т.д.)
для ликвидации «пробелов»
ü
По
мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
Советы
преподавателю
Записывайте все
идеи учащихся
• Не судите
о качестве идей (не комментируйте)
• Не
обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
• Не
переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При
необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
• Постарайтесь
построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их
поток и связи между ними.
• Целесообразно
после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное
составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.