Инфоурок Другое Другие методич. материалыОлигофренопедагогика. Деятельность Кащенко

Олигофренопедагогика. Деятельность Кащенко

Скачать материал

Введение

 

Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) еще в 20-х годах прошлого века заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.

В. П. Кащенко один из основоположников  отечественной дефектологии. В 1909 году он основал в Москве, в арендуемом доме, санаторий-школу для умственно отсталых  детей. Это оригинальное детское учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции. Такое учреждение не имело себе равных ни в России ни за ее пределами.  В нем  учились дети с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии. В своей практической и научной работе Кащенко уделял особое внимание методической стороне учебно-воспитательного процесса. Он подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется  возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. А предъявляя непосильные требования, школа рискует переутомлять воспитанников, оставляя при этом не затронутыми или слабо развитыми те или иные способности и склонности учащихся, которые совершенно нежелательно развивать.  В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.

В основу такого изучения были положены достижения современной психологии и физиологии. Огромная ответственность в таком исследовании ложится и на врача, и на педагога. От их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.

Кащенко всегда настаивал на том, что нужно помнить о потребности ребенка в радости, а, следовательно, его пребывание в школе необходимо сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. При этом не должно было происходить отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности.  В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей.  В воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко  исключительное значение отводится развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям.

Кащенко предостерегал от крайности: одно дело — безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое — исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике.  Он  подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественным задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания  и обучения».

В.П. Кащенко внес  весомый вклад в развитие коррекционной педагогики, его медико-педагогические методы и приемы работы с детьми с отклонениями и на сегодняшний день являются актуальными.

Цель контрольной работы: рассмотреть медико-педагогический опыт работы В.П. Кащенко с детьми с отклонениями.

Задачи:

1. Рассмотреть деятельность В.П. Кащенко в области специальной педагогики;

2. Дать характеристику медико-педагогическим методам  коррекции В.П. Кащенко.

3. Оценить роль деятельности В.П. Кащенко в развитии отечественной системы специального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деятельность В.П. Кащенко в области специальной педагогики

 

Кащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Н. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. С. Корсакова; зани­мался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Пер­вые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых «пси­хологических профилей». Впоследствии Кащенко, исходя из положе­ния о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили[1].

 

По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Москов­ское общество экспериментальной психологии.

 

В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследователь­ской и педагогической работой профессоров А Н, Нечаева и Л.Ф. Лазурского. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петро­вича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководив­шим в Петербурге хорошо организованной невропатологической кли­никой.

 

Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и ле­чебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с луч­шими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам.

 

По возвращении из-за границы Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходя­щий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного кол­лектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей.

 

Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в се­бе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим за­дачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.

 

Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стра­не, так и за рубежам. В основном дело сводилось к отдельным попыт­кам создания специальных вспомогательных классов и вспомогатель­ных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обес­печению призрении и воспитания ненормальных детей. Царское пра­вительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно.

 

С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефектив­ных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде Отечественных психиатров. Свою тему он связал с соци­альными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к со­бравшимся. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естество­испытателей и врачей (1910 г.): объединить усилия медицины, педа­гогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; С таким же призывом он обращался и на других представительных собраниях, развивал эту идею в газетных статьях.

 

В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредствен­ного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении.

 

В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый ак­цент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивал, что не ребенок должен приспособляться к системе вос­питания и программе обучения, но последние должны быть приноров­лены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется к тому возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В против­ном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те гили иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе не желательным. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.

 

В основу такого изучения были положены достижения современ­ных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых.

 

Большая ответственность в таком совместном исследовании ло­жится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств  и  мер,  ясность  в представлении  прогнозируемого  будущего.

 

Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих про­фессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни сана­тория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Пет­рович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышен­ные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым.

 

Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практиче­ской деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовы­вая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь при­борами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности.

 

В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя но­вые сферы для приложения своих творческих сил.

 

На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Все­волода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента тре­бовала своенравия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изо­бретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры.

 

Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, прояв­ление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося про­рабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.

 

Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанни­ков, а также для еще большего расширения и распространения проя­вившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на дру­гие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика за­имствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопо­ставления.

 

Значительное место в жизни школы-санатория отводилось мо­рально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной вели, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и за­калке своего характера.

 

Важной особенностью санатория-школы явился семейный харак­тер обстановки. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рас­сматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно са­наторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому распределению, ритм его не нарушался. Ни тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные откло­нения.

 

В безусловности, категоричности требований для всех, как изве­стно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешнепринудительную силу, и в са­натории-школе старались любые требования сделать понятными и ес­тественными для каждого.

 

В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравст­венного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые,  самые важные  основы  нравственного  воспитания.

 

Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, разиивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед труд­ностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интере­сах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, раз­вития потребности выражать чувства и слове.

 

Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения.

 

То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведе­нием, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень (хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуля­ций). В затхлой атмосфере царского самодержавия, в смутные годы реакции после поражения  первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сто­рона предприятия была не прибыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что, Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии[2].

 

В 1909 году он при­нимал участие в совещании врачей и учителей в Московской город­ской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомо­гательного училища. Он выступал также:

 

—   на психиатрическом съезде в Петербурге с докладом «Меди­ко-педагогический уход за умственно отсталыми детьми» (1909);

 

—   на XII съезде естествоиспытателей с докладом «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально-отсталых детей» (1909);

 

—    на III съезде отечественных психиатров (1910) и т. д Принимал участие в работе различных комитетов и педагогичес­ких кружков.

 

В 1918 году санаторий-школа был передан Кащенко в систему Наркомпроса. Она была превращена в Дом изучения ребенка На базе медико-педагогической консультации развивалась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии.

 

В 1920 году прошел I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. В этом же году Кащенко создал Педагоги­ческий институт детской дефективности, с 1924 года вошедший на правах дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет (ныне МГПУ)

 

Одновременно с этим вузом в Пегрофаде возник Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный про­фессором А. С. Грибоедовым.

 

Институт, возглавляемый проф. В. П. Кащенко, имел следующие отделения:

 

—   интеллектуальной дефективности;

 

—   работы с трудновоспитуемыми детьми;

 

—   сурдопедагогики;

 

—   тифлопедагогики;

 

—   социально-правовой охраны ребенка.

 

Оба института положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов[3].

 

3. Характеристика медико-педагогических методов коррекции по В.П. Кащенко

 

В.П. Кащенко в своей деятельности обращал особое внимание на 2 аспекта:

 

1. Формирование характера и его недостатков.

 

Многие психологи, педагоги, общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению большинства лиц, внимательно из­учавших маленьких детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для образования твердого характера. И если ро­дители в это время смотрят на свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой харак­тер, свою личность[4].

 

Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Родители часто упускают из виду это существенное обстоятельство в поведении исключительного по характеру ребенка: одни — по незнанию и своей неопытности в деле воспитания, другие — в силу родительского пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, на­конец, третья категория родителей создает в ребенке труд­ный характер вследствие глубокого безразличия к форми­рованию его личности.                                                              

 

По мнению Кащенко, исправление характера достигается всеми мера­ми, которые делают поведение ребенка нормальным и вы­правляют его в социальном отношении. Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В большинстве случаев требуется воздей­ствие на таких детей при помощи двух или более из упо­мянутых мероприятий. В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видов корректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах и приемах пе­дагогического лечения и психонервного лечения  (психотерапии).

 

2. Объединение усилий врача и педагога.

 

Лечебно-педа­гогическое воздействие на детей с недостатками характе­ра возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тес­но сливается с педагогикой, а с другой — когда психонерв­ные отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком проник­новении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога. Одно лечение так же, как и одно воспи­тание, будет безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельности педагога и врача обеспечива­ет особенно большие достижения, если они оба имеют спе­циальную подготовку: врач — в педагогических дисципли­нах и лечебной педагогике, педагог же — в психоневроло­гии детского возраста и также в лечебной педагогике. В хо­рошо организованных медико-педагогических учреждениях этот синтез медицины и педагогики именно так осуществ­ляется на деле.

 

Кащенко классифицирует методы коррекции на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

 

Каждый из лечебно-педагогических мето­дов является в известной мере и педагогическим, и пси­хотерапевтическим.

 

Педагогические методы, в свою очередь, подразделяют­ся на следующие разделы.

 

I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, каса­ющиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.

 

1.  Коррекция активно-волевых дефектов.

 

2.  Коррекция страхов.

 

3.  Метод игнорирования.

 

4.  Метод культуры здорового смеха.

 

5.  Действий при сильном возбуждении ребенка.

 

6.  Коррекция рассеянности.

 

7.  Коррекция застенчивости.

 

8.  Коррекция навязчивых мыслей и действий.

 

9.  Метод профессора П. Г. Вельского.

 

10.  Коррекция бродяжничества.

 

11.  Самокоррекция.

 

II.  Специально   или   частнопедагогические методы,   которые   направлены   на   коррекцию   тех   или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.

 

1.  Коррекция тиков.

 

2.  Коррекция детской скороспелости.

 

3.  Коррекция истерического характера.

 

4.  Коррекция недостатков поведения единственных де­тей.

 

5.  Коррекция нервного характера.

 

6.  Прием борьбы с ненормальным чтением.

 

III.  Метод коррекции через труд.

 

IV. Метод коррекции путем рациональ­ной  организации  детского   коллектива.

 

Психотерапевтические методы распределяются по следующим основным видам:

 

I. Внушение и самовнушение.

 

II. Гипноз.

 

III. Метод убеждения.

 

IV. Психоанализ.

 

Излагаемые В.П. Кащенко медико-педагогические методы и приемы и в настоящее время используются в практике коррекционной педагогики. Его основные труды: «Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обу­чение».— М., 1910, «Воспитание-обучение  трудных   детей:   Из   опыта   сана­тория-школы». — М., 1913, «Нервность и дефективность в дошкольном  и школьном возрасте». — М., 1919, «Педология   в   педагогической   практике. — М.,    1926, «Исключительные  дети:   Их  изучение   и   воспитание». — М., 1929, являются актуальными и в настоящее время.

 

Выводы

 

В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда ника­кая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педколлектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные спо­собности и они постепенно научились бы пользоваться своими зна­ниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость и находя новые сферы для приложения своих творческих сил.

 

В школе Кащенко не путем логического метода, не путем пассив­ного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который пре­одолевался самим ребенком путем приложения личной силы.

 

Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей».

 

Были заложены новые методологические основы преподавания учебных предметов. Кащенко ставил вопрос о психосоциальной гиги­ене детского возраста. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной транс­формации в ребенке. Наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здо­рового ребенка. В детской исключительности Кащенко винил не столько биологи­ческой начало, сколько социальное, причем дефективное социальное.

 

Педагог-дефектолог должен иметь достаточные знания, чтобы ра­зобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах дет­ской, Исключительности, и в то же время владеть навыками воспитатель­ной работу с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.

 

Санаторий-школа В. П. Кащенко был исходной базой формиро­вания государственно организованной дефектологии как самостоятель­ного психолого-педагогического направления в отечественной науке. Эта школа явилась прообразом Института человека. А изданная при участии Кащенко в 1912 году книга «Дефективные дети и школа» была первым русским учебником, положившим начало такой литературе в нашей стране.

 

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к концу XX века ожидалось, что 14% детей в мире будут страдать серьез­ными психическими заболеваниями. Чтобы не сбылся этот печальный прогноз, требовались усилия не только ученых и родителей, но и об­щества в целом. По этой причине в 1992 году и проводилась в Москве международная конференция «Особый ребенок и его окружение: ме­дицинские, психологические и социальные аспекты». Участники кон­ференции предложили принять Закон о защите прав ребенка, который бы оградил детей от психологического, физического и сексуального насилия, в том числе в собственных семьях.

 

К сожалению, общество взялось за эту проблему слишком поздно, и (как подтверждает статистика, приведенная во Введении) наша стра­на, как и 80 лет назад, вынуждена заниматься нейтрализацией безнад­зорности, беспризорности и экстремизма подростков — несовершен­нолетних с больной психикой.

 

Список использованных источников

 

1.     Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М., 1996.

 

2.     Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999

 

3.     Дети с временными задержками в развитии / под ред. Т.А. Власовой и др. М.: Педагогика, 1991.

 

4.     Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. М., 1996.

 

5.     Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992.

 

6.     Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1995.

 

7.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М, 2000.

 

8.     Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р н/Д: Феникс, 2002

 

9.     Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002

 

10.   Психокоррекционная работа с детьми. М.: Академия, 1999

 

11.    Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. М.: Владос, 2001

 

12.     Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. - М., 1995.

 

 

[1] Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002

 

[2] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992.

[1] Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия,

[3] Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002

 

[4] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олигофренопедагогика. Деятельность Кащенко"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ВведениеВыдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) еще в 20-х годах прошлого века заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.В. П. Кащенко один из основоположников отечественной дефектологии. В 1909 году он основал в Москве, в арендуемом доме, санаторий-школу для умственно отсталых детей. Это оригинальное детское учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции. Такое учреждение не имело себе равных ни в России ни за ее пределами. В нем учились дети с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии. В своей практической и научной работе Кащенко уделял особое внимание методической стороне учебно-воспитательного процесса. Он подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. А предъявляя непосильные требования, школа рискует переутомлять воспитанников, оставляя при этом не затронутыми или слабо развитыми те или иные способности и склонности учащихся, которые совершенно нежелательно развивать. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.В основу такого изучения были положены достижения современной психологии и физиологии. Огромная ответственность в таком исследовании ложится и на врача, и на педагога. От их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.Кащенко всегда настаивал на том, что нужно помнить о потребности ребенка в радости, а, следовательно, его пребывание в школе необходимо сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. При этом не должно было происходить отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности. В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. В воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко исключительное значение отводится развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям.Кащенко предостерегал от крайности: одно дело — безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое — исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественным задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения».В.П. Кащенко внес весомый вклад в развитие коррекционной педагогики, его медико-педагогические методы и приемы работы с детьми с отклонениями и на сегодняшний день являются актуальными.Цель контрольной работы: рассмотреть медико-педагогический опыт работы В.П. Кащенко с детьми с отклонениями.Задачи:1. Рассмотреть деятельность В.П. Кащенко в области специальной педагогики;2. Дать характеристику медико-педагогическим методам коррекции В.П. Кащенко.3. Оценить роль деятельности В.П. Кащенко в развитии отечественной системы специального образования.1. Деятельность В.П. Кащенко в области специальной педагогикиКащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Н. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. С. Корсакова; зани мался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Пер вые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых «пси хологических профилей». Впоследствии Кащенко, исходя из положе ния о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили[1].По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Москов ское общество экспериментальной психологии.В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследователь ской и педагогической работой профессоров А Н, Нечаева и Л.Ф. Лазурского. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петро вича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководив шим в Петербурге хорошо организованной невропатологической кли никой.Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и ле чебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с луч шими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам.По возвращении из-за границы Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходя щий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного кол лектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей.Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в се бе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим за дачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стра не, так и за рубежам. В основном дело сводилось к отдельным попыт кам создания специальных вспомогательных классов и вспомогатель ных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обес печению призрении и воспитания ненормальных детей. Царское пра вительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно.С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефектив ных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде Отечественных психиатров. Свою тему он связал с соци альными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к со бравшимся. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естество испытателей и врачей (1910 г.): объединить усилия медицины, педа гогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; С таким же призывом он обращался и на других представительных собраниях, развивал эту идею в газетных статьях.В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредствен ного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении.В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый ак цент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивал, что не ребенок должен приспособляться к системе вос питания и программе обучения, но последние должны быть приноров лены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется к тому возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В против ном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те гили иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе не желательным. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.В основу такого изучения были положены достижения современ ных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых.Большая ответственность в таком совместном исследовании ло жится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих про фессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни сана тория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Пет рович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышен ные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым.Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практиче ской деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовы вая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь при борами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности.В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя но вые сферы для приложения своих творческих сил.На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Все волода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента тре бовала своенравия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изо бретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры.Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, прояв ление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося про рабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанни ков, а также для еще большего расширения и распространения проя вившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на дру гие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика за имствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопо ставления.Значительное место в жизни школы-санатория отводилось мо рально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной вели, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и за калке своего характера.Важной особенностью санатория-школы явился семейный харак тер обстановки. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рас сматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно са наторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому распределению, ритм его не нарушался. Ни тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные откло нения.В безусловности, категоричности требований для всех, как изве стно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешнепринудительную силу, и в са натории-школе старались любые требования сделать понятными и ес тественными для каждого.В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравст венного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания.Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, разиивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед труд ностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интере сах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, раз вития потребности выражать чувства и слове.Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения.То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведе нием, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень (хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуля ций). В затхлой атмосфере царского самодержавия, в смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сто рона предприятия была не прибыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что, Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии[2].В 1909 году он при нимал участие в совещании врачей и учителей в Московской город ской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомо гательного училища. Он выступал также:— на психиатрическом съезде в Петербурге с докладом «Меди ко-педагогический уход за умственно отсталыми детьми» (1909);— на XII съезде естествоиспытателей с докладом «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально-отсталых детей» (1909);— на III съезде отечественных психиатров (1910) и т. д Принимал участие в работе различных комитетов и педагогичес ких кружков.В 1918 году санаторий-школа был передан Кащенко в систему Наркомпроса. Она была превращена в Дом изучения ребенка На базе медико-педагогической консультации развивалась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии.В 1920 году прошел I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. В этом же году Кащенко создал Педагоги ческий институт детской дефективности, с 1924 года вошедший на правах дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет (ныне МГПУ)Одновременно с этим вузом в Пегрофаде возник Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный про фессором А. С. Грибоедовым.Институт, возглавляемый проф. В. П. Кащенко, имел следующие отделения:— интеллектуальной дефективности;— работы с трудновоспитуемыми детьми;— сурдопедагогики;— тифлопедагогики;— социально-правовой охраны ребенка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 274 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 3355
    • DOCX 33.8 кбайт
    • 38 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анкина Наталья Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анкина Наталья Игоревна
    Анкина Наталья Игоревна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 112457
    • Всего материалов: 261

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 128 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции