Набиев Асиф Казым оглы, учитель математики Европейской Азербайджанской школы, доктор философии по
педагогике.
Адрес: г. Баку, ул. К. Караева 66, кв.40, тел.+994706421625.
Однажды
во дворе…
Практические работы по математике имеют
большие дидактические эффекты, как наглядность, результативность, и
практичность. В таких уроках ученики наглядно видят, когда нам нужна математика
или некоторые ее элементы. Ученики применяют изученные ими знания и навыки в
практике, в окружающей среде и в быту. Они чувствуют силу МАТЕМАТИКИ, ее
помощь, у них формируются навыки применение математики, с другой стороны это
влечет за собой закрепление знаний, развития интереса к математике и другим
предметам.
Сценарий урока. К
концу учебного года, когда вся программа выполнена, а учебные часы остались, в
5-м классе я решил один урок провести в школьном дворе. Мы вышли с учениками в
пустой участок и спросил: Дети, что можно тут построить?
Слушались самые разные мнения, разные
предложения. И мы в конце остановились над тремя предложениями:
1)
Разбить сад.
2)
Построить летний плавательный бассейн.
3)
Построить площадку.
Мы (ученики) измеряли пустой участок. Его
оказалось достаточно: 13м7м.
Учеников разделили на 3 группы и каждой
группе задавали задание по принятым предложениям и они охотно взялись за дело.
Я вместе с учениками составлял проект для каждой группы. Они после сделали
номинации, а другие слушали, высказали свои замечания, в конце они были
оценены.
Проект
первой группы
Д
|
|
Д
|
|
Д
|
|
|
|
|
Д
|
|
Д
|
|
Д
|
|
|
|
|
|
Газоны
|
|
Газоны
|
|
Газоны
|
|
Газоны
|
|
|
|
|
|
Д
|
|
Д
|
|
Д
|
|
|
|
Д
|
|
Д
|
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученики
по плану нашли площади газонов, их стоимость, стоимость деревьев и асфальта, в
общем-стоимость проекта. Учеников известили, что 1 квадратный метр газон стоит
13$, 1 квадратный метр асфальт стоит 20$, одно дерево стоит 6$. Ученики без
особого труда нашли стоимость проекта.
Площадь газонов 443=48m2.
Стоимость его-4813=624$. Площадь
асфальта- 137-48=91-48=43 m2.
Стоимость асфальта-4320=860$. Ещё 12 деревьев
по 6 $ каждый будет 72$. Тогда стоимость проекта- 624+860+72= 1556$.
Проект
второй группы
Я напомнил им сколько граней будет в
макете бассейна, и они знали, что верхние грани не будут вычислять и после
этого определили размеры: 8х4х4. Площадь поверхности S=2. Они вычисляли площадь
одного кафеля: и нашли сколько нужно
кафеля: 128:0,16=800 кафелей. Если учесть, что 1 стоит 15$, тогда расходы
составляют 1920$.
Проект
3-й группы
Задание 3-й группы было стелить плитами
площадку длиной 13 м и шириной 7 м. Ученики начертили прямоугольник,
измерили длину и ширину плитки, после чего вычислили площадь плитки. Потом
нашли площадь участка: 137=91 и количество нужных
плиток. Если размеры плиты 22=4м2, а стоимость
каждого квадратного метра-11$, то количество плит будет- 91:4 23(+2), Стоимость
будет-9111=1001$.
Чем отличился этот урок от традиционного,
какая дидактическая польза?
Как выше упомнили они принимали
математику, как нужный и важный предмет, его наглядность. Они работали
коллективно и дружно, помогая друг-другу, чувствовали результат коллективной
работы. Они набрали опыт практической работы. Этот урок отличен от
стандартного, поэтому ученики принимают его восторгом. И ещё в свежем воздухе
мозги работают лучше. Учителям надо иногда провести уроков такого типа.
Библиографический список:
1.
Колягин Ю. М. и Пикан В. В. О прикладной и практической направленности
обучения математике . Математика в школе.1985. № 6.
2.
Тихонов А.Н., Костомаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. М.: Наука,
1974.
3.
Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в обучении
математике. М.: Просвещение, 1990.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.