1. Мотивация к учебной деятельности и планирование
Цель.
Включение детей
в деятельность
|
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с
хорошим настроением.
- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и
готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее
начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет
внимательным и старательным.
- Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем
улыбчивым лицам.
- Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке?
(планирование)
1. Выделение звуков в слове и выполнение
звукобуквенного и слого-звукового анализа слова.
2. Чтение слогов и слов.
3. Разгадывание зашифрованных слов
4. Читать текст.
|
Создание
эмоционального настроя урока.
|
Слушают учителя,
настраиваются на предстоящую работу в классе.
|
Личностные-самоконтроль
Регулятивные-целеполагание.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с
учителем.
|
2. Постановка
учебной задачи.
Цель.
Подведение детей
к формулированию темы урока.
Составление
плана работы.
|
–
Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:
Днём спит, ночью летает,
прохожих пугает. (Сова.)
Совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
головой вертит,
Во все стороны
глядит.
–
Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)
– Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить
читать слова и предложения. Но прежде чем дать
новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже
есть.
|
Формулирует
задание.
|
Вступают в
диалог с учителем, отвечают на вопросы, помогают строить план урока при
помощи условных обозначений.
|
Регулятивные-целеполагание.
Коммуникативные
– планирование учебного сотрудничества совместно с
учителем.
|
2. Актуализация знаний
Цель: Активизировать знания,
умения и навыки по теме урока.
Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
|
1. Работа по «ленте букв»:
- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?
- Определите, на какие группы делятся все звуки и
буквы русского языка.
- На какие группы можно разделить гласные звуки?
Назовите гласные, назовите признаки гласных.
- На какие группы можно разделить согласные звуки,
назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите
признаки согласных.
- Определите, о каком звуке идет речь: глухой
согласный звук, который есть в словах кот, окунь;
- Гласный, который обозначает мягкость согласного
звука; во всех позициях обозначает один звук.
- Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы
умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.
|
Учитель предъявляет задания.
|
Ученики слушают задания, отвечают на вопросы
- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать
буквы и звуки.
- Все звуки и буквы русского языка делятся на
гласные и согласные.
Дети называют гласные, их отличительные признаки;
классифицируют гласные.
Классифицируют согласные, называют признаки
классификации, читают согласные буквы.
- Это звук [к].
- Это звук [и], во всех позициях обозначает один
звук; обозначает мягкость согласного.
Дети фиксируют результаты и значение предыдущей
работы для изучения новой темы.
|
Познавательные
Общеучебные
– осознанно строят речевое высказывание в устной форме;
Логические
– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся.
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые
высказывания.
Личностные:
Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной
цели.
|
3.
«Открытие» обучающимися новых знаний
Цель: познакомить
обучающихся с согласными звуками [с],
[с'] , буквами С,с, обозначающими эти звуки на
письме.
|
1.
Наблюдение.
–
Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.
Говорят,
один рыбак
В
речке выловил башмак.
Но зато ему
потом
На
крючок попался… дом!
На
пожелтевшую траву
Бросает
лев свою… листву.
Лежит лентяй на
раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки.
–
Отгадайте загадки:
По
лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Кто-то в сумке носит
книжки,
Кто-то – нужные
вещички,
Кто-то – телефон,
игру,
А детишек – ... (кенгуру).
Вот ещё одна загадка
Девочкам и мальчикам:
Кто рождается в
кармане
С маленьким
карманчиком?
Когда плывёт —
прекрасен,
Когда шипит — опасен.
(Гусь.)
–
Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.)
2.
Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».
–
Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.
–
Выполните звуковой анализ слова «сумка».
–
Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.
–
Определите, какой слог ударный.
–
Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
–
Назовите букву, которой можно обозначить звуки [с], [с’]. (Буква с.)
–
Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т.
д.)
Села
мышка в уголок.
Съела
бублика кусок.
С, колесико хромое,
Познакомилось
с тобою. Г. Виеру
–
Замените фишки в схемах слов буквами.
3.
Игра «Живые буквы».
–
Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью.
Возьмём слово «сумка».
–
Назовите гласные звуки.
–
Назовите согласные звуки.
–
Назовите звуки по номерам.
–
Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка».
(Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук [у].)
–
Найдите признаки различия. (Количество букв.)
–
Уберите буквы и фишки в такой последовательности:
- букву, которой
записан второй гласный звук в слове «гуси» (и);
- букву, которой
записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у);
- букву, которой
записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у);
- последнюю букву в
слове «сумка» (а).
–
Дайте характеристику буквам, которые убрали.
(Это гласные буквы.)
- Уберите букву с,
которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта
буква. (Гуси.)
- Уберите букву с,
которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)
- Уберите буквы,
обозначающие парные по звонкости-глухости звуки. (Буквы г и к.)
- Уберите букву м.
–
Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая
обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.)
–
Назовите слова с буквой с, которая обозначает твёрдый согласный
звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)
4. Чтение слогов,
слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».
1) Ребята, давайте
теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91.
2) Теперь прочитаем
слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать
пары слов на странице 92.
–
Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».
–
Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким.
Будьте очень внимательны.
–
Прочитайте слова по столбцам.
–
Прочитайте слова парами. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой
предмет называют первое и второе слово в каждой паре?
–
Рассмотрите таблицу на доске.
в
|
с
|
о
|
р
|
у
|
в
|
о
|
р
|
е
|
г
|
и
|
а
|
ж
|
м
|
м
|
ж
|
а
|
н
|
у
|
й
|
–
Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова.
(Иней, снег.)
–
Чувствуете, как сразу стало холодно?
Замело
в лесу пригорки
И
овражки замело.
Ни
души нет на полянке.
Тихо.
Холодно. Бело.
–
Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная.
Попробуйте объяснить, почему так происходит?
|
Выделение звуков [с], [с'],
знакомство с буквой С.
|
Запоминают
слова со звуками [с], [с'],
знакомятся с буквой С. Отгадывают загадки, выделяют в словах звуки [с],
[с'].
(С-с-сом.)
(Лес-с-с.)
(С-с-сушки.)
(Гусь.)
(Кенгуру.)
Выполняют
задания учителя
|
Регулятивные-
Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров,
адекватно воспринимают оценку учителя;
Оценивают выполнение задания
Познавательные
добывают новые знания;
Владеют основными логическими действиями (сравнение,
анализ, синтез)
Личностные осознание своих
возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха
или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,
Познавательные читают
схемы для получения информации.
|
5.
Первичное закрепление
Цель.
Закрепить
знания, полученные на уроке.
|
1. Чтение текста
«Зимняя сказка».
О чём
узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте,
сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.
–
Какие слова повторяются в тексте?
–
Сколько предложений в тексте?
–
Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)
–
Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы
учеников.)
–
Мудрая
сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями.
Оказывается, буква с очень любит зиму. Назовите «зимние» слова,
в которых есть буква с. (Снежинки, снеговик, санки,
сосулька, снегурочка, снежки.)
СНЕГОПАД
Сыплет
снег, осторожен и робок,
От
него даже ночью светло.
Деревенька
увязла в сугробах,
Белым
пухом её занесло.
Тихо
вьётся позёмка седая,
Только
слышно, как снег разгребая,
У
калиток лопаты
скрипят. М.
Пляцковский
3)
Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей)
А.Л.
Барто написала такое стихотворение. Послушайте. Что же придумал ребёнок,
чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем
ребятам?
4)
Чтение стихотворения детьми.
|
Организует работу с текстом.
Читает
учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать»
|
Умеют читать
слоги и слова, предложения с буквой с.
Отвечают на
вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Слушают учителя,
затем читают сами
|
Регулятивные
- анализ, обобщение, умение организовать
совместную деятельность под руководством учителя.
Логические-
определяют наличие в звучащем слове звука.
Познавательные-осуществляют
отбор информации.
|
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель
-самоконтроль усвоения знаний.
|
Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.
А
совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на
странице 92.
Прочитайте
задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв.
Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы
встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова
получатся другие?
Попробуйте
поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа
- номера букв.
Работа
в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола -
масло, 4 группа сел - лес)
Давайте
проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют
слова, а мы смотрим на экран.
|
Организует работу по учебнику
Формулирует
задание.
Организует
самоконтроль.
|
Работают по
учебнику
Работа в парах
|
Регулятивные-
контролирует результат своей деятельности.
Познавательные-осуществляют
отбор информации
Личностные –
формирование
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Формирование
умения слушать и понимать других.
Формирование
умения оформлять свои мысли в устной форме.
Формирование
умения работать в паре.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.