Окружающий мир, 1 класс.
Тема:
Как зимой помочь птицам?
Цель:
защита проекта «Птичья столовая».
Задачи:
·
научить различать птиц,
зимующих в наших краях, подбирать корм для птиц, понимать важность заботы о
зимующих птицах;
·
развивать наблюдательность
и внимание, коммуникативные навыки обучающихся;
·
воспитывать любовь к
родной природе, умение восхищаться её красотой, бережное отношение к природе.
Обучение УУД: научатся понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц,
правила наблюдения за птицами и правила подкормки птиц; отвечать на
вопросы и уметь оценивать свои достижения; эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру.
Тип урока: ИНЗ.
Оборудование: мульти - медийная презентация, фотографии,
иллюстрации, образцы кормушек, виды корма для птиц.
ФОУД:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы и приемы: наблюдение, проблемная ситуация, доказательство,
инструктаж, работа с презентацией, иллюстрациями, сравнение, самооценка.
Ход урока.
1.
Включение в учебную
деятельность.
Снится ночью паучку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?
Это…(птица).
2.Актуализация знаний.
-Сегодня мы будем говорить о птицах, которые проводят
с нами зиму, о том, как им помочь.
-Как называют таких птиц? ( Зимующие птицы).
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? ( Они
создают красоту природы, являются санитарами леса, помогают растениям).
- Сейчас мы познакомимся с некоторыми зимующими
птицами нашего края.
3.Работа по теме урока.
(Стихи и сообщения о птицах читают
подготовленные учащиеся. Работа в паре)
Спозаранку скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
Синицы.
Назвали их так за песенку: «скинь кафтан -скинь
кафтан».
Синицы - красивые птички, ростом с воробья. У них
белые щёчки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая,
а крылья серо-голубые.
Летом синицы питаются насекомыми, уничтожая
большое количество вредителей сада и огорода. Зимой охотно поедают семена ели,
сосны и других растений. Зимой синицы прилетают к нашим домам за помощью:
трудно, голодно в лесу в это время. В морозные ночи стайки синиц прячутся в
дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.
-Воробьи-воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Воробей.
В шумных городах и тихих деревнях можно встретить
маленькую птичку – воробья. В городах живут деревенские воробьи, а в деревнях –
деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской
воробей крикливее, нахальнее, крупнее. Оперенье его скромное, серенькое.
Деревенский воробей более робкий. Он меньше, но
наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него черные пятна, белая
шейка и коричневая шапочка на голове. Воробьи очень прожорливые птички. Часто
они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят
урожаю. Само название говорит об этом: «Вора – бей!» - кричали крестьяне, когда
видели, как птички уничтожают посевы. Своё гнездо воробей сооружает рядом с
жильем человека.
- «Тук-тук-тук!» - поутру носом долбит он кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!
Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на своё жилище дятел.
Дятел
- лучший друг леса. Вся его жизнь проходит на деревьях. Здесь он добывает себе
корм из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых,
живущие в коре и древесине. Достаёт их своим тонким языком, который может
высовываться изо рта на 10-12 см. язык у него липкий и имеет на конце маленькие
шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его
конец. За всю свою жизнь дятел выдалбливает десятки дупел: и его дупла служат
домиками, в которых с удовольствием поселяются другие полезные птицы.
- Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи,
И замарашки – вороны снова заметными стали.
Занятное очень обличье, осмысленное
выраженье.
И что-то совсем не птичье в
некоторых движеньях.
То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные
люди,
То скачет нелепым галопом, как бедуин на
верблюде.
Всю зиму живем бок о бок и рады
уже, как другу:
Не испугалась сугробов, не улетела
к югу.
А когда прогорланит в марте: «кар-кар, прошла
зима!» -
Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.
Ворона.
В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города
и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон
можно встретить на помойке или городской свалке. Весной вороны снова разлетятся
по лесам и рощам.
- На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженных яблоки клюют.
Снегирь.
Зимой в наших лесах появляются снегири. Сюда они
прилетели из северных лесов. Появление снегирей всегда связано с первым снегом,
отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы.
Усядутся на дерево- будто яблоки красные. Птицы не терпят одиночества и
поминутно перекликаются, оповещая отставших собратьев о месте нахождения
стайки. Ведь снегири – неутомимые путешественники. Всю зиму они странствуют в
поисках мест с богатым урожаем ягод рябины и бузины, семян берёзы и ольхи,
репейника, конского щавеля. Снегири – кочующие птицы. Как только подтает, птицы
улетают.
Свиристели, дрозды.
Гостями наших лесов можно назвать и свиристелей и
дроздов. Очень любят эти птицы ягоды калины, рябины, клюквы. Как только ягод
становится меньше, эти птицы собираются в стаи и летят южнее, где ещё можно
найти корм. Это так же кочующие птицы.
4.Физминутка – игра «Перелётные и зимующие
птицы».
5.Работа по теме урока (продолжение).
- Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц
страшнее – холод или голод? Почему?
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Зима – трудное время для птиц, особенно если она
морозная и снежная. Чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съедать больше,
чем летом. Но зимний день короткий и не успевают птицы найти себе корм. А
голодным им трудно пережить мороз и нередко птицы погибают от голода.
В это время нужно помочь птицам, поддержать их.
- Как вы, ребята, можете помочь птицам?
Вейтесь русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
6.Защита проекта «Птичья столовая»
(Презентация).
1.
Расскажи, почему вы
выбрали такую форму кормушки, из какого материала изготовлена ваша кормушка.
2.
Как ты думаешь, какие
птицы прилетят к твоей кормушке?
3.
Меню (корм) для гостей на
твоей кормушке.
Висит кормушка на окне на радость нам и
птицам.
И каждый день по сто друзей в окно моё
стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель
синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих
сестричек.
7.Наблюдение.
- Давайте познакомимся с правилами наблюдения за
птицами на кормушке.
1.
Определите всех птиц на
кормушке и подсчитайте количество каждого вида.
2.
Понаблюдайте, какие птицы
прилетают раньше к кормушке, какие дольше кормятся на ней, в какое время дня
птиц больше всего.
3.
Определите, влияют ли
погодные условия на видовой и количественный состав птиц.
4.
Определите, какой корм
предпочитают различные виды птиц, как и где они его едят (на кормушке, на
ветке соседнего дерева).
- Исходя из наблюдений, составьте список кормов для разных видов птиц,
а так же определите лучшее место и вид кормушки для организации подкормки птиц.
8.Меню для птичьей столовой.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для
снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку семена лучше
подавить.
Овёс или овсяная крупа – охотно съедят воробьи, чечётки, синицы.
Просо или пшено – любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – любят синицы, поползни, дятлы.
Кедровые орешки – лакомство для поползней и дятлов.
Ягоды рябины, черёмухи – любят снегири и свиристели.
Хлебные крошки – порадуют всех птиц.
Несолёное сало- лакомство для синицы.
Игра «Определи корм».
9.Занимательная страничка.
- На этой страничке, мы вспомним народные приметы, загадки о наших
пернатых друзьях.
- Наблюдая за птицами, народ определил для себя приметы погоды. Мы и
сейчас ими пользуемся.
Не веришь – проверь.
Воробьи собирают возле курятника пух и перья – жди через несколько дней
сильных морозов.
Вороны вьются в воздухе – пред снегом, садятся на снег – к оттепели,
садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру.
Снегирь за окном чирикает – к оттепели.
Воробьи дружно расчирикались к оттепели.
Загадки.
Хоть я не молоток – по дереву стучу;
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
(Дятел).
Спинкою зеленовата,
Животиком
желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица).
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный
Дан с рожденья …(снегирю).
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это
ухает …(сова).
Он щебечет: «Чик-чирик!»
Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки.
(Воробей).
10. Рефлексия.
- Как мы можем помочь зимующим птицам? Почему
необходимо заботиться о птицах?
-Хорошо будет птицам, если каждый из нас повесит у себя в саду
кормушку. Небольшая горстка зерна спасет от голода десятки птиц. На улице мороз
и вьюга, а птицы знают, что в их птичьей столовой всегда ждёт вкусное
угощение. Рядом с птицами и человеку веселее пережить долгую зиму. Вдруг
неожиданно раздастся за окном весёлая песенка синицы или громкое чириканье
воробья. Так благодарят они вас за заботу. А впереди весна …
В долгу у нас птицы не останутся.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
11.Итог урока.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем беречь неспроста,
Любя и Европу, и Азию, и наши родные места!
- Что хотел сказать автор?
Прочитайте первые буквы строк этого стихотворения.(Сохраним
природу Земли).
-Об этом мы должны помнить всегда!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.