Инфоурок Другое Другие методич. материалыОлимпиадные задания по литературе для 8 класса (с ответами).

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса (с ответами).

Скачать материал

Олимпиадные задания по литературе  для 8 класса. I. Знание текста художественного произведения.

1. По характеристике назовите героя, название проиведения и автора.

А). «Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели силу качеств льва.»

 

Б). «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – и на месте не посидит… Коса сиза – чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные. А одежда такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь - ка, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь».

 

В). « За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись ... Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы.»

 

(По 1 баллу за имя героя,  по  1 баллу за автора, по 1 баллу за название произведения)  Максимальное количество  баллов-9

2.Установите соответствие «Произведение- автор» .Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и т.д.

1

«Дети подземелья»

А

В.Г.Распутин

 

2

«Уроки французского».

Б

В.Г.Короленко 

3

«Размышления у парадного подъезда»

В

М.М.Пришвин

4

«Кладовая солнца»

Г

Н.В.Гоголь

5

«Майская ночь, или Утопленница»

Д

Н.А.Некрасов

 

 

 

 

( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество  баллов-5

II.  Знание вопросов теории литературы

1.Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

 

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития - …………

 

Б) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы - ……..

 

В) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер - ……………………………….

 

( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество баллов – 3

 

2. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: 

С горы бежит поток проворный,

 В лесу не молкнет птичий гам,  И гам лесной, и шум нагорный –  Всё вторит весело громам. Ф.И Тютчев.

Максимальное количество баллов – 3

 

3.Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и т.д.

1

Житие

 

А

А.С. Пушкин «Медный всадник»

2

Былина

 

Б

И.А Бунин «Цифры» 

3

Стихотворение

 

В

«Повесть  о Петре и Февронии»

4

Сказка

 

Г

«Вольга и Микула Селянинович»

5

Рассказ

 

Д

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик »

6

Поэма

 

Е

С.А.Есенин «Белая  береза»

Максимальное количество баллов – 6

 

4. Определите значение выражения  Ящик Пандоры, происхождение которого связано с мифом. (1 балл за правильный ответ)

III.  Знание биографии писателей и поэтов

А) Знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Родители его рано умерли, и он остался жить с дедом. Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.Много лет провел в эмиграции.

 

Б) Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 г. переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Лучшие произведения  его ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.

 

В) Великий  русский писатель, философ. Родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург. 

( 1 балл за каждый правильный ответ ) Максимальное количество  баллов-3

 

IV. Связь литературы и других видов искусства.

Как называется вид изобразительного искусства,  графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества, получивший широкое распространение в России с 17 в. Это народные картинки, печатавшиеся на отдельных листах в сопровождении пояснительного текста. Максимальное количество  баллов-1

V. Анализ лирического произведения

Перед вами стихотворение русского поэта Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель».

А) - Каким настроением пронизано это стихотворение? 

Б) -О чем оно?

В) - Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при виде шмеля?

Г) – Какова идея стихотворения?

Д)- Какие средства художественной выразительности помогают понять идею стихотворения?

И.А.Бунин

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

26 июля 1916

Максимальное количество баллов – 12

 

Общее максимальное количество баллов  за всю работу -40 Ответы и критерии оценивания к олимпиадным заданиям по литературе. 8 класс.

I. Знание текста художественного произведения.

1.                  По характеристике назовите героя, название проиведения и автора. Ответы:

А). Остап.( 1 балл), Н.В. Гоголь( 1 балл),  “Тарас Бульба”.( 1 балл)

Б). Медной горы хозяйка( 1 балл),  П.Бажо.( 1 балл),  “Уральские сказы”( 1 балл),

В) .Золотых дел мастер Хрюкин( 1 балл), А.П Чехов.( 1 балл),  «Хамелеон» .( 1 балл),

(По 1 баллу за имя героя,  по  1 баллу за автора, по 1 баллу за название произведения)  Максимальное количество  баллов-9

 

2.                  Установите соответствие «Произведение- автор» Ответ:1-Б, 2-А, 3-Д, 4-В, 5-Г. ( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество  баллов-5 

II.  Знание вопросов теории литературы

1.Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

 

А)- кульминация;

Б) –миф;

В) - портрет

( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество баллов – 3

 

2. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: 

Ответ:Эпитет, олицетворение, инверсия. ( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество баллов – 3

 

3.Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже.

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Е, 4-Д, 5-Б, 6-А. ( 1 балл за каждый правильный ответ )

Максимальное количество баллов – 6

 

4. Определите значение выражения  Ящик Пандоры, происхождение которого связано с мифом. Ответ:  источник несчастий, бедствий

(1 балл за правильный ответ)

IV. Связь литературы и других видов искусства.

Ответ: лубок (1 балл).

V. Анализ лирического произведения

А) Каким настроением пронизано стихотворение?

-  Грустным, задумчивым, спокойным (1 балл).

 

Б) О чем это стихотворение?

-  О шмеле, о природе, о наступающей осени (1 балл).

 

В) Лирический герой:

В 1 строфе шмель нагоняет на лирического героя тоску своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима. Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного, все возродится снова – это два закона бытия.

Это размышление философа о жизни. Лирическому герою очень одиноко, он грустит.

 

Г)Идея: философское размышление о законах жизни.(2 балла).

 

Д) Художественные средства выразительности:

Фонетика: звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т] (1 балл).

Лексика: эпитеты создают образ шмеля: «черный», «бархатный», «золотое»; свет уходящего лета: «ярки», «безмятежны», «жарки», «красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой».(1 балл).

Метафора: «на подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки.

(1 балл).

Синтаксис: 3 предложения. Каждая строфа – одно предложение.

1                    предложение – вопросительное с обращением «черный бархатный шмель»: Человек спрашивает шмеля.

2                    предложение – повествовательное: Человек знает судьбу шмеля, он понимает, что это неизбежность, закон природы.

3                    предложение – восклицательное: Человек не отчаивается, ведь за зимой придет весна, и шмель может проснуться.( 1 балл)

 

2 балла – за оригинальную трактовку произведения.

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Максимальное количество баллов – 12

 

 

Общее максимальное количество баллов  за всю работу -40

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олимпиадные задания по литературе для 8 класса (с ответами)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.05.2020 15017
    • PDF 461.3 кбайт
    • 335 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новохатская Любовь Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новохатская Любовь Васильевна
    Новохатская Любовь Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94207
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека