Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Одаренный ребенок – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и особенности.
Педагог-психолог
А.С. Филяева
2 слайд
Маленький эксперимент для педагогов.
Ниже перечислены личностные и деловые качества, которые вы встречает у своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
3 слайд
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий.
Занятый исключительно своими делами.
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
4 слайд
Понятие одаренность:
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
5 слайд
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
6 слайд
Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.
Дидро
7 слайд
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
По статистическим данным , примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для их развития поддержки и сопровождения, в результате лишь 2-5% детского поколения проявляют себя одаренными.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности
8 слайд
Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год)
Диагностика словесно-логического мышления в параллели 4-х классов:
Высокий уровень – 10 человек;
Выше среднего – 24 человека.
Диагностика логического мышления, уровня интеллекта среди учащихся параллели 4-х классов:
Высокий уровень (IQ 121-140) – 23 человека;
Выше среднего (IQ 111-120) – 16 человек.
Диагностика развития творческих способностей (творческое мышление, креативность) среди учащихся параллели 3-х классов:
Высокий уровень – 11 человек.
Диагностика словесно-логического мышления в параллели 2-х классов:
Высокий уровень – 38 человек;
Выше среднего – 31 человек.
9 слайд
Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления
10 слайд
Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта
11 слайд
Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
12 слайд
Специфика одаренности в детском возрасте:
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и др. может происходить «угасание» признаков детской одаренности;
Динамика детской одаренности часто проявляется в виде неравномерности психического развития;
Часто детскую одаренность бывает трудно отличить от обученности.
13 слайд
Типы характеров
одаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
14 слайд
Признаки одаренности
«Сильные» стороны:
Раннее проявление высокой умственной активности, высокие интеллектуальные способности;
Любопытство, любознательность, активность, стремление к знаниям;
Быстрота и точность выполнения умственных операций;
Способность к быстрому усвоению материала, хорошая память;
Устойчивость внимания;
15 слайд
Сформированность навыков логического мышления
Оригинальность высказываний
Развитая речь, богатство словарного запаса
Творческое выполнение заданий, развитость воображения
Деятельная активность при высокой продуктивности деятельности
Разнообразие интересов
Высокая личностная ответственность;
Самостоятельность суждений;
Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
16 слайд
«Слабые» стороны:
желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении
сарказм (жесткость) интеллекта
несобранность
неорганизованность (результат правополушарного развития)
проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться
неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях
неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)
17 слайд
Признаки одаренности
В целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенка:
Инструментальный (способы его деятельности)
Мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, к своей деятельности).
18 слайд
Инструментальный аспект поведения (его признаки):
Наличие специфических стратегий деятельности:
Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
Использование и изобретение новых способов деятельности;
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, что ведет к новому видению ситуации и способу ее решения.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности.
Особый тип организации знаний одаренного ребенка.
Своеобразный тип обучаемости.
19 слайд
Мотивационный аспект поведения (признаки):
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам деятельности;
Повышенная познавательная потребность;
Ярко выраженный интерес, увлеченность деятельностью;
Предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
Высокая требовательность к результатам собственного труда, стремление к совершенству.
20 слайд
Виды одаренности
21 слайд
I. Критерий «особенности возрастного развития»:
ранняя одаренность;
поздняя одаренность.
22 слайд
II. Критерий «форма проявления»:
явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо);
скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не
замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений
об отсутствии одаренности у ребенка);
23 слайд
III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»
общая одаренность - проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности;
специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)
24 слайд
IV. Критерий «степень сформированности одаренности»:
актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной. но и в широком спектре различных видов деятельности);
потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);
25 слайд
V. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности:.
В практической деятельности:
одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.
В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность.
В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность.
В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность.
В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.
26 слайд
Интеллектуальная одарённость:
повышенная любознательность,
исключительная сообразительность,
динамичность и оперативность мыслительных процессов,
успешное применение знаний и умений в практических ситуациях,
острота аналитического ума,
развитые навыки планирования.
27 слайд
Академическая одарённость:
Ярко выраженный интерес к предмету,
Способность конструктивного овладения понятиями,
Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям,
Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса.
28 слайд
Психомоторная одарённость :
Повышенная активность в движениях
Предпочтение деятельности, требующей точной моторики, координации двигательных процессов, пластики,
Спортивность, соревновательность.
29 слайд
Творческая одарённость:
Умение переструктурировать информацию,
Пытливость ума и дотошность в получении сведений,
Стремление мыслить и разрушать стериотипы обыденной среды,
Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи,
Ослабленное внимание к условностям.
30 слайд
Лидерская одарённость:
Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми,
Склонность к руководству и организации деятельности других,
Проявление инициативы, повышенной ответственности,
Оказание влияния на разрешение конфликтов.
31 слайд
Художественно-эстетическая одарённость:
Обострённая интуиция,
Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное),
Неповторимость в самовыражении,
Сильная увлечённость разными видами искусства,
Настойчивость в достижении мастерства.
32 слайд
Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности)
Музыкальная
Художественная
Математическая и шахматная
Литературная
и др.
33 слайд
«Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
34 слайд
«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
35 слайд
Проблемы одаренных детей
Неприязнь к школе
Игровые интересы
Конформность
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление с совершенству (перфекционизм)
Ощущение неудовлитворенности
Нереалистические цели
Сверхчувствительность
Потребность во внимании взрослых
Нетерпимость
36 слайд
Направления работы
с одаренными детьми:
Вовлечение детей в деятельность по интересам;
Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
Развитие умений самостоятельно работать;
Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
Обучение творческим методам работы;
Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
37 слайд
Талантам нужно помогать,
Бездарности пробьются сами.
/Лев Озеров/
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего
нуждаются
в «своем»
учителе.
38 слайд
39 слайд
Рекомендации учителям:
Учителю не следует уделять слишком много внимания
игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще
всего оказываться победителем, что может вызвать
неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой
стремится учитель.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на
пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
40 слайд
Рекомендации учителям:
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами" (Лев Озеро)
Данный материал составлен для проведения обучающего семинара для учителей, с целью просвещения педагогических работников по теме детской одаренности.
В работе отражено понятие одаренности, условия развития детской одаренности, специфика одаренности в детском возрасте.
Рассмотрены основные виды детской одаренности, признаки одаренности (сильные и слабые стороны одаренных детей), наиболее типичные проблемы одаренных детей. Также рассмотрены основные направления работы с одаренными детьми, рекомендации учителям.
6 653 536 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Филяева Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.