Олимпиада для учащихся 7-8 классов по
жизни и творчеству Ф.А.Абрамова.
1).Найдите соответствие названия произведения, героя и места
действия.
1. «Куст рукотворный» 1.Елена Аркадьевна 1.Слуда
2. «Деревянные кони» 2.Филиппьевна 2.Ленинград
3. «Потомок Джима» 3.Прокопий Алексеевич Потанин
3.Пижма
4. « В Питер за сарафаном» 4.Василиса Милентьевна 4.Ваймуша
2).По портретной характеристике определите героя произведения,
название.
«Вдруг меня окликнули. Я повернул голову и увидел человека в белой
рубахе с расстегнутым воротом. Он лежал, облокотившись, в траве, под маленьким
кустиком ивы, и смотрел на меня какими-то тусклыми, измученными глазами.
- Не узнаёшь?
Человек поднялся, смущённо оправил помятую рубаху. Бледное, не
тронутое загаром лицо его было страшно изуродовано: нос раздавлен, свёрнут в
сторону, худые, впалые щёки, кое-где поросшие рыжеватой щетиной, стянуты
рубцами».
3).Критик Сахарнов говорил: «У Абрамова болит сердце за добрых, верных
друзей человека…- собак и лошадей, веками служивших нам». Вспомните и напишите
клички животных(лошадей и собак), встречающиеся в произведениях писателя, а
также названия этих произведений.
4).В своих произведениях Ф.Абрамов часто употребляет диалектные слова
или слова, обозначающие реалии крестьянского быта. В указанных предложениях
объясните значение этих слов, заменив их общеупотребительными, дайте их
толкование:
А). «Летом – то много ли в лесу ГУБ?».
Б). «Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми ЖУРАВЛЯМИ».
В). «УЧЁСАЛА, УЧЁСАЛА – больше некуда деться».
Г). «А чтобы не жарко было, рубахи – то с себя снимали, да и жалко
ЛОПОТИНУ – то – не теперешнее время».
Д). «На житьё женихово ПОЗАРИЛСЯ».
5).По описанию географического пространства определите название
произведения Ф.А.Абрамова:
«От Грибова до Шопотков считается пять вёрст. Но кто хоть раз попытался
установить, что такое крестьянская верста!
Впрочем, дорога вначале как дорога – даже радуешься, попадая с
солнцепёка в лесную прохладу.
Внизу – Черемшанка: всплеснёт, взыграет на дресвяных перекатах и снова
нырнёт в густой, непролазный ольшаник. Иногда в отлогом берегу увидишь песчаные
размывы с лунками, с помятой травой вокруг и порыжелыми обломанными ветками –
не иначе как зверь выходил на водопой. Хороша и правая сторона дороги: высокий
сосняк, прошитый белой берёзой, и, куда ни глянь, всюду россыпи голубики –
будто небеса спустились на землю. Но так только вначале. А вот переедешь мокрую
ручьевину, сплошь заросшую собачьей дудкой да кустистым лабазником, и
начинается чёрт знает что: замшелый ельник, сырость, комар разбойничает…»
6). «Эта маленькая глазастая старушонка была самым загадочным, самым
удивительным существом на земле. Всего-всего в ней было напихано, от всех
взято: от взрослого и от ребёнка, от праведницы и от скомороха, от вечной
бродяги-странницы и от вещей, всё понимающей старушки, какую только и можно
встретить в сказках», - написано в одном незавершённом произведении
Ф.А.Абрамова.
О ком ведётся речь? Как называется это произведение? Что вы можете
рассказать об этой героине? Какой известный художник запечатлел её образ на
своём полотне? Как оно называется?
Оценивание олимпиады по жизни и творчеству
Ф.А.Абрамова для 7,8 классов
Максимальный балл - 42
Ответы на вопросы олимпиады по жизни и
творчеству Ф.А.Абрамова
7 –
8 класс.
Задание 1.
1 – 3 – 1,
2 - 4 - 3,
3 – 1 – 2,
4 – 2 – 4.
Оценка: максимальный балл – 8 ( по 1 баллу за правильный ответ).
Задание 2.
«Собачья гордость», Егор Тыркасов.
Оценка: максимальный балл -2.
Задание 3.
Собаки:
Утопыш – «Собачья гордость»,
Дар – «Потомок Джима»,
Пуха – «Безотцовщина»,
Жука – «Деревянные кони»,
лошади:
Рыжуха, Карька, Воронок – «О чём плачут лошади»,
Громобой – «Деревянные кони» и др.
Оценка: максимальный балл – 12 ( по 1 баллу за кличку животного, по 1
баллу за правильное название произведения).
Задание 4.
1) Губы – трубчатые грибы, заготовляемые для засолки.
2) Журавль - деревянное приспособление для подъёма воды из колодца.
3) Учёсала – поспешно ушла.
4) Лопотина – одежда, чаще всего не верхняя.
5) Позарился - смотрел с завистью, желая получить для себя.
Оценка: максимальный
балл – 10 баллов, по 2 балла за толкование слова).
Задание 5.
«Безотцовщина».
Оценка:максимальный балл -2.
Задание 6.
«Чистая книга», Махонька – Марья Дмитриевна
Кривополенова (1843 -1924).
Триптих П.Корина «Александр Невский», первая часть «Северный сказ».
Оценка: максимальный балл – 8 ( за имя героини и название произведения
– по 1 баллу, за имя художника и название картины – по 2 балла, за
дополнительные сведения – 2 балла).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.