Межмуниципальный семинар «Инновационные
подходы в образовании младших школьников».
Одарённые дети в системе работы учителя.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия
хотя бы в самой маленькой исследовательской
работе.
А.Н.Колмогоров
В Федеральных государственных образовательных стандартах четко
сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. На
современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями
стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только
здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими
работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу.
Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить
творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими
словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей,
способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания,
следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Главной же целью новых ФГОС стало
раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и
коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание
дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень
знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать
важные профессиональные и жизненные задачи.
Любому обществу нужны
одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить
способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в
том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву
для того, чтобы эти способности были реализованы. Начальная школа является
составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы
призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную
личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на
имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически
мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается
исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы
психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс
саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением
системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности
самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности
в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления –
дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой
деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение учебных исследований
можно рассматривать как особое направление внеклассной или внешкольной работы,
тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие
исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и
закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить
как индивидуально с каждым ребёнком так и группой учащихся
В настоящее время педагогическим
коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В
первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей
деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня
компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении
материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся устроить
своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия,
обеспечивающие ребенку психологический комфорт, где идет ориентация на ребенка
как на личность и на развитие его одарённости .Работа с одарёнными детьми
позволяет таким образом реализовать социальный заказ общества.
Задачи развития
одарённости учащихся:
·
Создать условия для раскрытия индивидуальных
способностей одарённых детей.
- Способствовать
общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого
потенциала.
- Формировать
самостоятельность и культуры мышления учащихся, развитие их
исследовательских умений.
- Осуществлять поступательное
совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого
учащегося.
- Развивать
коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.
Сегодня, говоря о качестве
образования, большое внимание уделяется проблеме формирования у учащихся
ключевых компетенций. Компетентность означает способность мобилизовать
полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной
деятельности. (работа со справочной литературой, Интернет–информацией,
таблицами, измерительными приборами и др.)
Ключевыми компетенциями в характеристике
познавательных способностей и исследовательских умений учащихся можно выделить
(по А.В. Тихоненко) следующие умения, приобретаемые детьми: искать, думать,
планировать свои действия, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
- Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных
источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей,
родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной
литературой, компьютером.
- Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать
взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к
тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять
неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать
свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
- Планировать
свои действия - видеть цель, логику и
последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать
правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и
возможности.
- Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия
и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое
доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и
договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
- Приниматься за
дело - включаться в работу самостоятельно, нести
ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад,
адекватно оценивать достигнутый результат.
- Адаптироваться
- использовать новые подходы, нетрадиционные
решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых
заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях,
стойко противостоять трудностям.
Вся работа строится таким образом, что у учащихся формируются не только
предметные знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных
качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.
Выполнение детьми занимательных заданий с постепенным усложнением проходит
параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую
результативность в усвоении материала учебных предметов. Оригинальные задания,
насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы, творческим
зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию и новым открытиям.
В длительном процессе поиска ответа на задание у детей рождаются нестандартные
решения, возникают неожиданные озарения, открытия. Это оставляет яркий след в
душах детей, окрыляет их от личного успеха, добавляет каждому моменты
приподнятого настроения, удовлетворения и мысленного ликования: “Я теперь знаю
и умею то, что не знают многие мои сверстники и даже взрослые. Я знаю
нетрадиционные шаги и пути к поиску решения. Я смекалистее других - и это моя
победа!”
Условия эффективного развития
творческих способностей младших школьников.
- Создаются
ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с
учётом воображения;
- Организуется
сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития
творческих способностей каждого;
- Используются
технологии развития творческого мышления;
- Производится систематическое
отслеживание результатов диагностики.
У каждого ребёнка есть разного рода
дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять,
воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно
развивать. Для их развития необходимы определённые условия.
Условия, способствующие развитию
одарённости.
- обеспечение
благоприятной атмосферы;
- доброжелательность
со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
- обогащение
окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами
и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение
высказывания оригинальных идей;
- обеспечение
возможностей для практики;
- использование
личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление
детям возможности активно задавать вопросы.
Важность развития творчества
младшего школьника, его способностей при решении любой у Задачи современного
обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками
программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа
над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом
дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность
развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно
только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности.
Работа с одарёнными учащимися осуществляется по двум направлениям
Развитию одарённости в
учебной деятельности способствуют:
- подбор
занимательного материала;
- правильная
организация учебной деятельности;
- формирование
высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать
собственные действия;
- формирование
активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
- умение оценивать
правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для
формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса
Формы
работы с одарёнными учащимися во внеурочной деятельности.
- Проведение
познавательных праздников.
- Фестивалей
- НОУ( впервые в
этом году в г. Абакане прошло заседание городского научного общества
учеников младших классов – ГНОМ)
- Олимпиад
- Исследовательских
конкурсов.(ежегодный Всероссийский конкурс « Я – исследователь» ,
региональный представитель конкурса МОУ «Лицей» г. Абакана. На конкурс
ежегодно представлено более 150 работ).
- Занимательных
часов по предметам.
- Факультативных
занятий.
- Кружковая работа.
- Клубная работа в
летнее время.(работа с одарёнными учащимися в летних пришкольных
оздоровительных лагерях).
Хотелось бы подчеркнуть, что
развитие одарённости - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую
личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе
обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с
времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех
рождает успех”.
Мохова И.
В., руководитель ГПГ «Одарённые дети».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.