Интегрированный урок по математике – информатике
Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль
возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же
мыслить достойно — в этом основа нравственности.
Блез Паскаль
Цель урока
информатики: закрепить навыки заполнения и
редактирования таблиц, построение графиков, работа с формулами.
Развивающие
задачи:
ü формирование
умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
ü развитие
логического мышления;
ü развитие
пространственного и цветового восприятия
Оборудование:
ПК, листы самоконтроля, таблицы, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Разработка интегрированного урока (алгебра и информатика по теме
«Функции в задачах ОГЭ»
Тип урока: урок
систематизации и обобщения знаний.
Цели урока:
·
образовательные: обобщение
и систематизация знаний и умений по теме «Функции»;
·
развивающие: развитие
умений сравнивать и анализировать; использование межпредметных связей;
·
воспитательные: формирование
ответственного отношения к учебному труду, привитие интереса к математике.
Задачи урока:
Ø научить
учащихся применять полученные знания при выполнении заданий ОГЭ;
Ø учить
самостоятельно оценивать свои знания;
Ø способствовать
выработке желания в саморазвитии
Формы организации
работы детей: письменная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Пояснительная
записка
Предлагаемый
урок «Функции в задачах ОГЭ» - интегрированный урок по информатике и математике,
проводящийся в 9 классе, по учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А. и др., 2
учебных часа в неделю. Тема расположена в разделе «Табличные вычисления на
компьютере», на ее изучение отводится в 9 классе 3 часа. Данная методическая
разработка относится к последнему уроку из трех. Я считаю, что этот урок можно
использовать для учащихся разных классов. В среднем звене – как изучение
нового материала, а для старшеклассников – как актуализация опорных знаний с
добавлением сложных заданий по данной теме, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Цели
проводимого урока: закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц,
построение графиков, работа с формулами, а также эффективная подготовка к ОГЭ.
При
подготовке урока я использовала обширный дополнительный материал и интернет
ресурсы. Во время проведения этого урока мной используются проектор и экран.
Это необходимо для более полного усвоения материала, развития ключевых
компетенций и познавательного интереса учащихся. При этом, сначала на экране
отображаются основные понятия, условия задач, а затем их решение.
План
урока ориентировал учащихся на достижение практических, воспитательных,
общеобразовательных целей. В ходе данного урока предполагается: актуализация опорных
знаний, а затем его закрепление и применение на практике полученных знаний.
План.
1. Организационный
момент (5 мин)
2. Актуализация
опорных знаний (8 мин)
3. Практическая
работа (20 мин)
4. Подведение
итогов урока (5 мин)
5. Постановка
домашнего задания (2 мин).
Ход
урока.
1. Организационный
момент.
Вводное слово
учителя математики и информатики.
В
теме сегодняшнего урока есть понятие функции. Давайте вспомним, что называется
функцией (учащиеся дают определение функции). Сегодня мы систематизируем знания
по теме «Функция», рассмотрим случаи применения функций в заданиях ОГЭ.
В
ходе урока вам будет необходимо заполнить оценочный лист, работать мы сегодня
будем в программе Microsoft Exсel.
2. Актуализация
опорных знаний.
Давайте
вспомним, какие основные функции вы знаете. На доске изображены графики
различных функций. Назовите графики каких функций изображены.
Перечислите
свойства каждого графика.
- область
определения,
- область
значений,
- четность,
- на каких
промежутках графики возрастают, на каких убывают,
- наибольшее и
наименьшее значения функции,
- ограниченность
(Учащиеся
выставляют оценки в оценочный лист за работу по графикам)
Наша с вами основная цель
успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость
и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА. Это №2,
№12, №16 из первой части, №22 из второй
части.
У
доски двое учащихся проверяют домашнее задание по математике по КИМам ОГЭ
2016 г. №22 и №16.
3. Практическая
работа
Открываем
Microsoft Exсel
Каждой
группе предлагается решить определенное задание. После того как все ребята в
группе решили это задание, 1 ученик выходит и оформляет решение на доске. Если
остается время то ребята продолжают решать задания предназначенные для других
групп.
- 1 группа:
Найти значения х, при которых квадратичная функция у=2х2 -5х+3
принимает значение, равное 1.
- 2 группа:
Найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + х - 12 с
осями координат.
- 3 группа: построить
график функции у = х2 – 4х + 6, найти ее наибольшее или
наименьшее значение.
Приблизительный ответ:
1.
Составить таблицу значений зависимости
переменной У от Х
2.
Выделить таблицу
3.
С помощью мастера диаграмм построить
график
4.
Определить те интервалы значений х, где
график ниже оси х
5.
Записать интервалы в тетрадь
Физкультминутка
( на слайде три фигуры. ).
(После обсуждения раздать карточки с алгоритмом выполнения задания)
Вариант I
1. Построить
графики функций
2. Найдите
координаты точек пересечения параболы у = 4х2 и прямой у = 3х + 1.
3. Решите
неравенство х2 ≤ 121.
4. На
каком из графиков изображена функция у = - х2 + х + 12?
Вариант 2
1. Построить
графики функций
2.
3. Найдите
координаты точек пересечения параболы у = - х2, и прямой у = 6х + 1.
4. Решите
неравенство х2 ≥ 100.
5. На
каком эскизе изображен график функции у = х2 + 5х + 6?
4. Подведение
итогов урока
Итак, сегодня мы с вами
·
обобщили и систематизировали знания,
умения и навыки по теме “ Функции
в задачах ОГЭ ”.
·
увидели возможности использования
программного комплекса excel
для решения задач по математике
·
приобрели навыки исследовательской
деятельности
·
применили для проверки знаний ЦОР
5. Постановка
домашнего задания.
1. Алгебра
Уровень А №
1486-1488; №5 из сборника тестов ОГЭ
Уровень Б.
№526, №22 из сборника тестов ОГЭ
2. Информатика.
Уровень
А. учебник п.3.2 всем
Уровень
Б. Создать буклет про программный
комплекс EXCEL.
Заключение.
Итогом
урока является закреплением знаний по темам «Функции» и «Excel»,
а так же умение работать в парах.
В ходе данного урока поставленные цели достигнуты, задачи
выполнены.
Я считаю, что использование данной разработки урока дает
положительные результаты: учащиеся закрепляют знания и готовятся к сдаче ОГЭ по
математике, а творческие задания вызывают интерес к предмету. Также освоение
данной темы развивает интеллект учащихся,
способствует целостности знаний, ведёт к осознанию связи информатики и
математики.
Я использую этот урок для учащихся разных классов. В среднем звене
– как изучение нового материала, а для старшеклассников – как актуализация
опорных знаний с добавлением сложных заданий по данной теме, а также для
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. (При выполнении этих заданий в 11 классе необходимо добавить
функции y=cosx, y=sinx, y=tgx, y=ctgx).
Список используемой литературы:
1.
Учебник по информатике
Семакина И.Г., Залоговой Л.А. и др., 9 класс.- БИНОМ, 2012 г.
2.
Острейковский В.А., Полякова
И.В. Информатика. Теория и практика. - Оникс, 2008 г.
3.
Математика. 9 класс.
Подготовка к ОГЭ – 2015. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко
4.
ОГЭ-2015: Экзамен в новой
форме; автор Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. – Сборник ФИПИ.
5.
http://alexlarin.net
6.
http://eek.diary.ru
Приложение 2. Карточки
Вариант I
1. Построить
графики функций
2. Найдите
координаты точек пересечения параболы у = 4х2 и прямой у = 3х + 1.
3. Решите
неравенство х2 ≤ 121.
4. На
каком из графиков изображена функция у = - х2 + х + 12?
Вариант 2
1. Построить
графики функций
2.
3. Найдите
координаты точек пересечения параболы у = - х2, и прямой у = 6х + 1.
4. Решите
неравенство х2 ≥ 100.
5. На
каком эскизе изображен график функции у = х2 + 5х + 6?
Приложение
2. Карточки по рефлексии «ПЛЮС – МИНУС - ИНТЕРЕСНО»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.