Олимпиадные задания по
литературе для 5 класса. I. Знание текста художественного произведения.
1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.
А).
- Отчего же он помер?- хрипло спросил Филька.
- От охлаждения сердца, - ответила бабка,
помолчала и добавила: - Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек,
обидчик, и сотворил злое дело… -Что же теперь делать? Неужто помирать?
-Зачем помирать? Надеяться надо
…на то, что поправит дурной человек своё злодейство.
Б). “Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, В ту
бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно, Тому он и
будет наградой победной”.
В). Когда же пришло время и нам оставить тихий родной
город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды,
произнесли над маленькою могилкой свои обеты.
Г). И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идёт
– всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные.
То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные.
Синие тоже есть, лазоревые.
Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя...
И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы,
тубареточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок
тёмно-красный под чернетью, а на ём цветки медны.
(По 1 баллу за автора, по 1 баллу за название
произведения) Максимальное количество баллов-8
II. Знание вопросов теории литературы
1.Соотнесите жанровое определение с
названиями произведений, приведенными ниже. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и
т.д.
1
|
Летопись
|
А
|
«Лошадиная
фамилия»
|
2
|
Басня
|
Б
|
«Кубок»
|
3
|
Баллада
|
В
|
«Повесть
временных лет»
|
4
|
Сказка
|
Г
|
«Каша
из топора»
|
5
|
Рассказ
|
Д
|
«Мартышка
и очки»
|
6
|
Стихотворение
|
Е
|
«Белая
береза»
|
Максимальное количество баллов-6
2.Какие из
перечисленных жанров относятся к фольклору:
скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ,
сказка, поговорка?
(1 балл за правильный ответ) Максимальное
количество баллов-5
3.Соотнесите термин и его определение.
Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г и т.д.
Термины
|
Определение
|
1.Юмор
|
А)
Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
|
2.Басня
|
Б)
Описание природы в литературном произведении.
|
3.Пословица
|
В)Короткий
рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
|
4. Поговорка
|
Г)
Краткое образное выражение, незаконченное высказывание
|
5. Пейзаж
|
Д)
Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
|
(1 балл за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-5
4. Прочитайте отрывок из басни И.А.
Крылова «Волк и ягнёнок».
У сильного всегда бессильный
виноват:
Тому в Истории мы тьму
примеров слышим, Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях
говорят.
Как называется этот
композиционный элемент басни?
Ответ:
________________________________________________.
(1 балл за правильный ответ)
5.Средства выразительности.
А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет
в подчёркнутых словосочетаниях.
Но крылами вешних птиц
Он свевает снег с ресниц, И из стужи мертвых грез
Проступают капли слез.
Б. Какое средство художественной выразительности
использовано в отрывке произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»
В. Какой троп использован в отрывке из былины, в котором
изображается сила богатырского коня:
Первый скок нашли за три версты, Другой скок нашли
за двенадцать вёрст, Третий скок не могли найти.
(Ответ запишите в виде
А -_____________, Б - _____________, В -
________________)
(По 1 баллу за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-3
6. Определите значение
выражения ахиллесова пята, происхождение которого связано с мифом. (1 балл за правильный ответ)
III. Знание биографии писателей и поэтов
1.Этот поэт был другом
А.С.Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях юного
Пушкина. Они затеяли спор. Кто лучше перескажет стихами народные сказки. У
Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у него – «Спящая
царевна». У Пушкина есть «Сказка о царе Салтане…», а у него – «Сказка о
Берендее». Кто это?
А). М.Ю.Лермонтов
Б). В.А.Жуковский
В). П. Ершов
Г) . И.Крылов
2.
Этот автор родился в семье сельского чиновника в далекой Сибири,
но учился в Петербургском университете. Он стал знаменит еще студентом. Когда
написал сказку, да не простую, а стихотворную. Прочитав это произведение. А.С.
Пушкин сказал: « Теперь этот род сочинений можно мне оставить»
А). И Крылов
Б). П .Ершов
В). М Лермонтов
Г) . В Жуковский
3.
Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете,
поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за
одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
А). А.С.Пушкин
Б). В.А.Жуковский
В). М.Ю.Лермонтов
Г) . Л.Н.Толстой
(1 балл за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-3
IV. Связь литературы и других видов искусства.
Эта картина по праву считается
настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. На ней
исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане
картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению
способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.
Над созданием этой картины
художник работал почти 30 лет. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898
год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает
Государственную Третьяковскую галерею в Москве. Назовите художника и название
этой картины.
( 1 балл за автора, 1 балл за
название произведения) Максимальное количество баллов-2
V. Анализ
лирического произведения
«Чудная картина»
Чудная картина, Как ты
мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег, И саней
далеких Одинокий бег.
Афанасий Фет
А) - Каким настроением
проникнуто стихотворение?
Б) - Сколько предложений в
стихотворении? Есть ли в нем глаголы? Какая картина открывается мысленному
взору?
В) - На какие детали пейзажа
обращает внимание поэт?
Г) - Назовите эпитеты,
передающие состояние человека, созерцающего эту картину?
Д) - Какой звук чаще всего
встречается в стихотворении?
Е) - Почему в стихотворении
сделан акцент на образе одиноких саней?
И) - Какова художественная идея
стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества?
Почему?
Максимальное количество баллов- 16
Общее
максимальное количество баллов за всю работу -46
Ответы и
критерии оценивания к олимпиадным заданиям по литературе. 5 класс.
I. Знание текста художественного произведения.
1. По данному отрывку назовите
автора и его произведение.Ответ:
А).К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Б).В.А.Жуковский «Кубок»
В). В.Г.Короленко «В дурном
обществе»
Г). П.П.Бажов «Медной горы
Хозяйка»
(По 1 баллу за автора, по 1
баллу за название произведения) Максимальное количество баллов-8
II. Знание вопросов теории литературы
1.Ответ. 1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е (1
балл за правильный ответ) Максимальное количество баллов-6
2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
Ответ: скороговорка, загадка,
пословица, сказка, поговорка. (1 балл за правильный ответ) Максимальное
количество баллов-5
3.Соотнесите термин и его
определение.Ответ: 1- Д, 2 – В, 3 – А, 4 – Г,5 – Б
(1 балл за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-5
4.Ответ: мораль (1 балл)
5.Средства выразительности. Ответ: А- эпитет;Б –
сравнение;В - гипербола
(По 1 баллу за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-3
6 Ответ: уязвимое
место<или>слабое место(1 балл за правильный ответ)
III. Знание биографии писателей и поэтов Ответ:
1-Б (В.А.Жуковский)
2- А (И.А.Крылов)
3-В (М.Ю.Лермонтов)
(1 балл за правильный ответ)
Максимальное количество баллов-3
IV. Связь литературы и других видов искусства.
Ответ: В.М. Васнецов -1 балл; «Богатыри» - 1 балл
Максимальное количество баллов-2
V. Анализ
лирического произведения
А). Настроение радости , покоя,
легкой грусти от одиночества– 1 балл
Б) Сколько предложений в
стихотворении? Есть ли в нем глаголы? Какая картина открывается мысленному
взору?
Ответ: В стихотворении 1 предложение. В нем
отсутствуют глаголы. Но действие, присутствует, его авторт передает с помощью
существительного ( бег). – 1 балл Мысленному взору открывается картина снежной равнины, одинокой луны и звёзд, отбрасывающих
свет на снег, бегущих коней и одинокого путника - 2 балла.
В) - На какие детали пейзажа
обращает внимание поэт?
Ответ:белая равнина, полная
луна, высокие небеса, озаренные светом,блестящий снег, одинокие сани, скрип
полозьев. – 1 балл
Г) - Назовите эпитеты,
передающие состояние человека, созерцающего эту картину? Ответ: эпитеты далеких,
одиноких передают состояние души лирического героя. – 1 балла
Д) - Какой звук чаще всего
встречается в стихотворении?
Ответ: Во второй строфе часто используется
звук – с- , передающий ощущение света. – 1 балл .
Е) - Почему в стихотворении
сделан акцент на образе одиноких саней?
Ответ: Этот образ раскрывает
мотив одиночества. – 1 балл
А также вводит в стихотворение
мотив пути, движение саней – как жизненный путь человека по
неизведанным тропам и далям.- 1балл
И) - Какова художественная идея
стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества?
Почему?
Фет сумел передать в небольшом
стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души
лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти.- 1
балл
Чувство одиночества не возникает.
Появляется ощущение единства и слияния с природой, восприятия «чудной
картины» как бесконечно близкой и родной истинно русской душе.
– 2 балла
Орфографическая и пунктуационная
грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Максимальное количество баллов-12
Общее
максимальное количество баллов за всю работу -46
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.