ТЕМА УРОКА: «Живая и неживая природа».
ЦЕЛЬ УРОКА: -
познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за
явлениями живой
и не живой природы;
- развивать
умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать
бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки-названия, плакаты, рисунки (не живая природа, растения
весной, животные
весной).
ХОД
УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИЯ.
Сегодня я приглашаю
вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажете
сами:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит к нам пришла……..
Если снег везде
растаял,
И трава в лесу
видна,
И поет пичужек
стая,-
Значит к нам
пришла………..
-
Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна
– это прекрасное время года! Это пробуждение!
Сегодня
мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
- ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Для
начала, перечислите названия весенних месяцев по порядку.
Послушайте
загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь.
Дует теплый южный
ветер,
Солнышко все ярче
светит,
Снег худеет,
мякнет, тает,
Грач горластый
прилетает
Что за месяц? Кто
узнает? (МАРТ).
Яростно
река ревет,
И
разламывает лед.
В
домик свой скворец вернулся,
А
в лесу медведь проснулся.
В
небе жаворонка трель
Кто
же к нам пришел? (АПРЕЛЬ).
Зеленеет
даль долей
Запевает
соловей
В
белый цвет оделся сад,
Пчелы
первые летят.
Гром
грохочет. Угадай,
Что
за месяц это? (МАЙ).
Посмотрите
кругом, что изменилось с приходом весны в неживой природе? А подсказки вы
найдете на доске и по своим личным наблюдениям.
Давайте
поговорим о солнце. Какое оно?
(Светит
ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; выше поднимается над
горизонтом; дни становятся длиннее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все
весенние месяцы? (НЕТ).
- Какой весенний месяц самый холодный? (МАРТ)
- А самый теплый? (МАЙ).
- Почему?
(В мае солнце
находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).
На доске появляются карточки: Солнце выше, чем зимой
Дни стали длиннее
- Ребята, а какое небо весной?
(Голубое,
высокое, по нему плывут белые легкие облака).
На
доске появляются карточки: Небо
высокое, голубое
Облака белые, легкие.
- А какие осадки выпадают весной?
(В марте – снег, в
апреле – снег и дождь, в мае – дождь).
- Бывают ли весной грозы? Когда?
(Вспомнить
стихотворение Тютчева).
На доске
появляются карточки: осадки
– снег, дождь; первая гроза.
- Что происходит с почвой, со снегом?
(Весной почва оттаивает. В ней
накапливается много влаги от тающего снега.
Постепенно почва на поверхности
подсыхает, а в глубине остается влажность).
Поскольку становится все теплее
снег тает, в марте появляются первые проталины,
в апреле их становится все больше
и больше, в мае весь снег растает.
На доске
появляются карточки: оттаивание
почвы,
таяние снега, льда.
- Ребята,
внимательно посмотрите на картины и скажите, о каких изменениях в неживой
природе мы с
вами не сказали?
(В
мае когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда происходит
разлив реки, который называется – ПОЛОВОДЬЕМ. Вода затапливает луга, леса и
поля, расположенные вдоль реки.
В
конце апреля на реках начинается ЛЕДОХОД; лед раскалывается, льдины плывут по
реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.
На доске появляются
карточки: половодье,
ледоход.
Следует помнить,
что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться, очень
опасны шалости на реке во время ледохода. Будьте осторожны!
- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 86 – 87)
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
- ИЗМЕНЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ,
- Пришло время поговорить о том, какие
изменения происходят в живой природе с приходом весны?
- Что мы относим к живой природе?
(растения, животные,
птицы, звери и т.д.).
- Изменились ли деревья и кустарники с
приходом весны?
(на лиственных
деревьях и кустарниках набухают почки, появляются цветы, затем появляются
листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои).
На доске
появляются карточки: набухание
почек, цветение растений,
появление листьев.
- А что происходит с травянистыми растениями?
(Землю покрывает молодая травка,
многие растения начинают цвести).
-А знаете ли вы травянистые растения, которые
зацветают самыми первыми? Назовите?
- Обычно раннецветущие травянистые растения
называют подснежниками? Почему?
Как только растает снег, они начинают
цвести. (Книга первоцветов).
Девочки приготовили небольшие сообщения о
травянистых растениях:
Медуница – Оля
Мать и мачеха – Алина
Хохлатка – Марьям.
- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 88 – 89)
ВЫВОД: Подснежники получают питание из своих
утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы
питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время не
достаточно. Тепла им требуется немного.
- Весна вносит изменения и в жизнь животных.
- Давайте поговорим о том, как меняется жизнь
птиц с приходом весны?
(Возвращаются в родные края
перелетные птицы. Они строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят
птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в
жизни птиц?
(Стало больше корма. Многие птицы
питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
Летают
бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары. Над землей с гудение
летают шмели. Возле цветущей ивы жужжат пчелы. Оживает муравейник.
Бабочек,
многих жуков и насекомых нужно охранять потому, что они украшают природу.
Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое
существо от наших рук не погибло зря!
На доске
появляются карточки: возвращение
перелетных птиц,
Появление насекомых.
- Каждая перелетная птица возвращается в
родные края в определенное время.
Отгадайте загадки и скажите, в
какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.
Всех перелетных птиц черней
Чистит он пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птицу – ГРАЧ.
МАРТ – время прилета грачей в родные края.
Он прилетает каждый
год
Туда, где домик его
ждет.
Чужие песни петь
умеет,
А все же голос свой
имеет – СКВОРЕЦ.
Конец марта – время прилета скворцов.
Свое
гнездо он в поле вьет,
Где
тянутся растения.
Его
и песни и полет
Вошли
в стихотворение! – ЖАВОРОНОК.
Начало апреля – время прилета жаворонков.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец
Дни и ночи на пролет он поет – СОЛОВЕЙ.
Соловьи прилетают в середине мая.
Прилетает
к нам с теплом
Путь
проделав длинный
Лепит
домик под окном
Из
травы и глины – ЛАСТОЧКА.
Время прилета в родные края – май.
- Ребята, а вы знаете как звери встречают
весну? Какие изменения происходят в жизни зверей?
(просыпаются от зимнего сна
медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют).
УЧИТЕЛЬ: Весной
происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю
зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают
разыскивать корм:
- ЕЖ ищет насекомых.
- МЕДВЕДЬ – в основном растения и
насекомых, но иногда охотится на крупных животных (лосей, оленей).
- ЛЕТУЧИЕ МЫШИ – просыпаются позже. Они
питаются насекомыми, которых ловят в воздухе.
Весной звери линяют. Свою теплую шубу они
меняют на легкую, летнюю.
У большинства зверей весной рождаются
детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве.
На доске
появляются карточки: изменение
в жизни зверей.
- Что вы можете сделать для охраны животных
и птиц?
Не тревожить и не
беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда
птенцы погибнут.
Не разорять гнезда. Не прикасаться
к яйцам и птенцам в гнездах птиц.
ВЫВОД: Изменение в неживой
природе вызывают изменения в живой
природе.
Мне бы хотелось призвать вас
«БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
«ПУСТЬ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ ВСЕГДА БУДЕТ
ПРЕКРАСНОЙ И ЦВЕТУЩЕЙ!»
На фоне музыки чтение стихотворения.
Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко
весной
Лучи
рассыплет над полями –
Уже
ручей звенит струной!
Уже
гроза гремит громами!
А
там лесные соловьи
Опять
засвищут до восхода!
Ты
слышишь: дарит нам природа
Напевы
лучшие свои.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.