Урок
по теме: «Оперативная и долговременная память. 8 класс»
Тип урока:
ознакомление с новым материалом.
Вид урока:
смешанный.
На момент
проведения урока учащиеся должны
знать:
- основные
компоненты компьютера, состав системного блока;
- магистрально-модульный
принцип построения компьютера;
- устройства ввода
и устройства вывода информации;
- назначение и
основные характеристики процессора;
- назначение и
устройство системной платы.
уметь:
- определять
характеристики основных устройств компьютера;
- кратко
конспектировать основные моменты урока;
- чётко
формулировать свой ответ.
Цели
урока:
- повторить тему «Процессор и системная плата»;
- дать понятие оперативной и долговременной памяти;
- научить
использовать полученные знания на практике.
Задачи
урока:
образовательная:
познакомить
учащихся с видами компьютерной памяти; ввести понятия «оперативная память», «долговременная
память», «энергонезависимая память», расширить представление об устройствах
компьютера.
воспитательная:
формирование информационной культуры.
развивающая: развитие
мышления, памяти, внимательности.
В
результате изучения данной темы учащиеся должны
знать:
- назначение
оперативной и долговременной памяти компьютера;
- особенности
разных видов компьютерной памяти;
- устройство
оперативной и долговременной памяти компьютера.
уметь:
- вычислять
информационный объем оперативной памяти;
- сопоставлять
информационный объём разных носителей информации.
Ход урока:
1.Организационный
момент:
2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос, визуальная проверка домашнего задания.
3. Изучение
нового материала.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с видами компьютерной памяти (слайд
1). Само понятие «память» ассоциируется у нас с памятью человека. Так и
есть – память компьютера похожа на память человека. Человек способен помнить
какие-то события всю жизнь, а некоторую информацию запоминает не надолго,
только пока в ней есть необходимость. (можно попросить учащихся привести 2-3
примера информации, которую человек хранит в своей памяти долго и информации,
которая нужна на очень короткое время).
У компьютера тоже
есть долговременная память, где информация хранится постоянно, до тех пор, пока
пользователь не удалит ее за ненадобностью. И есть оперативная память, где
информация храниться до тех пор, пока компьютер включен. При отключении
компьютера вся информация из оперативной памяти удаляется.
И все-таки,
разница между памятью человека и памятью компьютера колоссальная – работа
компьютера подчинена заложенной в него программой, а человек сам управляет
своими действиями.
Итак, давайте
разберёмся, как работает оперативная память компьютера (слайд 2).
Оперативная
память
представляет собой последовательность пронумерованных, начиная с нуля, ячеек. В
каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код длиной восемь
знаков.
(слайд 3) Объём Iоп оперативной
памяти компьютера можно определить, если количество информации Iяч ,
хранящейся в каждой ячейке, умножить на N – количество ячеек.
Iоп = Iяч * N
Количество
информации, хранящееся в каждой ячейке, Iяч = 8 битов
= 1 байт. Зная количество ячеек оперативной памяти, можно рассчитать объём
оперативной памяти компьютера. Например, количество ячеек равно
1 073 741 824. Тогда:
Iоп = Iяч* N = 1 байт
* 1 073 741 824 = 1 073 741 824 байтов/1024 =
1 048 576 Кбайт/1024 = 1024 Мбайт = 1 Гбайт
(слайд 4) Оперативная
память изготавливается в виде модулей памяти, которые представляют из себя
пластины с электрическими контактами, по бокам которых размещаются большие
интегральные схемы (БИС). Модули памяти устанавливаются в специальные разъёмы
на системной плате компьютера.
Для
долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя)
память. На таких носителях информация хранится в виде двоичного кода, т.е. в форме последовательностей нулей и единиц.
К устройствам
долговременной памяти относятся: (слайд 5)
- жёсткий
магнитный диск (винчестер);
- оптические диски
(CD, DVD);
- Flash-память, flash-диски;
- до недавнего
времени использовались гибкие магнитные диски (дискеты), но из-за своего
маленького информационного объёма (1,44 Мб), они ушли в прошлое.
Давайте познакомимся
с этими устройствами поближе.
(слайд 6)Жёсткий
магнитный диск - несколько тонких
металлических дисков, очень быстро вращающихся на одной оси, заключены в
металлический корпус. Информация на дисках хранится на концентрических
дорожках, на которых чередуются намагниченные и ненамагниченные участки.
Намагниченный участок хранит компьютерную единицу 1, а ненамагниченный –
компьютерный ноль 0. Для записи или считывания информации магнитная головка
дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска и
производится запись или считывание информации.
(слайд 7)Оптические диски.
Информация на оптическом диске хранится на одной спиралевидной дорожке, идущей
от центра диска к периферии и содержащей чередующиеся участки с плохой и
хорошей отражающей способностью.
В
процессе считывания с информации с оптического диска луч лазера, установленного
в дисководе, падает на поверхность вращающегося диска и отражается. Так как
поверхность оптического диска имеет участки с различной отражающей
способностью, отраженный луч так же меняет свою интенсивность и преобразуется
в цифровой компьютерный код (отражает – 1, не отражает – 0).
Существует
несколько типов оптических дисков:
- CD и CD-RW-диски. На
них может быть записано до 700 Мб информации;
- DVD и DVD-RW-диски.
Ёмкость таких дисков 4,7 Гбайт.
CD и DVD-диски не
предназначены для перезаписи. На них информация записывается один раз. На CD-RW и DVD-RW-диски
информацию можно записывать многократно (но ограниченное количество раз).
(слайд 8)Энергонезависимая
память - карты flash-памяти и flash-диски.
Они не требуют подключения источника электрического напряжения и не имеют движущихся
частей, поэтому обеспечивают высокую сохранность данных.
Карта flash-памяти представляет
собой большую интегральную схему (БИС), помещенную в миниатюрный плоский
корпус. Для записи и считывания информации с карт памяти используются
специальные адаптеры (встроенные в портативные устройства или подключаемые к
компьютерам с помощью – USB-разъёма).
(слайд 9)Flash-диск представляет
собой БИС памяти, помещённую в миниатюрный корпус и подключается к USB-разъёму
компьютера.
4.
Закрепление материала.
Мы познакомились с
видами компьютерной памяти. А теперь давайте закрепим те знания, которые вы
получили на уроке при помощи теста.
5. Итог
урока.Запись
домашнего задания, выставление оценок. (слайд 10) Домашнее задание: §6,
вопросы.(слайд 11) Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.