Оценка
метапредметных результатов обучающихся на уроках математики.
В
декабре 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования. Его
введение требует переосмысления педагогической деятельности в
целом и оценочной практики в частности. На мой взгляд,
наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога
становится вопрос оценки учебных достижений учащихся. Планируемыми
результатами обучения сегодня являются не только предметные результаты, а
также метапредметные и личностные. Основным
объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у
обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий (УУД).
В своей работе применяю методы контроля: наблюдение, проектирование,
тестирование, анкетирование.
Оценку метапредметных результатов осуществляю в
ходе различных процедур (входных, итоговых проверочных или комплексных работ; решения задач творческого и
поискового характера текущей, тематической или
промежуточной оценки и т.д.). В сентябре провожу стартовую
диагностику, которая позволяет определить основные проблемы, возникающие у
обучающихся. В соответствии с результатами этой работы, всероссийской
проверочной работы и промежуточной аттестации в 4 классе выстраиваю систему
работы по преемственности.
На практике применяю технологию критериального
оценивания. На различных этапах урока использую разнообразные формы контроля:
при целеполагании и составлении планирования для достижения цели - индивидуальные,
фронтальные, при постановке учащимися проблемы - групповые, парные, при отработке
знаний - групповые, парные, устный опрос, при контроле знаний - индивидуальные,
письменный опрос и т.д.
Инструментарий контроля: задания УУД, карта индивидуальных
достижений, лист самооценки, папка накоплений индивидуальных достижений
учащихся результатов ВПР, ККР.
В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учёта
достигнутых результатов: отметка, бальная система, самооценка.
Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня
освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих
проблем и тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Для
этого я создаю на
уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые
формы работы и ввожу систему самооценки. Провожу рефлексию не только в конце
урока, но и на любом его этапе, а также по
итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п.
На различных этапах уроков использую следующие приемы самооценки и
самоконтроля: словесные приемы (рефлексия) и листы самооценки (самопроверка по
образцу, рефлексия, групповая работа, работа в паре и т.д.)
В своей практике я, прежде всего, опираюсь на
методический аппарат учебника и учебно-методических пособий комплекта (авт. А.Г.Мерзляк,
В.Б. Полонский). В
данном учебнике даются отдельные задания на определённые предметные и
метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу:
- раздели фигуры на две группы
разными способами;
-
проверь
выполненную работу;
-
какие задания,
ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера;
- какое из заданий сложнее? Почему?
- найди выражения, значения которых
равны. Объясни, как ты их искал.
Результаты оценки,
полученной в ходе различных процедур, фиксирую в листе индивидуальных
достижений. По мере проведения текущего контроля заполняется определенная
ячейка знаком: «-» – не проявил данное умение, «┴» – частично научился
(допускаются ошибки при демонстрации умений), «+» – в полной мере научился
(ярко демонстрирует в работе данное умение). Обработка и анализ подобной
таблицы позволяют получить информацию о каждом ученике и о классе в целом: об
ученике (информация по каждому умению и рейтинг умений); о классе (выявление
групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по
классу в целом).
Анализ
индивидуальных результатов позволяет мне решить несколько важнейших задач: помогает
выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности; определить
приоритеты в работе с тем или иным учеником; сравнить результаты диагностики,
получить и проанализировать информацию о динамике развития метапредметных умений
ребенка.
Диагностика
уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне
оптимально выбирать формы и методы обучения, а также проводить коррекции ошибок
и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Анализ результатов по классу
в целом дает возможность подвести итоги работы за год и грамотно спланировать
работу на предстоящий год.
Список литературы
1. Асмолов
А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
2. Стандарты
второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9
классы. М.: Просвещение, 2011.
3. Хуторской
А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) //
http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.