- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- 01.10.2020
- 1205
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Составление портфолио наиболее актуально в средней и основной школе.
Имеет ли право на существование портфолио в начальной школе?
В какой форме оно может быть представлено? 1слайд.
Цель составления портфолио ученика начальной школы
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка 2 слайд.
Задачи
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный, я идеальный»).
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.3 слайд
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Рассмотрим более подробно одну из составляющих итоговой оценки обучающего— накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио обучающегося, понимаемое как коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Опыт использования Портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно_познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
• по физкультуре — видео изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор
воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому Портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав Портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно спроецировав их предварительно на данный этап обучения.
Практически все составляющие Портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.
При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:
• «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5 ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Технология формирования Портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.
2.3 Структура и содержание Портфолио младшего школьника (из опыта работы)
В 2011 году мои ученики пришли в первый класс. При выборе методической темы остановилась на оценке личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода. На родительском собрании мы определили круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща.Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей. Портфолио обучающегося ведётся с 1 класса. В фильм «Одноклассники» вошел материал проведенных Дней открытых дверей: открытые уроки, праздники, конкурсы, родительские собрания, семейные спортивные состязания, интервью детей.
По итогам работы в 3 классе мы создали коллективный проект «Друзья, прекрасен наш союз» и представили его мультимедийной презентацией (прилагается).
Цель создания Портфолио:
1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников. 2.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. 3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах
Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:
формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможность обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
Содержание Портфолио
1 раздел. Мои успехи в учебной деятельности
2 раздел. Общественно – полезная деятельность
3 раздел. Мои награды
4 раздел. Отзывы и рекомендации
Титульный лист
Фотографии
Грамоты
Дипломы
Благодарности и другое
Отзывы и рекомендации классного руководителя, учителей-предметников,
III Заключение
Подводя итог, отметим, что новым направлением в системе оценивания является следующее:
1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования
Ориентация оценки на деятельностный подход.
Комплексный подход к оценке результатов образования.
Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:
Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.
6 656 290 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Щёголева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.