Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОкружающий мир. Жизнь лесных зверей в лесу.

Окружающий мир. Жизнь лесных зверей в лесу.

Скачать материал

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

                                     

Цель:  Познакомить учащихся с  особенностями жизни зверей зимой.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

 Тип занятия: занятие  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная  с элементами  работы  в  парах

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для групповой и парной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

                                                   Ход урока:

-Возьмёмся за руки, друзья, отправим друг другу положительные эмоции:

До меня сигнал дошёл,

Начинаем разговор!

-Прочитайте девиз нашего урока:

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого». Как вы понимаете эти слова и как их соотнести с нашим занятием?

-Ребята, вы хотели бы найти клад? 

-А что это такое?

-Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. 

- Что это?

-Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь!

 

-Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, о каком времени года в нём говорится?

-Всё кругом бело – синее,

Всё в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней.

(Мы будем говорить о зиме)

- Назовите признаки зимы.

(Зима - самое холодное время года. Солнце светит, но не греет.

Небо пасмурное, хмурое. Дни короткие, ночи длинные. Замерзает почва и водоёмы. Земля покрывается  снежным покровом).

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся  путешествовать по зимнему лесу.

- Как вы думаете, кого мы можем встретить в зимнем лесу?

КРОССВОРД

 

- Что общего у этих животных?

(тело покрыто шерстью, четыре лапы (ноги), туловище, голова, уши, хвост, острые зубы)

 

- Как назвать одним словом этих животных?

( Звери)

 

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

 - О жизни лесных зверей в лесу зимой.

 

- Пришла зима. Завалила лес огромными сугробами. Глубок снег, спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки.  Только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса.

- Как вы думаете, как живётся зимой лесным зверям?

(Тяжело зверям зимой. Стало холодно, морозно. Снег покрыл землю ковром, прикрыл траву, плоды, семена, закрыл корм, который остался с осени.)

СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

1.Трав копытами касаясь, 

 Ходит по лесу красавец. 

Ходит смело и легко, 

Рога раскинув широко. (Лось.)

 

Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Запасов на зиму лось не делает. А такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лёжка лося-это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела.  При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда снег глубокий, ходить им тяжело. Зимой лоси собираются в группу и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом  может убить волка.

 

2.Рыжая красавица

   В лесу гуляет,

  Следы хвостом заметает.

    (Лиса.)

 

 По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается.

Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Вот с едой зимой плохо. Ведь лиса тоже запасов на зиму не делает. А в это время нет уже лягушек и птенцов, попрятались в норы мыши и полевки. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег. Тщательно обнюхивает снег, норки мышей отыскивает. Под снегом их не видно, но её чуткие ушки услышат, где под снегом мышка прошуршала. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Но не всегда может раскопать норку мышки под снегом или поймать зайца, поэтому, как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

-Ребята, а лиса  какая?

 

-А можно ли лису встретить в нашей местности? 

 

 

3Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

 (Заяц).

                                                     

 

Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу.        

 - А почему заяц может спрятаться на снегу?

А в сильные морозы и бураны он забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. Запасов на зиму заяц не делает. Приходится грызть горькую кору осинок и жёсткие ветки. Живёт заяц впроголодь, ждет, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомиться молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше. 

-А заяц, какой?

 

-А можно ли зайцев встретить в нашей местности? 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Хожу в пушистой шубе,                      

  Живу в густом лесу,         

В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу. (Белка). 

 

От мороза белку защищает лёгкая серая шубка да большое тёплое гнездо. Строит его белка на дереве из толстых и тонких сучков и прутиков. Щели между ними плотно конопатит мхом. А ещё гнездо устраивает белка в дупле. Оно  не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В гнезде, даже в сильные морозы, всегда около 18 градусов тепла. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.

 

5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь).

 

 

Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Жир-это запас пищи. Он лежит под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась поглубже и натаскает в неё мох и кору ели. А потом приткнет веток к корням и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесет. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

 

 

 

-А можно ли медведей встретить в нашей местности? 

 

- Сделайте вывод, как приспособились животные к зиме?

-По-разному зимуют животные. 

По-разному приспособились питаться звери в зимнее время.

- На какие группы можно разделить?

(звери, которые делают запасы на зиму;

 -звери, которые впадают в спячку;

-звери, которые ищут корм)

Работа в группах

 

Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:

Расселить животных по домикам.  

1 группа – звери, которые делают запасы на зиму.

 

2группа - звери, которые впадают в спячку.

 

3 группа – звери, которые ищут корм.

(1- белка, мышь-полёвка.

2- медведь, еж, 

3- заяц, лиса, волк, кабан, лось)

 

-Ребята! Помимо тех зверей, о которых мы сегодня говорили, есть еще много зверей, которых можно встретить в  зимнем в лесу. 

-Какие это звери?

 ( Кабан, волк, куница, олень, соболь, горностай, росомаха, рысь).

-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? (Ёж, барсук, потому, что они впадают в спячку).

 

- Наше путешествие продолжается, но что это внизу на снегу виднеется, что за узоры на лесной полянке?

Игра: «Самый внимательный».

-Чьи там следы? 

 

Чтение рассказа «Книга Зимы».

«В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это, только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в нем испещрен разными следами и следочками.

 

Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада.

ИГРА «Я САМЫЙ ГЛАВНЫЙ»

Я – волк, я санитар леса. Я самый главный!

 

ИГРА «ПУСТЬ ВСЁ, ЧТО В МИРЕ ЖИВЕТ, К НАМ В ЗАГАДКУ ПОПАДЁТ!»

(Дети  загадывают свои загадки).

ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

(на карточках в группе).

 

ИГРА «КТО-КТО В КОРОБОЧКЕ ЖИВЁТ?»

(ребенок объясняет, но не показывает)

МЫ «ПОПРЫГАЕМ, ПОСКАЧЕМ!»

 

 

Итог урока:

Рефлексия:

Домашнее задание: Подготовить загадку о птицах нашего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Словно ёлка весь в иголках

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

 в лесу живёт, в деревне кур крадёт

3. Он в берлоге спит зимою под большущею сосною, а когда придёт весна, просыпается от сна

4. Ходит, бродит серый, злой...

5. Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает

6.Днём сидит он как слепой, лишь вечер – на разбой

7. Маленький рост, длинный хвост,

 серенькая шубка, остренькие зубки

8. По веткам скачет, да не птица,

 рыжая, да не лисица

9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко

10. Он деревья лечит - постучит и легче

11. Ей не скажешь слово «брысь», потому что это ...

12. Зимой беленький, летом серенький,

никого не обижает, а сам всех боится

 

 

 

 

 

Кроссворд
j0078934
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Окружающий мир. Жизнь лесных зверей в лесу."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

                                     

Цель:  Познакомить учащихся с  особенностями жизни зверей зимой.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

 Тип занятия: занятие  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная  с элементами  работы  в  парах

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для групповой и парной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

 

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 726 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 441
    • DOCX 72.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гартман Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гартман Надежда Ивановна
    Гартман Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 122170
    • Всего материалов: 107

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 197 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»