Олимпиадные задания по литературе для 8 класса. I. Знание
текста
художественного произведения.
1. По характеристике назовите героя,
название проиведения и автора.
А). «Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от
какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего,
он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти
средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней
преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его
движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое
слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели силу качеств
льва.»
Б). «Девка небольшого
росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – и на месте не посидит… Коса
сиза – чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные. А одежда такая, что
другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь - ка, малахиту платье. Сорт
такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь».
В). « За ней гонится
человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней
и, подавшись ... Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный
человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе
окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с
тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы.»
(По 1 баллу за имя героя, по 1 баллу за
автора, по 1 баллу за название произведения) Максимальное количество
баллов-9
2.Установите соответствие
«Произведение- автор» .Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и т.д.
1
|
«Дети подземелья»
|
А
|
В.Г.Распутин
|
|
2
|
«Уроки французского».
|
Б
|
В.Г.Короленко
|
3
|
«Размышления у парадного
подъезда»
|
В
|
М.М.Пришвин
|
4
|
«Кладовая солнца»
|
Г
|
Н.В.Гоголь
|
5
|
«Майская ночь, или
Утопленница»
|
Д
|
Н.А.Некрасов
|
|
|
|
|
( 1 балл за каждый правильный ответ )
Максимальное количество баллов-5
II. Знание вопросов теории литературы
1.Установите по приведенным ниже
определениям литературоведческий термин:
А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт
достигает критической точки своего развития - …………
Б) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о
явлениях природы - ……..
В) Одно из средств художественной характеристики, состоящее
в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое
идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица,
одежды, движений, жестов и манер - ……………………………….
( 1 балл за каждый правильный ответ )
Максимальное количество баллов – 3
2. Какие средства художественной
выразительности использованы в отрывке:
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум
нагорный – Всё вторит весело громам. Ф.И Тютчев.
Максимальное количество баллов – 3
3.Соотнесите жанровое определение с
названиями произведений, приведенными ниже. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и
т.д.
1
|
Житие
|
А
|
А.С.
Пушкин «Медный всадник»
|
2
|
Былина
|
Б
|
И.А
Бунин «Цифры»
|
3
|
Стихотворение
|
В
|
«Повесть
о Петре и Февронии»
|
4
|
Сказка
|
Г
|
«Вольга
и Микула Селянинович»
|
5
|
Рассказ
|
Д
|
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Дикий помещик »
|
6
|
Поэма
|
Е
|
С.А.Есенин
«Белая береза»
|
Максимальное количество баллов – 6
4. Определите значение
выражения Ящик
Пандоры, происхождение которого связано с мифом. (1 балл за
правильный ответ)
III. Знание биографии писателей и поэтов
А) Знаменитый русский писатель и драматург, автор
произведений на революционную тематику, основоположник социалистического
реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Родился 16 (28)
марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Родители его
рано умерли, и он остался жить с дедом. Детство Горького прошло в жестких,
тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься
подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.Много лет провел в
эмиграции.
Б) Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с.
Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. С малолетства
воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока
церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем
церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 г. переехал в Москву, где
служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в
литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете
Шанявского. Лучшие
произведения его ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан
как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.
В) Великий русский писатель,
философ. Родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье,
принадлежащей классу дворян. Поступил в Казанский университет, но затем оставил
его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Во время
Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания
войны уехал в Санкт-Петербург.
( 1 балл за каждый правильный ответ ) Максимальное количество баллов-3
IV. Связь
литературы и других видов искусства.
Как называется вид изобразительного искусства, графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества, получивший широкое распространение в
России с 17 в. Это народные картинки, печатавшиеся на отдельных листах в
сопровождении пояснительного текста. Максимальное количество баллов-1
V. Анализ лирического произведения
Перед вами стихотворение русского поэта
Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель».
А) - Каким настроением пронизано это стихотворение?
Б) -О чем оно?
В) - Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при виде
шмеля?
Г) – Какова идея стихотворения?
Д)- Какие средства художественной выразительности помогают понять идею
стихотворения?
И.А.Бунин
Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье
человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в
засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого
шмеля!
26 июля 1916
Максимальное количество баллов – 12
Общее
максимальное количество баллов за всю работу -40 Ответы и критерии оценивания
к олимпиадным заданиям по литературе. 8 класс.
I. Знание
текста художественного произведения.
1.
По характеристике назовите героя, название проиведения и
автора. Ответы:
А). Остап.( 1 балл), Н.В. Гоголь( 1 балл), “Тарас
Бульба”.( 1 балл)
Б). Медной горы хозяйка( 1 балл), П.Бажо.( 1 балл),
“Уральские сказы”( 1 балл),
В) .Золотых дел мастер Хрюкин( 1 балл), А.П Чехов.( 1 балл), «Хамелеон» .( 1 балл),
(По 1 баллу за имя героя, по 1
баллу за автора, по 1 баллу за название произведения) Максимальное
количество баллов-9
2.
Установите соответствие «Произведение- автор» Ответ:1-Б,
2-А, 3-Д, 4-В, 5-Г. ( 1 балл за каждый правильный ответ )
Максимальное количество
баллов-5
II. Знание вопросов теории литературы
1.Установите по приведенным ниже
определениям литературоведческий термин:
А)- кульминация;
Б) –миф;
В) - портрет
( 1 балл за каждый правильный ответ )
Максимальное количество баллов – 3
2. Какие средства художественной
выразительности использованы в отрывке:
Ответ:Эпитет, олицетворение, инверсия. ( 1 балл за каждый
правильный ответ )
Максимальное количество баллов – 3
3.Соотнесите жанровое определение с
названиями произведений, приведенными ниже.
Ответ:
1-В, 2-Г, 3-Е, 4-Д, 5-Б, 6-А. ( 1 балл за каждый правильный ответ )
Максимальное количество баллов – 6
4. Определите значение
выражения Ящик
Пандоры, происхождение которого связано с мифом. Ответ:
источник несчастий, бедствий
(1 балл за правильный ответ)
IV. Связь
литературы и других видов искусства.
Ответ: лубок (1 балл).
V. Анализ лирического произведения
А) Каким настроением пронизано стихотворение?
- Грустным, задумчивым, спокойным (1
балл).
Б) О чем это стихотворение?
- О шмеле, о природе, о наступающей
осени (1 балл).
В) Лирический герой:
В 1 строфе шмель нагоняет на лирического героя тоску
своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима. Во 2
строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3
строфе 2 варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного, все возродится снова
– это два закона бытия.
Это размышление философа о жизни.
Лирическому герою очень одиноко, он грустит.
Г)Идея: философское размышление о
законах жизни.(2 балла).
Д) Художественные средства
выразительности:
Фонетика: звукопись:
«заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные
[а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т]
(1 балл).
Лексика: эпитеты создают образ шмеля: «черный»,
«бархатный», «золотое»; свет уходящего лета: «ярки», «безмятежны», «жарки»,
«красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой».(1 балл).
Метафора: «на
подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки.
(1 балл).
Синтаксис: 3 предложения. Каждая
строфа – одно предложение.
1
предложение – вопросительное с обращением «черный бархатный
шмель»: Человек спрашивает шмеля.
2
предложение – повествовательное: Человек знает судьбу шмеля, он
понимает, что это неизбежность, закон природы.
3
предложение – восклицательное: Человек не отчаивается, ведь за
зимой придет весна, и шмель может проснуться.( 1 балл)
2 балла – за оригинальную
трактовку произведения.
Орфографическая и пунктуационная
грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Максимальное количество баллов – 12
Общее максимальное количество баллов за всю
работу -40
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.