Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыОлимпиада по обществознанию (1 курс)

Олимпиада по обществознанию (1 курс)

Скачать материал

Олимпиада по обществознанию

 

I. Выполните тестовые задания.                                                                                   (10 баллов)

 

1. Общество и природу характеризует понятие

 1) материальный мир в целом

3) этап исторического развития

 2) цивилизация

4) развивающаяся система

2.    Выявление и развитие человеком личностных способностей, возможностей, дарований

      составляет основу

 1) самосохранения

3) самореализации

 2) самосознания

4) самопознания

3. Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются:

1)  нравы, обычаи, традиции

2)  долг, нравственный выбор, ответственность

3)  благополучие, карьера, успех

4)  авторитет, престиж, социальный статус

4. Верны ли следующие суждения о познании?

       А. Познание вытекает из базовых потребностей человека.

       Б. Природу познания изучает гносеология.    

1)  верно только  А

3) верны оба суждения

2)  верно только  Б

4) оба суждения неверны

5. К основным критериям социальной стратификации не относится :

1)  уровень образования

3) система ценностей в обществе

2)  размер  доходов

4) доступ к власти

6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

    А) Рыночные отношения создают возможность расширения демократических свобод в обществе.

    Б)  Рынок не заинтересован в поддержании различных форм собственности.

1) верно только  А

3) верны оба суждения

2) верно только  Б

4) оба суждения неверны

7. В рамках проведения Всероссийской ученической конференции «Великий Новгород – Родина России», посвященной 1150-летию его основания, администрация города  вручила отличившимся своими выступлениями московским школьникам памятные сувениры.

    Данный пример иллюстрирует право собственника

1) владеть

3) распоряжаться

2) пользоваться

4) действовать по своему усмотрению

8.   Способы и формы взаимодействия центральных и местных органов государственной       власти отражены в

1) форме правления

3) признаках государства

2) политическом  режиме

4) территориально-государственном устройстве

9.  В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной Думы относится:

1) принятие федеральных законов

3) управление федеральной собственностью

2) разработка федерального бюджета

4) назначение выборов Президента РФ

10. Глобальной проблемой современности является (-ются):

1) освоение космического пространства

3) последствия современной урбанизации

2) угроза изменения человеческого генотипа

4) поиск альтернативных источников энергии

 

II. Задания повышенного уровня сложности.                                                                      (30 баллов)

 

1. После выборов  Вы хотели бы дать несколько советов лидеру демократического государства.  С какими из  перечисленных высказываний Вы должны его ознакомить?                    (8 б.)

1) «Государство – это я» (Людовик XIV);

2) «Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу» (Н. Макиавелли);

3) «Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволено все» (Сенека);

4) «Можно  дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время  весь народ»  (А. Линкольн);

5) «Кажется, что люди называют только тех правителей великими, которые во время правления истребили из них несколько миллионов» (И. А.  Крылов);

6) «Правительство – это рефери. И оно не должно пытаться стать игроком» (Р. Рейган).

7) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

 

2.  Кто или что является лишним в ряду?  Обоснуйте свое мнение.                       (6 баллов)

А) Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Ясперс, У. Ростоу

Ответ_________________________________________________________________________________

Б) Государство, производство, религия, цивилизация

Ответ_________________________________________________________________________________

В) Администрация президента, ассоциация врачей-хирургов, союз экологов, молодежное движение «Наши» 

Ответ_________________________________________________________________________________

 

3. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях и ситуациях.                                                                                                                         (6 баллов)

А. «К четырем «основным стихиям» воды, земли, воздуха и огня итальянские гуманисты добавили новую, пятую… Слова quima essentia (пятая сущность) стали на время синонимом понятия  ________». (Б. Пастернак)

Б. Потерявший  ________  уже не знает, где ее искать, а главное – зачем. (В. Батиевский)  

В. Никто не верит в _______,  за  исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. (И. Лакатос)

Г. ________: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б.Шоу)

Д. «Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел П.И. Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные _______ можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Генерал-прокурор Сената сказал Петру: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без _______? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

 

4.Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы.                      (3 балла)

Гражданин В. арендовал квартиру у гражданина С. Согласно договору аренды квартиры, наниматель обязан был в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причиненный ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина С., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин С. потребовал от гражданина В. возмещения ущерба.

Должен ли гражданин В. нести ответственность за порчу имущества? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ. Назовите нормативно-правовой акт, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

Ответ: ______________________________

 

5. Социологической  службой страны N. был проведен опрос группы граждан и  задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.                                                               (7 баллов)

Выберите из перечня все верные утверждения. Можно ли утверждать на основе анализа диаграммы, что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма? Обоснуйте свой ответ. Дайте определение понятия «политический плюрализм».

 

1) депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства;

2) лидерам политических партий доверяют примерно столько же, сколько депутатам парламента;

3) главе государства опрошенные граждане доверяют больше всех;

4) правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;

5) главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.

 

Обоснование ответа: ________________________________________________________________

 

Политический плюрализм – это_______________________________________________________

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  оценивания  олимпиады по обществознанию

Максимальный балл – 40

 

п/п

Типы заданий

Критерии

Макс. балл

I.

1 – 10

 

Тестовые задания

Базовый уровень

(один верный ответ из четырех предложенных)

За каждое правильно выполненное задание -1балл

10

   II.                           Задания повышенного уровня сложности                                            30

2.1

Анализ высказываний мыслителей и  определение правильных ответов из предложенных

2 балла за каждый верный ответ

8

2.2

Определение лишнего в ряду (3 ряда)

2 балла  - за верное определение «лишнего» с обоснованием  ответа;

1 балл – за верное определение без пояснения

6

2.3

Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний и ситуаций

1 балл за каждый верный ответ

6

2.4

Задание – задача

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ – 1балл;   2) аргумент –1 балл;   3) кодекс –1 балл

0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван кодекс, или ответ неправильный

3

2.5

Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы

1 балл за каждый правильный выбор

2 балла за ответ на вопрос

2 балла за определение понятия

7

6

6

Итого баллов:

40

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олимпиада по обществознанию (1 курс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Олимпиада по обществознанию

 

I. Выполните тестовые задания.                                                                                   (10 баллов)

 

1. Общество и природу характеризует понятие

 1) материальный мир в целом

3) этап исторического развития

 2) цивилизация

4) развивающаяся система

2.    Выявление и развитие человеком личностных способностей, возможностей, дарований

      составляет основу

 1) самосохранения

3) самореализации

 2) самосознания

4) самопознания

3. Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются:

1)  нравы, обычаи, традиции

2)  долг, нравственный выбор, ответственность

3)  благополучие, карьера, успех

4)  авторитет, престиж, социальный статус

4. Верны ли следующие суждения о познании?

       А. Познание вытекает из базовых потребностей человека.

       Б. Природу познания изучает гносеология.    

1)  верно только  А

3) верны оба суждения

2)  верно только  Б

4) оба суждения неверны

5. К основным критериям социальной стратификации не относится :

1)  уровень образования

3) система ценностей в обществе

2)  размер  доходов

4) доступ к власти

6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

    А) Рыночные отношения создают возможность расширения демократических свобод в обществе.

    Б)  Рынок не заинтересован в поддержании различных форм собственности.

1) верно только  А

3) верны оба суждения

2) верно только  Б

4) оба суждения неверны

7. В рамках проведения Всероссийской ученической конференции «Великий Новгород – Родина России», посвященной 1150-летию его основания, администрация города  вручила отличившимся своими выступлениями московским школьникам памятные сувениры.

    Данный пример иллюстрирует право собственника

1) владеть

3) распоряжаться

2) пользоваться

4) действовать по своему усмотрению

8.   Способы и формы взаимодействия центральных и местных органов государственной       власти отражены в

1) форме правления

3) признаках государства

2) политическом  режиме

4) территориально-государственном устройстве

9.  В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной Думы относится:

1) принятие федеральных законов

3) управление федеральной собственностью

2) разработка федерального бюджета

4) назначение выборов Президента РФ

10. Глобальной проблемой современности является (-ются):

1) освоение космического пространства

3) последствия современной урбанизации

2) угроза изменения человеческого генотипа

4) поиск альтернативных источников энергии

 

II. Задания повышенного уровня сложности.                                                                      (30 баллов)

 

1. После выборов  Вы хотели бы дать несколько советов лидеру демократического государства.  С какими из  перечисленных высказываний Вы должны его ознакомить?                    (8 б.)

1) «Государство – это я» (Людовик XIV);

2) «Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу» (Н. Макиавелли);

3) «Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволено все» (Сенека);

4) «Можно  дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время  весь народ»  (А. Линкольн);

5) «Кажется, что люди называют только тех правителей великими, которые во время правления истребили из них несколько миллионов» (И. А.  Крылов);

6) «Правительство – это рефери. И оно не должно пытаться стать игроком» (Р. Рейган).

7) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

 

2.  Кто или что является лишним в ряду?  Обоснуйте свое мнение.                       (6 баллов)

А) Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Ясперс, У. Ростоу

Ответ_________________________________________________________________________________

Б) Государство, производство, религия, цивилизация

Ответ_________________________________________________________________________________

В) Администрация президента, ассоциация врачей-хирургов, союз экологов, молодежное движение «Наши» 

Ответ_________________________________________________________________________________

 

3. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях и ситуациях.                                                                                                                         (6 баллов)

А. «К четырем «основным стихиям» воды, земли, воздуха и огня итальянские гуманисты добавили новую, пятую… Слова quimaessentia (пятая сущность) стали на время синонимом понятия  ________». (Б. Пастернак)

Б. Потерявший  ________  уже не знает, где ее искать, а главное – зачем. (В. Батиевский)  

В. Никто не верит в _______,  за  исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. (И. Лакатос)

Г. ________: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б.Шоу)

Д. «Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел П.И. Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные _______ можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Генерал-прокурор Сената сказал Петру: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без _______? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

 

4.Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы.                      (3 балла)

Гражданин В. арендовал квартиру у гражданина С. Согласно договору аренды квартиры, наниматель обязан был в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причиненный ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина С., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин С. потребовал от гражданина В. возмещения ущерба.

Должен ли гражданин В. нести ответственность за порчу имущества? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ. Назовите нормативно-правовой акт, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

Ответ: ______________________________

 

5. Социологической  службой страны N. был проведен опрос группы граждан и  задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.                                                               (7 баллов)

Выберите из перечня все верные утверждения. Можно ли утверждать на основе анализа диаграммы, что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма? Обоснуйте свой ответ. Дайте определение понятия «политический плюрализм».

 

 

1) депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства;

2) лидерам политических партий доверяют примерно столько же, сколько депутатам парламента;

3) главе государства опрошенные граждане доверяют больше всех;

4) правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;

5) главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.

 

Обоснование ответа: ________________________________________________________________

 

Политический плюрализм – это_______________________________________________________

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  оценивания  олимпиады по обществознанию

Максимальный балл – 40

 

п/п

Типы заданий

Критерии

Макс. балл

I.

1 – 10

 

Тестовые задания

Базовый уровень

(один верный ответ из четырех предложенных)

За каждое правильно выполненное задание -1балл

10

   II.                           Задания повышенного уровня сложности                                            30

2.1

Анализ высказываний мыслителей и  определение правильных ответов из предложенных

2 балла за каждый верный ответ

8

2.2

Определение лишнего в ряду (3 ряда)

2 балла  - за верное определение «лишнего» с обоснованием  ответа;

1 балл – за верное определение без пояснения

6

2.3

Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний и ситуаций

1 балл за каждый верный ответ

6

2.4

Задание – задача

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ – 1балл;   2) аргумент –1 балл;   3) кодекс –1 балл

0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван кодекс, или ответ неправильный

3

2.5

Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы

1 балл за каждый правильный выбор

2 балла за ответ на вопрос

2 балла за определение понятия

7

6

6

Итого баллов:

40

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11119
  • 200
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 864
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 772
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шишкина Марина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шишкина Марина Петровна
    Шишкина Марина Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10753
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе