Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».

окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».



ФИО автора работы – Прохорова Галина Семёновна

Должность - учитель начальных классов

Место работы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Асбестовского городского округа

Название работы – методическая разработка урока

Предметная область – окружающий мир 4 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые».

Задачи: Проверить знания понятий о горных породах и полезных ископаемых.

Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.

Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр.



Аннотация

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.





Конспект урока окружающего мира в 4-м классе



по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых

  1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.

- Ископаемые называют полезными, так как…

- Скопление полезных ископаемых в земле называют…

- Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют…

Проверка

Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.

2. Вступление:

Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.

- Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

Слайд 3.(Цели).

-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»

Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.

-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.

1 к.

-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.

(гранит)

-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)

2 к.

-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).

-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)

3 к.

-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)

-Что означает знак hello_html_m107472b4.png? (газ)

Слайд 4.(Кроссворд).

2)-Прочитайте полученные слова.

-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?

Назовите жидкие полезные ископаемые.

-А газ? Какое это полезное ископаемое?

Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Проверим ваши ответы.

Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).

-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)

-Кто такие геологи?

Итог: «Геологи - это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»

-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?

Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).

-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.

3). Работа по карте «Физическая карта России»

-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .

Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ

Слайд 7.

-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.

-Ртуть - один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .

-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?

-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.

-Вот какие прогнозы дают учёные.

Слайд 8.

Иссякнут запасы:

- золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году

-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?

6) Творческая работа.

Слайд 9.

-Для каждой команды дана проблема.

1к.

Если на земле исчезнет нефть, то…

2к.

Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…

3 к.

Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…

-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?

Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?

- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)

VI. Итог урока.

5. Итог урока.

- Подведём итог нашей работы:

Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?

-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.

(Заслушиваются сообщения).

Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.

6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого оформить в виде презентации.









Литература

Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993

Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009

Интернет - ресурсы

6


  • Начальные классы
Описание:
Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.
Скачать материал
Автор Прохорова Галина Семёновна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2682
Номер материала 19274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы