Инфоурок География Другие методич. материалыОлимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)

Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)

Скачать материал

Министерство образования и науки Калужской области

ГАОУ СПО «Людиновский индустриальный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЛИМПИАДА

 

по дисциплине «История»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин по СПО

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Старший методист ______ Г.В.Ананьева

Протокол № ____  от ___________ 20___г.

 

Председатель ЦК __________ Е.А.Стёпина

 

Составил: И.А.Свинарёв

преподаватель техникума

 

 


 

ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

(Максимально 47 баллов)

 

1. (1 балл) Вирой называли:

А) штраф за убийство и нанесение увечий;

Б) превращение крестьян из свободных в зависимых;

В) работу зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

Г) народное собрание у древних славян.

 

2. (1 балл) В Галицко-Волынской земле, в отличие от Новгородской:

А) большую роль играло вече;

Б) отсутствовали крупные города;

В) природные условия благоприятствовали земледелию;

Г) отсутствовало противоборство между боярами и князьями.

 

3. (1 балл) Что из названного характеризует развитие русской культуры в XV-XVI вв.?

А) формирование национальной живописной школы;

Б) начало строительства каменных храмов;

В) зарождение летописания;

Г) открытие первых высших учебных заведений.

 

4. (1 балл) Ближайшее по времени событие (явление) предшествовавшее венчанию Ивана IV на царство:

А) правление Елены Глинской;

Б) взятие Казани русскими войсками;

В) введение опричнины;

Г) присоединение Новгорода к Москве.

 

5. (1 балл) Социально-экономическое развитие России

в XVII в. характеризует:

А) преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным;

Б) ослабление торговых связей между экономическими районами;

В) начало аграрного переворота;

Г) усиление хозяйственной специализации районов.

 

6. (1 балл) Какое из перечисленных ниже понятий относится к развитию русской культуры в XVIII веке?

А) шатровый стиль;

Б) модерн;

В) парсуна;

Г) барокко.

 

 

 

 

 

7. (1 балл) По решению Венского конгресса Россия получила территорию:

А) Восточной Пруссии;

Б) Литвы и части Латвии;

В) Правобережной Украины;

Г) Центральной части Польши.

 

8. (1 балл) Общей чертой как революционного, так и либерального народничества является признак:

А) представление о том, что русский крестьянин всегда готов бунтовать против помещиков и власти;

Б) представление о возможности Росси перейти к социализму, минуя капитализм;

В) приверженность тактике революционного террора;

Г) стремление опереться на наёмных рабочих.

 

9. (1 балл) Какая из названных политических партий начала XX века стала преемницей народнической идеологии?

А) кадеты;

Б) октябристы;

В) социал-демократы;

Г) эсеры.

 

10. (1 балл) Прочтите документ и укажите название художественного метода в нём охарактеризованного:

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», - вы скажете правду. Но эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как

строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».

А) постмодернизм;

Б) соцреализм;

В) псевдоклассицизм;

Г) эгофутуризм.

 

11. (1 балл) В период 1953-1964 гг., в отличие от периода 1945-1953 гг.:

А) больше внимания уделялось повышению уровня жизни населения;

Б) были распущены творческие союзы, контролировавшиеся КПСС;

В) антисемитизм стал составной частью государственной политики;

Г) поощрялась индивидуальная трудовая деятельность.

 

12. (1 балл) В 1970-е – первой половине 1980-х гг. могло быть произнесено высказывание:

А) «Уж если покупать компьютер, то обязательно с принтером и сканером».

Б) «Возьми почитать «Раковый корпус» Солженицына, но только на одну ночь – мне самому дали всего на два дня».

В) «Цены растут чуть ли не каждую неделю, денег нет на самые необходимые вещи».

Г) « Где вы так загорели этим летом? – Купил путёвку на две недели в Египет».

 

13. (10 баллов) Установите соответствие между служителями русской церкви и их деятельностью. Ответ запишите в таблицу.

 

1. Илларион

А. Отец царя Михаила Романова, некоторое время фактически правитель государства

2. Филарет

Б. Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва

3. Тихон

В. Первый русский патриарх

4. Никон

Г. Инициатор церковных реформ, приведших к расколу

5. Иов

Д. Первый митрополит русского происхождения

6. Пётр

Е. Автор декларации о признании церковью Советской власти, в годы Великой Отечественной войны избран патриархом

7. Сергий

Ж. Патриарх Русской Православной церкви в настоящее время

8. Гермоген

З. Противник церковных реформ, духовный лидер раскольников

9. Кирилл

И. Патриарх в годы Смуты, выступал с призывом к борьбе против интервентов

10. Аввакум

К. Митрополит, перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

14. (7 баллов) Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату, или имя, или термин, необходимые в этом месте текста).

Уже в первые годы  №1  войны Петру I стало ясно, что государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не соответствовал уровню поставленных задач. Пётр провёл  №2  (название) реформу – создание новых административных образований  №3,  объединявших несколько уездов. Прежняя система «приказ – уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) –  №3  –  №4  – уезд». Следующим уровнем бюрократизации управления явилось создание  №5  с постоянным составом его членов; элементами коллегиальности, личной присягой, программой работы на длительный период. Этот орган постепенно стал основным помощником царя в вопросах законодательных и управления. Все сферы государственной жизни управлялись специальными органами под названием  №6.  Даже над церковью был поставлен орган, который назывался  №7.

 

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

 

 

15. (5 баллов) Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату, или имя, или термин, необходимые в этом месте текста).

В своём развитии промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой производства в средние века была  №1.  В стенах этого предприятия постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название  №2.  В 1830-х гг. в России начинается  №3.  Это событие привело к появлению первых  №4.  Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные пережитки. К концу XIX в. ещё не была завершена  №5.  Это усилило противоречие между относительно развитой капиталистической промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством.

 

1.

4.

2.

5.

3.

 

 

16. (8 баллов) Прочтите отрывок из труда Н.М.Карамзина и ответьте на вопросы.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных на службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя соперников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

 

1.        К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

2.        Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

3.        Используя источник и ваше знание истории, объясните почему Борис Годунов, не смотря на все его заслуги, оставил в истории России недобрую память. Приведите не менее трёх объяснений.

 

17. (5 баллов) Назовите основные причины поражения белых в Гражданской войне 1918-1920 гг. Назовите произведения отечественной литературы, в которых осмысливаются эти причины.


 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

 

1-А;    2-В;    3-А;    4-А;    5-Г;    6-Г;    7-Г;    8-Б;    9-Г;    10-Б;    11-А;    12-Б

 

13

1. Д

2. А

3. Б

4. Г

5. В

6. К

7. Е

8. И

9. Ж

10. З

 

14

№1. Северная

№2. административная

№3. губерния

№4. провинция

№5. Сенат

№6. коллегии

№7. Синод

 

15

№1. ремесленная мастерская 

№2. мануфактура

№3. промышленный переворот

№4. фабрика

№5. аграрная революция

 

16

1.

- Конец XVI – начало XVII вв.

- Борис Годунов был избран на царство решением Земского собора. Борис Годунов был первым выборным царём.

2.

- Попытка развивать систему образования в стране «завести школы и даже университеты,… посылал молодых боярских людей обучаться за границу».

- Приглашение иностранных специалистов на службу в Россию.

- На время благоустроил державу, возвысил её во мнении Европы.

3.

- Устранял соперников и врагов.

- Народная молва о причастности Годунова к убийству царевича Дмитрия (Угличская драма) и прекращении правления династии Рюриковичей.

- Народная молва о незаконности царствования Годунова и как следствие бедствия (голод, нищета, смута) появлявшиеся в этот исторический период.

 

 17.

1.

- Политическая слабость белого движения.

- Организационная слабость белого движения.

- Возврат к старым порядкам, насаждаемым белыми, заставил значительную часть населения отказаться от поддержки контрреволюции.

2. М.А. Шолохов – «Тихий Дон», М.М. Булгаков – «Белая гвардия», А.А. Фадеев – «Разгром», И.Э.Бабель – «Конармия» и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

1. Задания №№ 1 – 12 – один балл за каждый правильный ответ.

2. Задание №13 – за каждое правильно установленное соответствие – один балл (максимальное количество баллов – 10)

3. Задания №14, №15 – за каждый правильно заполненный пропуск в тексте – один балл (максимальное количество баллов: №14 – 7, №15 – 5)

4.Задание №16 (максимальное количество баллов – 8):

Первый вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Даны правильные ответы на два ответа.

2

Дан правильный ответ на один вопрос

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

Второй вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены три положения

3

Правильно приведены два положения

2

Правильно приведено одно положение

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

Третий вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены три объяснения

3

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено одно объяснение

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

5. Задание №17 (максимальное количество баллов – 5):

Первый вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно названы три причины 

3

Правильно названы две причины

2

Правильно названа одна причина

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

Второй вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены два и более примера 

2

Правильно приведён один пример

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал включает в себя задания олимпиады по учебной дисциплине "История", проводимой в техникуме в 2012 году, ответы на задания олимпиады, а также критерии оценивания.

Задания олимпиады разделены на части:

1) тестовые задания с выбором ответа (задания №1 – №12);

2) задание на установление соответствия между историческими персоналиями и их деятельностью (задание №13);

3) задания на выявление причинно-следственных связей, характерных для определённой исторической эпохи (задания №14, №15, №17);

4) задание на проверку умения работать с историческим источником (задание №16).

Форма проведения олимпиады – письменная.

Время выполнения заданий олимпиады – до 90 минут.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 827 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1007
    • DOCX 28.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Свинарев Игорь Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Свинарев Игорь Алексеевич
    Свинарев Игорь Алексеевич
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16794
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 81 региона

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 38 регионов

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе