Инфоурок Другое Другие методич. материалыОлимпиадные задания по литературе для 6 класса (с ответами).

Олимпиадные задания по литературе для 6 класса (с ответами).

Скачать материал

Олимпиадные задания по литературе  для 6 класса. I. Знание текста художественного произведения.

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А). - Отчего же он помер?- хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело… -Что же теперь делать? Неужто помирать?

-Зачем помирать? Надеяться надо …на то, что поправит дурной человек своё злодейство.

 

Б). “Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,  Тому он и будет наградой победной”.

 

В). Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты.

 

Г). И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идёт – всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые.

Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя...

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, тубареточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмно-красный под чернетью, а на ём цветки медны.

 

 (По 1 баллу за автора, по 1 баллу за название произведения)  Максимальное количество  баллов-8

 

II.  Знание вопросов теории литературы

 

1.Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

 

1

Летопись

 

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

 

Б

«Кубок»

3

Баллада

 

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

 

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

 

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

 

Е

«Белая  береза»

 

Максимальное количество  баллов-6

 

2.Какие          из        перечисленных        жанров           относятся      к          фольклору:  скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка?    

(1 балл за правильный ответ) Максимальное количество  баллов-5

 

3.Соотнесите термин и его определение. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и т.д.

Термины

Определение

1.Юмор

А) Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.

2.Басня

Б) Описание природы в литературном произведении.

3.Пословица

В)Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4. Поговорка

Г) Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5. Пейзаж

Д) Вид  комического, весёлый, безобидный, смех.

(1 балл за правильный ответ)

Максимальное количество  баллов-5

 

4. Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова «Волк и ягнёнок».

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Как называется этот композиционный элемент басни?

Ответ: ________________________________________________.

(1 балл за правильный ответ)

 

5.Средства выразительности

А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях. 

Но крылами вешних птиц

Он свевает снег с ресниц, И из стужи мертвых грез Проступают капли слез.

Б.  Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

«Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…»

В.  Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня: 

Первый скок нашли за три версты, Другой скок нашли за двенадцать вёрст, Третий скок не могли найти.

(Ответ запишите в виде

А -_____________, Б  - _____________, В  - ________________)

(По 1 баллу за правильный ответ)

 Максимальное количество  баллов-3

 

6. Определите значение выражения ахиллесова пята, происхождение которого связано с мифом. (1 балл за правильный ответ)

 

III.  Знание биографии писателей и поэтов

1.Этот поэт был другом А.С.Пушкина. Он был старше, и был учителем в  поэтических начинаниях юного Пушкина. Они затеяли спор. Кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у него – «Спящая царевна». У Пушкина есть «Сказка о царе Салтане…», а у него – «Сказка о Берендее». Кто это?

А).  М.Ю.Лермонтов

Б).  В.А.Жуковский

В).  П. Ершов

Г) . И.Крылов

 

2.                  Этот автор родился в семье сельского чиновника в далекой Сибири, но учился  в Петербургском университете. Он стал знаменит еще студентом. Когда написал сказку, да не простую, а стихотворную. Прочитав это произведение. А.С. Пушкин сказал: « Теперь этот род сочинений  можно мне оставить»

А). И Крылов

Б).  П .Ершов

В).  М Лермонтов

Г) . В Жуковский

 

3.                  Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

А).  А.С.Пушкин

Б).  В.А.Жуковский

В).  М.Ю.Лермонтов

Г) . Л.Н.Толстой

 (1 балл за правильный ответ)

Максимальное количество  баллов-3

 

IV. Связь литературы и других видов искусства.

Эта картина  по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. На ней исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.  Назовите  художника и название этой картины.

( 1 балл за автора,  1 балл за название произведения)  Максимальное количество  баллов-2

 

 

V. Анализ лирического произведения

 

«Чудная картина»

 

Чудная картина, Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

 

Афанасий Фет 

А) -  Каким настроением проникнуто  стихотворение?

Б) - Сколько предложений в стихотворении? Есть ли в нем глаголы? Какая картина    открывается мысленному взору?

В)  - На какие детали пейзажа обращает внимание поэт?

Г) -  Назовите эпитеты, передающие состояние человека, созерцающего эту  картину? 

Д) -  Какой звук чаще всего встречается в стихотворении?

Е) -  Почему в стихотворении сделан акцент на образе одиноких саней?

И) -  Какова художественная идея стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему? Максимальное количество  баллов- 16

Общее максимальное количество баллов  за всю работу -46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы и критерии оценивания к олимпиадным заданиям по литературе. 6 класс.

I. Знание текста художественного произведения.

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.Ответ:

А).К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Б).В.А.Жуковский «Кубок»

В). В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Г). П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

(По 1 баллу за автора, по 1 баллу за название произведенияМаксимальное количество  баллов-8

 

II.  Знание вопросов теории литературы

1.Ответ. 1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е (1 балл за правильный ответ) Максимальное количество  баллов-6

 

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?  

Ответ: скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка. (1 балл за правильный ответ) Максимальное количество  баллов-5

 

3.Соотнесите термин и его определение.Ответ: 1- Д, 2 – В,       3 – А,  4 – Г,5 – Б

(1 балл за правильный ответ)

Максимальное количество  баллов-5

 

4.Ответ: мораль (1 балл)

 

5.Средства выразительности. Ответ: А- эпитет;Б – сравнение;В - гипербола

(По 1 баллу за правильный ответ)

 Максимальное количество  баллов-3

 

6 Ответ:  уязвимое место<или>слабое место(1 балл за правильный ответ)

 

III.  Знание биографии писателей и поэтов Ответ:

1-Б   (В.А.Жуковский)

2- А  (И.А.Крылов)

3-В   (М.Ю.Лермонтов)

(1 балл за правильный ответ)

Максимальное количество  баллов-3

 

IV. Связь литературы и других видов искусства.

Ответ: В.М. Васнецов -1 балл;  «Богатыри» - 1 балл

Максимальное количество  баллов-2

 

V. Анализ лирического произведения

А). Настроение  радости , покоя,  легкой  грусти от одиночества– 1 балл

 

Б) Сколько предложений в стихотворении? Есть ли в нем глаголы? Какая картина    открывается мысленному взору?

  Ответ: В стихотворении 1 предложение. В нем отсутствуют глаголы. Но действие, присутствует, его авторт передает с помощью существительного ( бег). – 1 балл Мысленному взору открывается картина снежной равнины, одинокой  луны и звёзд, отбрасывающих свет на снег, бегущих коней и одинокого путника  - 2 балла.

 

В)  - На какие детали пейзажа обращает внимание поэт?

Ответ:белая равнина,  полная луна, высокие небеса, озаренные светом,блестящий снег, одинокие сани, скрип полозьев. – 1 балл

 

Г) -  Назовите эпитеты, передающие состояние человека, созерцающего эту  картину?  Ответ: эпитеты  далеких, одиноких  передают состояние души лирического героя. – 1 балла

 

Д) -  Какой звук чаще всего встречается в стихотворении?

Ответ: Во второй строфе часто используется звук – с- , передающий ощущение света. – 1 балл .

 

Е) -  Почему в стихотворении сделан акцент на образе одиноких саней?

Ответ: Этот образ раскрывает мотив одиночества. – 1 балл 

 А также вводит в стихотворение мотив пути, движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.- 1балл

 

И) -  Какова художественная идея стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти.- 1 балл

Чувство одиночества не возникает. Появляется ощущение единства и слияния с природой, восприятия  «чудной картины»  как бесконечно близкой и родной истинно русской душе.

– 2 балла

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

 

Максимальное количество  баллов-12

 

 Общее максимальное количество баллов  за всю работу -46

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олимпиадные задания по литературе для 6 класса (с ответами)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.08.2020 5813
    • PDF 523.1 кбайт
    • 77 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пашковская Вера Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пашковская Вера Антоновна
    Пашковская Вера Антоновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75525
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе