Инфоурок Школьному психологу ПрезентацииОдаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности.

Одаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности.

Скачать материал
Скачать материал "Одаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности."

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Одаренный ребенок  – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и осо...

    1 слайд

    Одаренный ребенок – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и особенности.
    Педагог-психолог
    А.С. Филяева

  • Маленький эксперимент для педагогов.
Ниже перечислены личностные и деловые...

    2 слайд

    Маленький эксперимент для педагогов.
    Ниже перечислены личностные и деловые качества, которые вы встречает у своих учеников.
    Отметьте знаком «+»
    те свойства, которые Вам
    нравятся в учениках,
    а знаком «-» те, что
    не нравятся.

  • Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из обще...

    3 слайд


    Дисциплинированный.
    Неровно успевающий.
    Организованный.
    Выбивающийся из общего темпа.
    Эрудированный.
    Странный в поведении, непонятный.
    Умеющий поддержать общее дело.
    Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
    Стабильно успевающий.
    Занятый исключительно своими делами.
    Быстро, “на лету” схватывающий.
    Не умеющий общаться, конфликтный.
    Общающийся легко, приятный в общении.
    Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
    Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
    Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

  • Понятие одаренность:Одаренность - это системное, развивающееся в течение жиз...

    4 слайд

    Понятие одаренность:
    Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  • Сегодня одаренными детьми называют:детей с интеллектом выше среднего;
детей с...

    5 слайд

    Сегодня одаренными детьми называют:
    детей с интеллектом выше среднего;
    детей с высоким уровнем творческих способностей;
    детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
    детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

  • Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходи...

    6 слайд

    Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.
    Дидро

  • Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определен...

    7 слайд

    Условия развития одаренности
    Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
    По статистическим данным , примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для их развития поддержки и сопровождения, в результате лишь 2-5% детского поколения проявляют себя одаренными.
    Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности


  • Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год)Диагностика словесно-логиче...

    8 слайд

    Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год)
    Диагностика словесно-логического мышления в параллели 4-х классов:
    Высокий уровень – 10 человек;
    Выше среднего – 24 человека.
    Диагностика логического мышления, уровня интеллекта среди учащихся параллели 4-х классов:
    Высокий уровень (IQ 121-140) – 23 человека;
    Выше среднего (IQ 111-120) – 16 человек.
    Диагностика развития творческих способностей (творческое мышление, креативность) среди учащихся параллели 3-х классов:
    Высокий уровень – 11 человек.
    Диагностика словесно-логического мышления в параллели 2-х классов:
    Высокий уровень – 38 человек;
    Выше среднего – 31 человек.

  • Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления

    9 слайд

    Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления

  • Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта

    10 слайд

    Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта

  • Степень одаренностиПервая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это...

    11 слайд

    Степень одаренности
    Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
    Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
    Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
    Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

  • Специфика одаренности в детском возрасте:Детская одаренность часто выступает...

    12 слайд

    Специфика одаренности в детском возрасте:
    Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.
    Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и др. может происходить «угасание» признаков детской одаренности;
    Динамика детской одаренности часто проявляется в виде неравномерности психического развития;
    Часто детскую одаренность бывает трудно отличить от обученности.

  • Типы характеров одаренных детей1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельны...

    13 слайд

    Типы характеров
    одаренных детей
    1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
    2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
    застенчивый пугливый.

  • Признаки одаренности«Сильные» стороны:
Раннее проявление высокой умственной а...

    14 слайд

    Признаки одаренности
    «Сильные» стороны:
    Раннее проявление высокой умственной активности, высокие интеллектуальные способности;
    Любопытство, любознательность, активность, стремление к знаниям;
    Быстрота и точность выполнения умственных операций;
    Способность к быстрому усвоению материала, хорошая память;
    Устойчивость внимания;



  • Сформированность навыков логического мышления
Оригинальность высказываний
Раз...

    15 слайд

    Сформированность навыков логического мышления
    Оригинальность высказываний
    Развитая речь, богатство словарного запаса
    Творческое выполнение заданий, развитость воображения
    Деятельная активность при высокой продуктивности деятельности
    Разнообразие интересов
    Высокая личностная ответственность;
    Самостоятельность суждений;
    Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

  • «Слабые» стороны:
желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают,...

    16 слайд

    «Слабые» стороны:
    желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении
    сарказм (жесткость) интеллекта
    несобранность
    неорганизованность (результат правополушарного развития)
    проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться
    неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях
    неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)

  • Признаки одаренностиВ целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенка...

    17 слайд

    Признаки одаренности
    В целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенка:
    Инструментальный (способы его деятельности)
    Мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, к своей деятельности).

  • Инструментальный аспект поведения (его признаки):Наличие специфических страте...

    18 слайд

    Инструментальный аспект поведения (его признаки):
    Наличие специфических стратегий деятельности:
    Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
    Использование и изобретение новых способов деятельности;
    Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, что ведет к новому видению ситуации и способу ее решения.
    Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности.
    Особый тип организации знаний одаренного ребенка.
    Своеобразный тип обучаемости.

  • Мотивационный аспект поведения (признаки):Повышенная избирательная чувствител...

    19 слайд

    Мотивационный аспект поведения (признаки):
    Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам деятельности;
    Повышенная познавательная потребность;
    Ярко выраженный интерес, увлеченность деятельностью;
    Предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
    Высокая требовательность к результатам собственного труда, стремление к совершенству.

  • Виды одаренности

    20 слайд

    Виды одаренности

  • I. Критерий «особенности возрастного развития»:ранняя одаренность;
поздняя...

    21 слайд

    I. Критерий «особенности возрастного развития»:

    ранняя одаренность;

    поздняя одаренность.

  • II. Критерий «форма проявления»:явная одаренность (обнаруживает себя в деяте...

    22 слайд

    II. Критерий «форма проявления»:

    явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
    отчетливо);
    скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не
    замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений
    об отсутствии одаренности у ребенка);

  • III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности» общая одарен...

    23 слайд

    III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»
    общая одаренность - проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности;
    специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)

  • IV. Критерий «степень сформированности одаренности»:
актуальная одаренность,...

    24 слайд

    IV. Критерий «степень сформированности одаренности»:

    актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной. но и в широком спектре различных видов деятельности);
    потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);

  • V. Критерий   «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»выделение в...

    25 слайд

    V. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
    выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности:.
    В практической деятельности:
    одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.
    В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность.
    В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность.
    В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность.
    В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.

  • Интеллектуальная одарённость:повышенная любознательность,
исключительная сооб...

    26 слайд

    Интеллектуальная одарённость:
    повышенная любознательность,
    исключительная сообразительность,
    динамичность и оперативность мыслительных процессов,
    успешное применение знаний и умений в практических ситуациях,
    острота аналитического ума,
    развитые навыки планирования.

  • Академическая одарённость:Ярко выраженный интерес к предмету,
Способность кон...

    27 слайд

    Академическая одарённость:
    Ярко выраженный интерес к предмету,
    Способность конструктивного овладения понятиями,
    Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям,
    Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса.


  • Психомоторная одарённость :Повышенная активность в движениях
Предпочтение дея...

    28 слайд

    Психомоторная одарённость :
    Повышенная активность в движениях
    Предпочтение деятельности, требующей точной моторики, координации двигательных процессов, пластики,
    Спортивность, соревновательность.


  • Творческая одарённость:Умение переструктурировать информацию,
Пытливость ума...

    29 слайд

    Творческая одарённость:
    Умение переструктурировать информацию,
    Пытливость ума и дотошность в получении сведений,
    Стремление мыслить и разрушать стериотипы обыденной среды,
    Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи,
    Ослабленное внимание к условностям.

  • Лидерская одарённость:Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми...

    30 слайд

    Лидерская одарённость:
    Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми,
    Склонность к руководству и организации деятельности других,
    Проявление инициативы, повышенной ответственности,
    Оказание влияния на разрешение конфликтов.

  • Художественно-эстетическая одарённость:Обострённая интуиция,
Предпочтение виз...

    31 слайд

    Художественно-эстетическая одарённость:
    Обострённая интуиция,
    Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное),
    Неповторимость в самовыражении,
    Сильная увлечённость разными видами искусства,
    Настойчивость в достижении мастерства.

  • Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности)М...

    32 слайд

    Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности)
    Музыкальная
    Художественная
    Математическая и шахматная
    Литературная
    и др.

  • «Плата за талант»Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проя...

    33 слайд

    «Плата за талант»
    Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
    Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
    Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

  • «Плата за талант»Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживан...

    34 слайд

    «Плата за талант»
    Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи
    Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
    Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

  • Проблемы одаренных детейНеприязнь к школе
Игровые интересы
Конформность
Погру...

    35 слайд

    Проблемы одаренных детей
    Неприязнь к школе
    Игровые интересы
    Конформность
    Погружение в философские проблемы
    Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
    Стремление с совершенству (перфекционизм)
    Ощущение неудовлитворенности
    Нереалистические цели
    Сверхчувствительность
    Потребность во внимании взрослых
    Нетерпимость

  • Направления работы с одаренными детьми:Вовлечение детей в деятельность по ин...

    36 слайд

    Направления работы
    с одаренными детьми:
    Вовлечение детей в деятельность по интересам;
    Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
    Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
    Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
    Развитие умений самостоятельно работать;
    Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
    Обучение творческим методам работы;
    Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
    Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

  • Талантам нужно помогать,
Бездарности пробьются сами.  
/Лев Озеров/
 Одаренны...

    37 слайд

    Талантам нужно помогать,
    Бездарности пробьются сами.
    /Лев Озеров/
    Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего
    нуждаются
    в «своем»
    учителе.

  • 38 слайд

  • Рекомендации учителям:Учителю не следует уделять слишком много внимания...

    39 слайд

    Рекомендации учителям:
    Учителю не следует уделять слишком много внимания
    игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще
    всего оказываться победителем, что может вызвать
    неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой
    стремится учитель.
    Учитель не должен возводить одаренного ребенка на
    пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.

  • Рекомендации учителям:Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действова...

    40 слайд

    Рекомендации учителям:
    Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
    Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
    Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
    Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
    Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
    Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами" (Лев Озеро)

Данный материал составлен для проведения обучающего семинара для учителей, с целью просвещения педагогических работников по теме детской одаренности.

В работе отражено понятие одаренности, условия развития детской одаренности, специфика одаренности в детском возрасте.

Рассмотрены основные виды детской одаренности, признаки одаренности (сильные и слабые стороны одаренных детей), наиболее типичные проблемы одаренных детей. Также рассмотрены основные направления работы с одаренными детьми, рекомендации учителям. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.02.2015 744
    • PPTX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филяева Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филяева Анастасия Сергеевна
    Филяева Анастасия Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10240
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Семейная терапия при коммуникативных нарушениях в семье

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 168 человек

Курс повышения квалификации

Решение школьных проблем: интеграция нейропсихологического подхода и подготовка детей к школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Психогенные расстройства у детей: причины возникновения и пути помощи

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 99 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек