МЕТОДИЧЕСКИЙ
ПАСПОРТ ОЛИМПИАДЫ:
1.Пояснительная записка
2. План
3. ПРИЛОЖЕНИЯ:
· Теоретические
задания (тесты)
· Практические
задания
· Презентации
Пояснительная
записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады
профессионального мастерства по профессии 100701.01 "Продавец,
контролер-кассир" по ПМ 03 «Эксплуатация контрольно-кассовой техники», ПМ
01 "Продажа непродовольственных товаров". Олимпиада
профессионального мастерства направлена на повышение качества профессионального
образования. Проводится для учащихся 2 курса с целью:
− усиление
практической направленности профессионального образования;
− определение
профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся, качества их подготовки с
учётом требований Федерального государственного образовательного
стандарта по профессиям среднего профессионального образования «Продавец,
контролер-кассир».
− усиление
практической направленности профессионального образования.
Данная методическая разработка содержит 31 страницу и
представляет собой разработку олимпиады профессионального мастерства: «Продавец-2014»
теоретической и практической части.
Данная методическая разработка
способствует повышению интереса к выбранной профессии, вовлечению обучающихся в
соревнование, воспитанию чувства
ответственности, коллективизма, уважению
друг к другу, творческому самовыражению.
В качестве теоретической работы всем конкурсантам
предложено выполнить тестовые задания. Время на выполнения заданий 45 мин.
Методическая разработка может быть использована на уроках
производственного обучения и в производственной деятельности по профессии
«Продавец, контролер-кассир».
План
открытого мероприятия -олимпиады профессионального мастерства
Учебная группа : группа № 25, 2 курса, по
профессии 100701.01 «Продавец, контролер - кассир»
Профессиональные модули: ПМ 01 Продажа
непродовольственных товаров, ПМ 03 Эксплуатация контрольно-кассовой техники
Цели олимпиады:
1. Образовательная –
закрепление умений и навыков работы с весоизмерительным оборудованием, на ККМ,
закрепление теоретических знаний;
2. Развивающая
–
научить студентов принимать самостоятельные решения, находить правильный
вариант выхода из проблемных ситуаций и трудных задач; уметь анализировать
результат своей работы;
3. Воспитательная
–
формирование самостоятельности и ответственности в трудовом коллективе,
добросовестное исполнение обязанностей.
- Методическая
–
формирование у студентов профессионально-значимых знаний, умений и
навыков, применение информационных технологий в процессе индивидуального
и группового обучения.
Межпредметные связи:
Розничная
продажа непродовольственными товарами, Организация
розничной
торговли, Психология делового общения,
Экономика,
Основы рекламной деятельности, Закон о защите прав
потребителей.
Место проведения - учебная
лаборатория (кабинет № 23)
Материально -
техническое оснащение:
Учебное
оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки,
доска, учебные
плакаты.
Дидактические
материалы:
Презентации, учебная и справочная литература,
тестовые задания.
Производственное
оборудование:
весы настольные циферблатные РН-3Ц13У, ККМ
Результатом
проведения олимпиады профессионального мастерства является готовность
обучающегося к освоению общих и профессиональных компетенций, соответствующих
запросам современного рынка труда, развитию творческой инициативы обучающихся
,реализация их профессиональных способностей и интересов:
.
Код
|
Наименование
результата обучения
|
ПК
1.1.
|
Проверять качество, комплектность,
количественные характеристики непродовольственных товаров.
|
ПК
1.2.
|
Осуществлять подготовку, размещение
товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
|
ПК
1.3.
|
Обслуживать покупателей и предоставлять
достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров,
требованиях безопасности их эксплуатации.
|
ПК
1.4.
|
Осуществлять контроль за сохранностью
товарно-материальных ценностей.
|
ПК-3.1.
|
Соблюдать
правила эксплуатации контрольно-кассовой техники выполнять расчетные операции
с покупателями.
|
ПК-3.2.
|
Проверять платежеспособность государственных
денежных знаков.
|
ПК-3.5.
|
Осуществлять контроль сохранности
товарно-материальных ценностей.
|
ОК
1
|
Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
ОК 3
|
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
|
ОК 5
|
Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК 6
|
Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.
|
ОК
7
|
Соблюдать правила реализации товаров в
соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и
Правилами продажи товаров.
|
Требования
к деятельности обучающегося по профессиональным и общим компетенциям.
Уровни деятельности
|
Уровни по ФГОС
|
Критерии оценки
|
Оцениваемые
компетенции
|
Эмоционально
– психологический
|
1
|
Понимает сущность и социальную значимость выбранной
профессии
|
ОК 1-ОК6
|
|
|
Проявляет
эмоциональную устойчивость при обслуживании покупателей в узле расчета.
|
|
|
Демонстрирует
результаты своей работы, в соответствии с правилами профессионального
общения.
|
Регулятивный
|
2
|
Соблюдает
правила ТБ и ПС при выполнения задания.
|
ОК1-ОК6;
ПК1,3;ПК2,2-ПК2,5;
ПК2,6-ПК2,7;ПК3,1-ПК3,4
|
2
|
Выполняет
требования по подготовке и эксплуатации на конкретный тип кассовой техники,
в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и
Правилами продажи товаров, инструкцией ЦБР по эксплуатации ККТ.
|
2
|
Выполняет
требования при расчёте с покупателями( громко, чётко назвал сумму, кол-во
денег покупателя, сумму сдачи).
|
2
|
|
2
|
Производит
подготовку к работе весоизмерительного оборудования, точно взвешивает
товары.
|
2
|
Выполняет
требования по подготовке и эксплуатации на конкретный тип кассовой техники,
в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и
Правилами продажи товаров, инструкцией ЦБР по эксплуатации ККТ
|
2
|
Правильно,
точно рассчитал покупателя.
|
2
|
Представляет
кассовые документы в полном объеме
|
Социальный
|
2
|
Соблюдает
без ошибок технологические требования
|
ОК6,ПК3,1
|
2
|
Соблюдает
правила культуры общения при взаимодействии с конкурсантами, клиентом,
членами жюри в соответствии с профессиональной этикой
|
Аналитический
|
2
|
Анализирует
свою работу и свой вклад в повышении товарооборота магазина и культуру
обслуживания покупателей.
|
ОК2;3;ПК1,3;ПК2,2-ПК2,5;ПК3,2-ПК3,3
|
2
|
Анализирует последствия своих
возможных ошибок и недочетов работы.
|
Творческий
|
3
|
Рационально
и оптимально находит решение задачи в нестандартных ситуациях.(порванная
купюра, нарушена упаковка товара и т.д.)
|
ОК5;6 ;ПК3,2
|
3
|
Оригинальность
оформления Новогоднего подарка.
|
Самосовершен
ствования
|
3
|
Адекватно
оценивает результаты своей работы.
|
ОК5;6
|
3
|
Представляет
прогноз личностно- профессионального карьерного роста.
|
ОК2,3
|
Организационная
часть.
·
Разработать
задания олимпиады мастеру производственного обучения.
·
Ознакомить
участников олимпиады со сценарием.
·
Приобрести
материалы для проведения конкурсных заданий.
·
Приобрести
грамоты и подарки для награждения победителей олимпиады.
·
Подготовить
кабинет и лабораторию для проведения олимпиады.
·
Организовать
музыкальное сопровождение и фотосъёмку.
·
Раздать
сценарий членам жюри.
·
Подготовить
критерии оценок и раздать членам жюри.
·
Назначить
ответственных за подготовку и оснащение олимпиады.
Этап 1.Теоретическая часть
1.Тестовое задание .Максимальное
количество баллов – 20. Время выполнения – до 45минут.
Теоретические
вопросы по пройденным темам ПМ 01; ПМ 03.Данный этап олимпиады проводится в
первый день.
2. Самопрезентация. Максимальное
количество баллов- 10. Регламент времени-7-10 минут.
учащиеся
представляют свою профессию, и непродовольственные товары, которые они будут
представлять на олимпиаде в практической части.
Оценивают:
наличие и состояние спецодежды, прически, умение представить себя, свою
профессию и товары.
Этап 2. Практическая часть
1.Реклама
товара.
Максимальное количество баллов-5. Время 3-5 минут.
Обучающиеся
представляют рекламу своих товаров. ( домашнее задание- выполняется в
произвольной форме: танец, сценка, стихотворение, песня и т.д.)
Оценивается
оригинальность, музыкальное сопровождение, оформление.
2. Быстрый и точный подсчет денежной выручки. Максимальное
количество баллов-3. Время - 2 минуты
Обучающимся предлагаются конверты с
купюрами, необходимо составить покупюрную опись.
Оценивается быстрота подсчета денежных
средств и точность.
3. Решение торговых ситуаций.
За каждый правильный ответ -1 балл. Время-30 секунд.
Обучающимся предлагаются торговые ситуации
по непродовольственным товарам. Игроки советуются и решают предложенную задачу,
отвечает та команда, которая быстрее найдет решение.
Оценивается правильное и оригинальное
решение ситуаций.
4. Праздничная упаковка. Максимальное
количество баллов-5.(домашнее задание)
Обучающиеся показывают умения и навыки в
упаковке товаров. Предлагаются различные тематики для изготовления праздничного
набора:
v
Новый год
v
8 Марта(для женщин)
v
23 февраля
v
День Святого Валентина
Оценивается
оригинальность, правильно составленная композиция из товаров, упаковка товаров.
5. Работа на весах. Максимальное количество баллов- 5.
Время -5 минут.
Обучающиеся
показывают умения и навыки работы на циферблатных весах.Предлагается взвесить
определенное количество крупы и макаронных изделий.(см. приложение)
оценивается
быстрота и точность взвешивания.
6. Работа на ККМ.
Максимальное количество баллов – 6. Время выполнения задания – до 10
минут.
Подготовка
ККМ к работе и оформление кассового чека по заданной ситуации.( см. приложение)
Приложение
1
ГБПОУ
СО "Ершовский агропромышленный лицей"
Лист
оценивания самопрезентации учащихся(команд)
Ф.И.О.
обучающихся_________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания
|
баллы
|
рекомендации
|
1.Четко,
ясно представляет(Ф.И.О., группа, профессия и т.д)
|
|
|
2.
Предъявляет собственную профессиональную позицию( цель, мотивация и т.д.)
|
|
|
3.
Аргументирует социально-профессиональную ценность профессии.
|
|
|
4. Представляет
свои товары
(
используя профессиональный язык в общении)
|
|
|
5.
Представляет прогноз личностно-профессионального карьерного роста.
|
|
|
6. Отвечает на дополнительные вопросы
|
|
|
Максимальный итоговый балл:
Всего баллов:
|
|
|
председатель комиссии:______________________________________________________________________________________
члены комиссии:__________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Теоретическое задание Олимпиады профессионального мастерства по
профессии 100701.01 "Продавец, контролер-кассир"
ПМ
01 Продажа непродовольственных товаров; ПМ 03 Эксплуатация контрольно-кассовой
техники.
2КУРС
Инструкция
для обучающихся
«Работа
с тестом»
1. Напишите свое имя
и фамилию, № группы.
2.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое задание.
3. Отвечайте после
того, как Вы поняли задание, проанализировали варианты ответа.
4. Выполняйте
задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание Вам не
удается выполнить сразу, то для экономии времени, пропустите его и
выполняйте те задания, в которых Вы уверены, после чего возвращайтесь к
пропущенным заданиям.
5. Время
выполнения теста – 45 минут.
Работа
состоит из 4 частей включающих 11 заданий.
Часть
А включает 10 заданий . К каждому заданию приводятся варианты ответов,
один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один
балл. Максимальное число баллов этой части – 10.
Часть
В содержит 1 задание более сложного уровня. За верно выполненное задание
выставляется 7 баллов, за неверный ответ выставляется 0 баллов.
Часть С содержат 2 задания . За верное выполнение
заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть -
8.
Часть Д содержит 5 заданий . За каждое верно выполненное
задание выставляется по 1 баллу ( Итого 5 баллов). Если ответ неверный
выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 30.
Мы
верим, Вы отлично справитесь с заданием. Удачи Вам!
часть
А
1. Каково основное назначение розничной
торговли?
1. Продажа
товаров другим торговым предприятиям.
2. Продажа
товаров населению.
3. Продажа
товаров партиями.
4. Продажа
товаров в другие регионы.
2.Какие
из перечисленных ниже торговых предприятий являются специализированными?
1. Предприятия,
организующие продажу различных товаров;
2. предприятия,
организующие продажу товаров повседневного спроса;
3. предприятия,
организующие продажу одной группы товаров;
4. предприятия,
организующие продажу 1 – 2 групп товаров.
3.
Какой метод проверки качества товаров базируется на использовании органов
чувств?
1. Экспертный;
2. Органолептический;
3. Социологический;
4. эврестический.
4.
Какие искусственные волокна обладают высокой эластичностью(растяжимостью до
800%)?
1. поливинилхлоридные
волокна;
2. поливинилспиртовые
волокна(винол);
3. полиуретановые
волокна(спандекс и лайкра);
4. полиолефиновые
волокна.
5. Кем проверяется аэрозольная упаковка
при продаже парфюмерно-косметических товаров?
1. Покупателем
самостоятельно;
2. лицом,
осуществляющим продажу в присутствии покупателя;
3. покупателем
в присутствии продавца;
4. не
проверяется.
6. Среди перечисленных ниже товаров
укажите товары, относящиеся к парфюмерным.
1. Краски для
волос;
2. одеколоны;
3. пудра;
4. крем.
7. При какой температуре хранят
парфюмерные изделия?
1. -10
-00С.
2. 00С.
3. 50-100С.
4. 100–250С.
8. К какой группе товаров бытовой химии
относят олифу?
1. Синтетические
моющие средства;
2. клеящие
материалы;
3. лакокрасочные
материалы;
4. минеральные
удобрения.
9. Укажите консистенцию клея ПВА.
1. Жидкая;
2. твердая;
3. порошкообразная;
4. мазеобразная.
10.Какие
из перечисленных товаров надлежащего качества не подлежат обмену, если они не
подходят по фасону, расцветке?
1. Обувь;
2. постельное
белье;
3. верхняя
одежда;
4. бытовая
техника.
Часть
В
1. Составьте алгоритм действий кассира при расчёте
с покупателями
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
часть
С
Прокомментируйте ситуации
№1.
Покупательница
приобрела в магазине «Кристина» компактную пудру в подарок своей маме, дома
вскрыв упаковку, обнаружила, что пудра раскрошена и зеркало разбито. В тот же
день покупательница вернулась в магазин с просьбой обменять пудру или вернуть
деньги.
Продавец
в обмене отказала.
Вопрос:
Права ли продавец в своих действиях, обоснуйте свой ответ?
Ситуация
№2
Покупательница
купила в отделе декоративной косметики губную помаду, а на другой день пришла в
магазин и требует поменять на другой оттенок или вернуть деньги, так как этот
ей не подходит.
Продавец
отказала покупателю.
Вопрос:
Права ли продавец в своих действиях, обоснуйте свой ответ?
часть Д
1. Каким методом определяется качество
товаров в магазине?
2. Как называется знак, предназначенный
для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, и
представленный в виде линий и цифр?
3. Допишите предложение.«При работе на
кассовой машине необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
1. проверить
шнур;
2. проверить
розетку;
3. …».
4. Какой из
перечисленных документов подтверждает качество товаров?
1. Стандарт
предприятия;
2. сертификат
соответствия;
3. технические
условия;
4. Государственный
стандарт РФ.
5. Как должны
поступить работники магазина, если до закрытия магазина осталось 5 минут, а
покупателей в торговом зале много?
1. Закрыть
магазин;
2. прекратить
работу касс;
3. обслуживать
всех покупателей в торговом зале;
4. прекратить
доступ покупателей.
Ключ к тесту
Часть А
1.-2
|
2-3
|
3.-2
|
4.-3
|
5.-2
|
6.-2
|
7.-4
|
8.-3
|
9.-1
|
10.2
|
часть В
Кассир обязан
четко назвать сумму полученных денег и положить на виду у покупателя,
напечатать чек на ККМ; объявить общую стоимость покупок; назвать суммму сдачи и
выдать ее вместе с чеком. при этом бумажные купюры и разменную монету выдать
одновременно; после окончания расчета положить деньги в денежный ящик.
часть С
Ситуационная
задача № 1
Ответ:
Чтобы предотвратить продажу товаров ненадлежащего качества, не имеющих
товарного вида, Закон предусматривает (ст.18 Закона о ЗПП) право потребителя на
замену товара, расторжение договора купли-продажи и возмещение убытков.
Ситуационная
задача № 2
Ответ:
Парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат возврату
и обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки
и комплектации (Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации (С изменениями и дополнениями,
внесенными постановлением Правительства РФ от 20.10.1998г.№1222)).
часть
Д
1.-органолептическим
2.-Штриховой
код
3.
-заземление, пломбу
4.-2
5.-3
Приложение
3
Сводный лист оценивания по олимпиаде профессионального мастерства.
№
|
Ф.И.О.
|
Теоретический
тур(баллы)макс 30.
|
Практический
тур(баллы)макс 50.
|
Самопрезентация
(макс
20)
|
Итоговый
балл
|
Победители,призеры
|
1
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
Председатель
жюри:________________________________
Члены комиссии:___________________________________
Дата проведения_______________2014г
Приложение
4
Аналитическая
записка по Олимпиаде профессионального мастерства в группе №25 по профессии
"Продавец, контролер-кассир"за 2013 - 14 учебный год.
Цель:
установление уровня реализации Федерального государственного образовательного
стандарта у обучающихся.
Теоретический
тур состоял из следующих заданий:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
результатам
теоретического тура получены следующие результаты:
1.Реализация
Федерального государственного стандарта в части сформированности общих
компетенций:
Учащиеся показали владение
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Реализация Федерального государственного стандарта в части сформированности
профессиональных компетенций:
Учащиеся показали владение
________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
результатам
практического тура получены следующие результаты:
1.Реализация
Федерального государственного стандарта в части сформированности общих
компетенций:
Учащиеся показали владение
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Реализация Федерального государственного стандарта в части сформированности
профессиональных компетенций:
Учащиеся показали владение ________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Обучающиеся показали следующий уровень сформированности компетенций (%):
Эмоционально – психологических ______________________________
Регулятивных
______________________________
Социальных
______________________________
Учебно - познавательных ______________________________
Творческих
______________________________
Компетенций самосовершенствования ______________________________
Выводы по результатам олимпиады профессионального мастерства:
Учащиеся
показали владение Федеральным государственным стандартом образования по
__________________________________________ на _______________________
уровне.
( недопустимом, допустимом, оптимальном)
Удалось достичь
высокого уровня сформированности
____________________________________________________________________________________.
При дальнейшей
работе следует обратить внимание на формирование ____________________________________________________________________________________.Победителями
олимпиады профессионального мастерства стали следующие
обучающиеся:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: Мастер
п/о: __________________________ Абдусаттарова Н.В.
Олимпиада
профессионального мастерства " Лучший продавец-2014"
Самопрезентация участников олимпиады. Зрители волнуются.......
Жюри в раздумьях, все участники
хороши.........
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.