Министерство
образования и науки Калужской области
ГАОУ
СПО «Людиновский индустриальный техникум»
ОЛИМПИАДА
по
дисциплине «История»
2012
г.
Рассмотрено
и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин по
СПО
|
УТВЕРЖДАЮ:
Старший
методист ______ Г.В.Ананьева
|
Протокол
№ ____ от ___________ 20___г.
Председатель
ЦК __________ Е.А.Стёпина
Составил:
И.А.Свинарёв
преподаватель
техникума
|
|
ОЛИМПИАДА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
(Максимально 47 баллов)
1. (1
балл) Вирой называли:
А) штраф за
убийство и нанесение увечий;
Б) превращение
крестьян из свободных в зависимых;
В) работу
зависимых крестьян в хозяйстве феодала;
Г) народное
собрание у древних славян.
2. (1
балл) В Галицко-Волынской земле, в отличие от Новгородской:
А) большую роль
играло вече;
Б) отсутствовали
крупные города;
В) природные
условия благоприятствовали земледелию;
Г) отсутствовало
противоборство между боярами и князьями.
3. (1
балл) Что из названного характеризует развитие русской культуры в XV-XVI вв.?
А) формирование
национальной живописной школы;
Б) начало
строительства каменных храмов;
В) зарождение
летописания;
Г) открытие первых
высших учебных заведений.
4. (1
балл) Ближайшее по времени событие (явление) предшествовавшее венчанию Ивана IV на
царство:
А) правление Елены
Глинской;
Б) взятие Казани
русскими войсками;
В) введение
опричнины;
Г) присоединение
Новгорода к Москве.
5. (1
балл) Социально-экономическое развитие России
в XVII в.
характеризует:
А) преобладание
промышленного производства над сельскохозяйственным;
Б) ослабление
торговых связей между экономическими районами;
В) начало
аграрного переворота;
Г) усиление
хозяйственной специализации районов.
6. (1
балл) Какое из перечисленных ниже понятий относится к развитию русской культуры
в XVIII веке?
А) шатровый стиль;
Б) модерн;
В) парсуна;
Г) барокко.
7. (1
балл) По решению Венского конгресса Россия получила территорию:
А) Восточной
Пруссии;
Б) Литвы и части
Латвии;
В) Правобережной
Украины;
Г) Центральной
части Польши.
8. (1
балл) Общей чертой как революционного, так и либерального народничества
является признак:
А) представление о
том, что русский крестьянин всегда готов бунтовать против помещиков и власти;
Б) представление о
возможности Росси перейти к социализму, минуя капитализм;
В) приверженность
тактике революционного террора;
Г) стремление
опереться на наёмных рабочих.
9. (1
балл) Какая из названных политических партий начала XX века
стала преемницей народнической идеологии?
А) кадеты;
Б) октябристы;
В)
социал-демократы;
Г) эсеры.
10. (1
балл) Прочтите документ и укажите название художественного метода в нём
охарактеризованного:
«Представьте себе,
что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но
он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш
социализм», - вы скажете правду. Но эта правда в самом деле неправда… Правду
может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как
строится, и кто
понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».
А) постмодернизм;
Б) соцреализм;
В)
псевдоклассицизм;
Г) эгофутуризм.
11. (1
балл) В период 1953-1964 гг., в отличие от периода 1945-1953 гг.:
А) больше внимания
уделялось повышению уровня жизни населения;
Б) были распущены
творческие союзы, контролировавшиеся КПСС;
В) антисемитизм
стал составной частью государственной политики;
Г) поощрялась
индивидуальная трудовая деятельность.
12. (1
балл) В 1970-е – первой половине 1980-х гг. могло быть произнесено
высказывание:
А) «Уж если
покупать компьютер, то обязательно с принтером и сканером».
Б) «Возьми
почитать «Раковый корпус» Солженицына, но только на одну ночь – мне самому дали
всего на два дня».
В) «Цены растут
чуть ли не каждую неделю, денег нет на самые необходимые вещи».
Г) « Где вы так
загорели этим летом? – Купил путёвку на две недели в Египет».
13. (10
баллов) Установите соответствие между служителями русской церкви и их
деятельностью. Ответ запишите в таблицу.
1.
Илларион
|
А. Отец
царя Михаила Романова, некоторое время фактически правитель государства
|
2.
Филарет
|
Б.
Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва
|
3. Тихон
|
В.
Первый русский патриарх
|
4. Никон
|
Г.
Инициатор церковных реформ, приведших к расколу
|
5. Иов
|
Д.
Первый митрополит русского происхождения
|
6. Пётр
|
Е. Автор
декларации о признании церковью Советской власти, в годы Великой
Отечественной войны избран патриархом
|
7.
Сергий
|
Ж.
Патриарх Русской Православной церкви в настоящее время
|
8.
Гермоген
|
З.
Противник церковных реформ, духовный лидер раскольников
|
9.
Кирилл
|
И.
Патриарх в годы Смуты, выступал с призывом к борьбе против интервентов
|
10.
Аввакум
|
К. Митрополит,
перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
14. (7
баллов) Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату,
или имя, или термин, необходимые в этом месте текста).
Уже в первые годы
№1 войны Петру I стало
ясно, что государственный механизм управления, главными элементами которого
были приказы и уезды, не соответствовал уровню поставленных задач. Пётр провёл
№2 (название) реформу – создание новых административных образований №3,
объединявших несколько уездов. Прежняя система «приказ – уезд» была удвоена:
«приказ (или канцелярия) – №3 – №4 – уезд». Следующим уровнем
бюрократизации управления явилось создание №5 с постоянным составом
его членов; элементами коллегиальности, личной присягой, программой работы на
длительный период. Этот орган постепенно стал основным помощником царя в
вопросах законодательных и управления. Все сферы государственной жизни
управлялись специальными органами под названием №6. Даже над церковью
был поставлен орган, который назывался №7.
15. (5
баллов)
Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату, или
имя, или термин, необходимые в этом месте текста).
В своём развитии
промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой
производства в средние века была №1. В стенах этого предприятия
постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое
время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает
уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название №2.
В 1830-х гг. в России начинается №3. Это событие привело к появлению
первых №4. Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать
феодальные пережитки. К концу XIX в. ещё не была завершена №5. Это
усилило противоречие между относительно развитой капиталистической
промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством.
16. (8
баллов) Прочтите отрывок из труда Н.М.Карамзина и ответьте на вопросы.
«В усердной любви
к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России,
имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян
языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна
Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов…
Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений
духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18
молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным,
так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому…
он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников,
ремесленников, но и людей чиновных на службу.
Он не был, но
бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя
соперников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил
державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в
бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал
сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли,
наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём
святоубийцею?»
1.
К
какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла
особенность его воцарения?
2.
Каковы,
по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.
3.
Используя
источник и ваше знание истории, объясните почему Борис Годунов, не смотря на
все его заслуги, оставил в истории России недобрую память. Приведите не менее
трёх объяснений.
17. (5
баллов) Назовите основные причины поражения белых в Гражданской войне 1918-1920
гг. Назовите произведения отечественной литературы, в которых осмысливаются эти
причины.
ОТВЕТЫ
НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
1-А; 2-В;
3-А; 4-А; 5-Г; 6-Г; 7-Г; 8-Б;
9-Г; 10-Б; 11-А; 12-Б
13
1. Д
|
2. А
|
3. Б
|
4. Г
|
5. В
|
6. К
|
7. Е
|
8. И
|
9. Ж
|
10. З
|
14
№1. Северная
|
№2. административная
|
№3. губерния
|
№4. провинция
|
№5. Сенат
|
№6. коллегии
|
№7. Синод
|
15
№1. ремесленная
мастерская
|
№2. мануфактура
|
№3. промышленный
переворот
|
№4. фабрика
|
№5. аграрная
революция
|
16
1.
- Конец XVI – начало XVII вв.
- Борис Годунов
был избран на царство решением Земского собора. Борис Годунов был первым
выборным царём.
2.
- Попытка
развивать систему образования в стране «завести школы и даже университеты,…
посылал молодых боярских людей обучаться за границу».
- Приглашение
иностранных специалистов на службу в Россию.
- На время
благоустроил державу, возвысил её во мнении Европы.
3.
- Устранял
соперников и врагов.
- Народная молва о
причастности Годунова к убийству царевича Дмитрия (Угличская драма) и прекращении
правления династии Рюриковичей.
- Народная молва о
незаконности царствования Годунова и как следствие бедствия (голод, нищета,
смута) появлявшиеся в этот исторический период.
17.
1.
- Политическая
слабость белого движения.
- Организационная
слабость белого движения.
- Возврат к старым
порядкам, насаждаемым белыми, заставил значительную часть населения отказаться
от поддержки контрреволюции.
2. М.А. Шолохов –
«Тихий Дон», М.М. Булгаков – «Белая гвардия», А.А. Фадеев – «Разгром»,
И.Э.Бабель – «Конармия» и др.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ
1. Задания №№ 1 –
12 – один балл за каждый правильный ответ.
2. Задание №13 –
за каждое правильно установленное соответствие – один балл (максимальное
количество баллов – 10)
3. Задания №14,
№15 – за каждый правильно заполненный пропуск в тексте – один балл
(максимальное количество баллов: №14 – 7, №15 – 5)
4.Задание №16
(максимальное количество баллов – 8):
Первый вопрос:
Содержание
ответа
|
Баллы
|
Даны
правильные ответы на два ответа.
|
2
|
Дан
правильный ответ на один вопрос
|
1
|
Ответ
неправильный или отсутствует
|
0
|
Второй вопрос:
Содержание
ответа
|
Баллы
|
Правильно
приведены три положения
|
3
|
Правильно
приведены два положения
|
2
|
Правильно
приведено одно положение
|
1
|
Ответ
неправильный или отсутствует
|
0
|
Третий вопрос:
Содержание
ответа
|
Баллы
|
Правильно
приведены три объяснения
|
3
|
Правильно
приведены два объяснения
|
2
|
Правильно
приведено одно объяснение
|
1
|
Ответ неправильный
или отсутствует
|
0
|
5. Задание №17
(максимальное количество баллов – 5):
Первый вопрос:
Содержание
ответа
|
Баллы
|
Правильно
названы три причины
|
3
|
Правильно
названы две причины
|
2
|
Правильно
названа одна причина
|
1
|
Ответ неправильный
или отсутствует
|
0
|
Второй вопрос:
Содержание
ответа
|
Баллы
|
Правильно
приведены два и более примера
|
2
|
Правильно
приведён один пример
|
1
|
Ответ
неправильный или отсутствует
|
0
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.